"Поставить на колени?": как на "Кучуксульфате" оценивают попытку смены владельца
1,2 тысячи работников крупного алтайского предприятия "Кучуксульфат" и 1,3 тысячи жителей села Степное Озеро Благовещенского района подписали письмо Владимиру Путину, в котором сообщают о многолетнем давлении на завод и обеспокоенности по поводу его будущего в связи с попытками сменить собственника. Факт направления обращения подтвердили "Толку" в инициативной группе.
Письмо главе государства направили 1 ноября. А 8-го, как стало известно "Толку", аналогичное письмо выслали полпреду президента в Сибирском федеральном округе.
Одним из поводов для написания обращения стал недавний иск Генеральной прокуратуры в Арбитражный суд Алтайского края, которая требует вернуть акции предприятия государству спустя 30 лет. Но давление на завод непрерывно оказывается, начиная с 2017 года, сообщили "Толку" на "Кучуксульфате".
"Выходит что? Либо коллектив нагло, так, что даже никто не знал, украл целое предприятие у государства в 1992 году. Либо по каким-то причинам жуликоватые альтруисты-чиновники, причем около сотни человек, решили преступным образом завладеть предприятием, но не для себя, а раздать его простым людям. Робин Гуды, не иначе. И никто при этом не был привлечен к ответственности", – комментирует ситуацию председатель совета директоров завода Василий Гамаюнов.
На предприятии подчеркивают: атаки уже наносят исчисляемый миллионами ущерб, в том числе бюджетам района и края. А если действующие акционеры проиграют, это приведет к катастрофическим последствиям – экономическим и социальным, так как "Кучуксульфат" является градообразующим, тратит миллионы рублей на социальную сферу и входит в топ-10 налогоплательщиков Алтайского края.
На предприятии, где обычно крайне скупо комментируют происходящее, рассказали "Толку" свою версию того, законно ли проходила приватизация, как действующие собственники скупали акции и чем уже обернулись сотни проверок и иск к ним.
"Валом несли!"Приватизация предприятия прошла в 1992 году. Ее проводил комитет по управлению госимуществом Алтайского края, который правом на это наделил Госкомимущество в том же году. Первоначально доля коллектива в новообразованном акционерном обществе составляла 76,3%, затем работники выкупили у государства и оставшиеся акции. Собственниками завода стали 1 693 работника предприятия.
Но к 1999 году позиции завода на рынке заметно "сдали" – объемы производства сократились более чем в два раза, доходов хватало только на зарплату, рассказал Василий Гамаюнов.
В газетах, по его словам, стали массово появляться объявления о продаже акций завода.
"Мы с командой выходцев со станкостроительного завода Барнаула начали покупать акции. Давали объявления в газете, указывали адрес, куда можно было принести акции. Люди сами, переживая, что завод может остановиться, продавали акции в надежде, что хоть что-то получат. Валом несли! Менее чем за год мы аккумулировали уже контрольный пакет. В 2004 году мы, первоначально 12 человек, приобрели все акции и завершили процесс", – рассказал Гамаюнов.
По его словам, свидетели того процесса – все жители поселка.
Сейчас, согласно иску Генпрокуратуры, в числе собственников – одна кипрская компания "Капок Инвестментс Лимитед", барнаульская фирма "Кортес", а также 10 физлиц, среди которых наибольшее число акций принадлежит как раз Василию Гамаюнову.
В письме главе Федерального агентства по управлению госимуществом Вадиму Яковенко (имеется в распоряжении редакции) руководство "Кучуксульфата" объясняет, кто стоит за компанией из Кипра. Ее бенефициаром является Вениамин Кур, бывший житель Алтайского края, гражданин России, Республики Кипр, Израиля и Литвы. По данным завода, ранее он владел 15% акций как физическое лицо, но после переезда на Кипр в 1999 году перевел их в названную компанию.
"Дивиденды акционеру-нерезиденту ОАО "Кучуксульфат" выплачивает в соответствии с действующим законодательством, исключая любые иные финансовые отношения", – сообщается в письме.
Данные "Спарк-Интерфакс" говорят о том, что Вениамин Кур является членом совета директоров предприятия.
Отстроили зановоНа предприятии сообщили, что с 1999 года собственники инвестировали в развитие 14 млрд рублей, нарастили мощности производства в 2,5 раза к уровню советского периода – со 115 тыс. до 800 тыс. тонн сульфата натрия в год, увеличили размер уплаченных налогов с 40 млн до 1,7 млрд рублей в год (с учетом соцплатежей).
Средняя зарплата на предприятии составляет 53,9 тыс. рублей при средней по краю чуть более 30 тысяч. Завод по финансовым показателям чистой прибыли и отчислениям налогов входит в топ-10 промпредприятий края.
Сегодня на экспорт идет до 30% объемов реализации сульфата натрия. В числе партнеров предприятия – Procter&Gamble, Henkel.
"Мы дивиденды не получали лет семь, это можно проверить по документам. Если посмотреть по основным средствам, то на момент, когда мы начали скупать акции, завод не стоил практически ничего. Ему было 30 лет, и он требовал серьезной модернизации. Мы его фактически отстроили заново", – говорит Гамаюнов.
В 2021 году "Кучуксульфат" завершает проект по строительству новой ТЭЦ в Степном Озере стоимостью 4 млрд рублей.
"Старая могла еще пять-семь лет проработать. Но передавать следующему поколению такую "головную боль"? Мы смотрели в будущее и решили взять на себя этот проект.
Мы бы могли думать о себе – не вкладывать сотни миллионов в социальное развитие Степного Озера, в модернизацию инфраструктуры, в убыточную для нас рекреационную зону для жителей, в строительство храма, а где-нибудь в Испании дома строить. Но нет", – комментирует председатель совета директоров.
Когда и как начали прессовать заводВсе началось в 2017 году. По версии руководства – с вброса клеветнической информации в СМИ, который повлек вал проверок, заявлений в правоохранительные органы. Такая же история повторилась летом 2020 года.
"Гоняют проверками четыре года – и ни одного рубля штрафа, ни одного уголовного дела, только отказы в их возбуждении, потому что оснований нет никаких", – говорит Гамаюнов.
По его словам, предприятие прошло массу проверок самых разных надзорных органов. 28 нарушений нашли только сотрудники Росприроднадзора, однако 23 из них суд уже признал необоснованными.
Параллельно, по словам Гамаюнова, на собственников выходили представители коммерческих структур – "не раз и не один человек" – с предложениями выкупить их акции.
"На меня также выходили такие лица, угрожали физической расправой", – говорит председатель совета директоров. По этому факту в начале 2021 года возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 179 УК РФ ("Принуждение к сделке группой лиц").
"Связаны ли эти процессы – выводы делать вам, но нам в этой ситуации все предельно понятно, – заявил он. – Более 300 запросов за полгода, чтобы хоть что-то найти и поставить собственников "на колени". И параллельно люди выходят на нас и требуют продать акции".
На предприятии считают, что последний иск к ним – звено все той же цепи событий, за которыми вряд ли стоит воля государства.
"Какой у отдельных должностных лиц мотив ломать успешный бизнес, который инвестирует в развитие и предприятия, и поселка, и целого района? Наказать собственника, который сопротивляется? Надавать по рукам ответственному бизнесу?" – рассуждает Василий Гамаюнов.
"Завод на металлолом"Между тем предприятие уже сейчас страдает от происходящего именно в силу своего серьезного веса на рынке. Банки и иностранные партнеры крайне чувствительно реагируют на репутационные риски и даже минимальные сомнения в перспективах.
Банк уже отказал предприятию в лизинге на 100 млн рублей – завод планировал приобрести оборудование.
"Недоверие банков в дальнейшем может привести к дестабилизации финансового состояния. "Кучуксульфат" рискует не получить кредиты на пополнение оборотных средств (связано с отсрочкой расчетов за отгруженную продукцию, по некоторым контрактам – до пяти месяцев)", – сообщили на предприятии.
Партнеры, в том числе иностранные, могут приостановить сотрудничество и уже снижают объемы закупа до стабилизации ситуации – как минимум до завершения судебного процесса, а это дело небыстрое.
На предприятии уже идет падение экспортных продаж с 30% до 15%, что может снизить объемы производства на 60-80 тыс. тонн сульфат натрия в год, или на 700-900 млн рублей. А это влияет и на занятость, и на размер зарплат.
К тому же на рынке полно желающих занять место на рынке, в основном – из Китая. Если им удастся занять нишу алтайского предприятия, завод, по словам Гамаюнова, "можно будет отправлять на металлолом, а моногород выселять из Степного Озера".
Председатель совета директоров говорит, что от падения объемов заказов уже страдает и бюджет района, недополучивший в 2020 году по сравнению с 2017-м 50 млн рублей. Потери в 2021 году прогнозируются на уровне 75 млн рублей – также к 2017 году, что для местной казны – существенные деньги.
На "Кучуксульфате" уверены, что предприятие приватизировано законно, и надеются выиграть суд. И предупреждают, что в случае поражения последствия будут самыми негативными, и не только финансовые. Действующие акционеры получат полное право истребовать средства с прежних владельцев акций, выплаченные когда-то им, а также предъявить всю сумму инвестиций государству.
"Но зачем ломать то, что так хорошо работает и приносит пользу самому государству, людям, работает по закону?!" – спрашивает Василий Гамаюнов.
"Толк" направил запрос в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой назвать основания для обращения в суд с иском и причины, побудившие обратить внимание ведомства на работу алтайского предприятия.
Первое заседание суда по иску состоится 19 ноября.
Также "Толк" ждет ответа на официальный запрос в региональный минпром, где ранее крайне сдержанно отвечали на вопросы относительно ситуации на предприятии. В сентябре министр Вячеслав Химочка, в частности, говорил, что не готов давать оценки тому, была попытка рейдерского захвата завода или нет:
"Этим занимаются правоохранительные органы. Я могу только сказать, что мы готовы оказывать поддержку предприятию на любом этапе".