Алтайский бизнес столкнулся с заморозкой и расторжением контрактов
"Все находятся в шоке", – так охарактеризовала ситуацию в бизнесе предприниматель из Барнаула Ирина Чанцева. Некоторые ее коллеги в разговоре с "Толком" оценивали работу с контрагентами и перспективы и в более крепких выражениях. Некоторым поставщики уже заявили либо о приостановке сотрудничества, либо о предстоящем пересмотре контрактов. В ряде отраслей пока никаких изменений не произошло, но их участники уверены – их партнеры, как и они сами, просто ждут стабилизации ситуации, чтобы понять, как работать дальше.
"Старые закрыть, новые не заключать""Поставщики электрооборудования сегодня в ночь сообщили, что приостанавливают поставку", – сказал еще 25 февраля на сессии краевого парламента глава компании "Алтайкрайэнерго" Сергей Приб. Как сообщили на предприятии, речь идет об импортной продукции.
Руководитель компании "АгроХимСервис" и совладелец хозяйства "Тимирязевский" Анатолий Вытоптов рассказал, что в сфере агрохимии уже заявили о прекращении сотрудничества Bayer и Basf. В товарообороте "АгроХимСервиса" их продукция занимала около 30%. Avgust готов к дальнейшей совместной работе, но после стабилизации курса валют.
По словам Вытоптова, заместить "выпавший" объем можно продукцией отечественных производителей, но это не так-то просто – для этого нужно как минимум время, хотя бы полгода. А посевная уже на носу. С учетом того, что весь прошлый сезон рынок агрохимии и так лихорадило – цены на удобрения выросли на 30-70% – это не очень хорошая новость для аграриев.
Но не единственная. По словам предпринимателя, поставщики гибридных семян сои, рапса, подсолнечника, аналогов которым в России просто нет, уже заявили, что прекращают действие прежних договоров и новых заключать не будут.
"Придется пересматривать структуру посевов", – говорит он.
Напомним, аграрии края заметно нарастили объемы посевов масличных культур. По данным Минсельхоза РФ, только в 2021 году в регионе посеяли на 22% больше рапса.
Все контракты привязаны к валюте"У нас все контракты привязаны к курсу евро, даже с отечественными производителями одежды, соответственно, при его повышении рублевые цены будут пересчитываться, – рассказывает Ирина Чанцева. – Оплата производится по курсу ЦБ. Даже если наши поставщики найдут какие-то варианты, то возникает вопрос – а нужно ли сейчас закупать новые партии товара в условиях такой волатильности валютного рынка. И так у всех".
Она рассказала, что 24 февраля завершилась выставка в Москве, где как раз заключались новые контракты. Что с ним будет – как они изменятся и когда – пока не ясно.
По данным предпринимательницы, в Барнауле уже часть магазинов отказалась от традиционных в это время распродаж и акций. В Москве она уже видела, как магазины переклеивали ценники – плюс 15-20%.
"Мы пока не пересчитывали цены и не меняли этикетки на товар, который находится в продаже. Но какие-то решения, исходя из ситуации, будем принимать", – сказала Чанцева.
Она также объяснила, как бизнеса коснется отключение от системы SWIFT:
"Напрямую это решение, если его примут, повлияет только на участников внешнеэкономической деятельности. Их у нас не так много. Скажем, мы, например, работаем с представительствами зарубежных компаний в Москве. И так делают многие. Другое дело, что моего московского поставщика это коснется напрямую, а значит, и нас опосредованно".
"Надо переварить"В промышленности ситуация пока чуть спокойнее, но руководители понимают, что все изменится после стабилизации ситуации.
"Никаких заявлений от поставщиков по действующим договорам не поступало. Но мы сейчас каждый день живем в новой реальности. Минимум неделю-две будет все в динамике находится", – говорит Виталий Смокотин, глава компании "Мартика" – крупного производителя пластмассовых изделий.
По его словам, около 95% поступающего на предприятие оборудования – импортное, однако в большинстве своем оно изготовлено в Китае. То есть сбоя в поставках здесь не прогнозируют, но цена будет однозначно выше.
Может подорожать и продукция от отечественных поставщиков химотрасли: "У них в составе продукции есть различные составляющие импортного производства: например, в пигментах различных, в красках. Скажем, поставляет условный Basf один ингредиент – и без него уже "кашу не сваришь". Есть производители, у которых такая зависимость велика", – рассказал Смокотин.
Виктор Мещеряков, исполнительный директор Союза промышленников Алтая, также подтвердил, что пока изменения условия по контрактам нет. Он 25 февраля обзванивал предприятия, в том числе многие из тех, что работают на "оборонку".
"Пока ни у кого никаких новых сведений нет. Как они будут работать в будущем, пока не ясно. Никаких дополнительных указаний, даже оборонпредприятиям, не поступало. Пока всем надо переварить ситуацию и понять, как действовать в будущем", – сказал он..
"Просто все станет дороже"В строительной сфере не боятся совсем остаться без поставок импортных материалов и комплектующих.
"Конечно, цены на импортные материалы, комплектующие, оборудование сейчас резко вырастут в связи с увеличением курса доллара. Такая ситуация уже была у нас в 2008, 2014 годах. Вообще остаться без поставок застройщики не боятся, просто придется закупать дороже, и, естественно, это скажется на себестоимости новостроек",– говорит Александр Мишустин, председатель правления Союза строителей Алтайского края.
Однако он подчеркнул, что в основном на стройки края идут поставки от российских поставщиков – арматуры, цемента, а это базовые материалы. Импортные комплектующие – чаще всего из Китая.