"Задели за живое": генподрядчик раскрыл нюансы возрождения моста на Новом рынке
Реконструкция путепровода на проспекте Ленина у ТЦ "Пионер" в Барнауле идет полным ходом. Рабочие уже начали демонтаж объекта. На сегодняшний день сняты трамвайные рельсы, дорожное покрытие, коммунальные и электросети. Что будет дальше, построят ли мост в срок, как сильно подорожает проект и почему различные компании не горели желанием участвовать в аукционе по реконструкции, рассказал "Толку" директор Барнаульского ДСУ-4 Николай Данилин.
Задели за "живое"– Николай Владимирович, ваша компания зашла на весьма непростой объект, к которому приковано пристальное внимание практически всех горожан. Что вы чувствуете, ведь вы буквально задели Барнаул "за живое"?
– Начнем с того, что не мы его "задели", а заказчик. Но это было неизбежно. Объект не самый крупный и сложный в нашей многолетней практике. Тем не менее мы десять раз подумали и все просчитали, прежде чем выходить на аукцион. В какой-то степени решение было выстрадано. Честно признаюсь, мои замы были настроены против. И проблема не в резонансе, а в чисто экономических и бюрократических нюансах.
– О каких именно нюансах идет речь?
– Во-первых, еще на стадии принятия решения мы понимали, что цена на металл вырастет и не будет соответствовать сметной стоимости. В сложившейся экономической ситуации это было вполне ожидаемо. Во-вторых, реконструкция путепровода реализуется за счет инфраструктурного бюджетного кредита. Такая финансовая схема предполагает казначейское сопровождение на всех этапах реализации проекта. Это удлиняет процесс расчета с субподрядчиками и контрагентами.
– Как на это отреагировали ваши партнеры?
– Буквально за пару дней до подачи заявки на аукцион мы получили подтверждение от заводов-поставщиков, что они готовы с нами работать на таких условиях. К тому же мы поняли: нас ждет командная работа. Впоследствии это подтвердилось. Алтайское территориальное отделение РЖД, "Горэлетротранс", "Горсвет" и Теплосетевая компания с нами всегда на связи и готовы оперативно решать любые вопросы без лишней волокиты. В успешном завершении строительства также заинтересованы администрации города и края.
Закрыть навсегда или перестроить– Многих горожан волнует вопрос, так ли было необходимо реконструировать мост? Может быть, он бы еще какое-то время простоял?
– Барнаульское ДСУ-4 – подрядная, а не экспертная организация и диагностику не проводило. Тем не менее разрушения видны невооруженным взглядом: балки и пролетные строения в ужасном состоянии и буквально осыпаются. Вдобавок мост испытывает постоянную вибрацию и большие нагрузки – автомобильный траффик с советских времен значительно вырос. Мост был построен более полувека назад, с тех пор его ни разу не ремонтировали.
И не стоит забывать, что есть решение суда о том, что власти города должны либо реконструировать, либо перекрыть старый мост навсегда. Поэтому всем, кто рассуждает о проработанности проекта и прочем, я бы посоветовал задуматься, что лучше – закрыть мост на полтора года или навсегда?
– Неужели нельзя было использовать в качестве дублера пятипролетный путепровод, который сейчас стал частью пешеходного обхода?
– Он не рассчитан на такую нагрузку. Его бы пришлось укреплять. О реконструкции основного путепровода начали всерьез задумываться в 2013 году, когда транспортный поток был процентов на 30 меньше.
Думаю, на тот момент в дублере не было никакой необходимости, никто не ожидал, что Барнаул "захлебнется" в 2022-м. Но могло быть и хуже. Да, пробок стало больше, но город не встал намертво. Поэтому строительство моста – это лишь неизбежное зло, с которым можно примириться, ведь через полтора года будет открыт новый и современный путепровод с большей пропускной способностью.
Увеличение цены контракта– Жители Барнаула сомневаются и в этом. Люди боятся, что мост на Новом рынке станет очередным долгостроем. Не затянется ли реконструкция объекта?
– За всю историю существования наша компания ни разу не затягивала строительство объектов, уверен, такого не предвидится и в ближайшем будущем. Старый мост через Обь мы завершили даже раньше запланированного срока.
– А что с ценой контракта? Она будет пересчитана?
– Действительно, цены на металл значительно подросли и теперь не соответствуют заложенным в смету значениям. Мы уже обсудили возникшую ситуацию с заказчиком (администрация Барнаула. – Прим. ред.) и в ближайшее время будем пересматривать смету. После чего отправим расчеты на ценовую экспертизу, которая, в свою очередь, уже должна подтвердить обоснованность пересмотра цены контракта. Так мы планируем компенсировать минус, в который "упали".
Далее. Мы уже получили аванс в размере 507 млн рублей. Это 30% от цены контракта, которая пока составляет 1,7 млрд рублей. 200 млн рублей после подписания договора будут в виде предоплаты перечислены заводу "Тюменьстальмост". Предприятие изготовит для восьмипролетного путепровода (который станет трехпролетным) металлоконструкции.
В сентябре-октябре нам уже отгрузят продукцию. На остальные деньги мы закупим другие стройматериалы. Даже если произойдет скачок цен, он уже не отразится ни на смете, ни тем более на сроках
– Есть ли надежда, что строительство закончится раньше?
– Все возможно, но на данном этапе давать прогнозы я не буду. Мы только начали, и есть немало факторов, которые от нас не зависят: график поездов РЖД, перенос коммуникаций, спецсвязи и т. д. Могу лишь сказать, что любой подрядчик заинтересован в том, чтобы не затягивать сроки, ведь чем они короче, тем меньше накладных расходов несет компания.
Ломать не строить– Николай Владимирович, когда старый мост окончательно исчезнет?
– В июне мы планируем убрать пролеты. В июле начнем сносить опоры. Есть конструкции, которые не попадают в охранную зону РЖД, соответственно, их уберут в плановом режиме. Две из них находятся рядом с путями. Их мы будем разбирать чуть медленнее – только в рамках "окон", поэтому работа затянется практически на все лето.
– Уже известен график "окон", которые вам готовы предоставить в РЖД?
– На этой неделе мы планируем получить акт допуска на работы. Демонтаж пролетных строений над действующей веткой мы сможем проводить только в ночное время в рамках четырехчасовых "окон". Пока нас сориентировали с двух часов ночи до шести утра.
Работы мы сможем проводить каждую вторую ночь. Мы обсуждали расширение "окон" до восьми часов, но все зависит от графика поездов. В любом случае РЖД идет нам навстречу и делает все возможное для того, чтобы упростить нам задачу.
– Еще один острый вопрос – судьба лебедей. Арт-объекты уже демонтировали. Где они сейчас?
– Мы увезли их на свою базу. Как только город определится с дальнейшим хранением или размещением лебедей, мы их передадим властям. Любопытно, что первого из них – лебедя Андрюшу – я помню с детства. Тогда это был кусок трубы, обмотанный тряпками. Помню, тоже представлял, что это птица. Теперь моя компания его демонтировала. И в данной ситуации меня больше всего удручает, что общественники подключились только в тот момент, когда стало точно известно, что их уберут. До этого за лебедями никто толком и не следил.
– А какова вероятность, что их удастся все же вернуть на то же место?
– Если город согласует их размещение на новой трубе и даст нам такое задание, то, конечно, мы это сделаем.
Пробки и судьба пешеходной лестницы– Что ждет построенную для пешеходов лестницу? Она останется после сдачи моста в эксплуатацию?
– Думаю, нет. Во-первых, лестницу сделали не в рамках контракта, а в качестве допработ. Здесь мы пошли навстречу администрации, и решение о судьбе объекта будет за ней. Но нужно понимать, что на подходе к лестнице хоть и не интенсивный, но все же действующий путь РЖД. Во-вторых, кто будет за ней следить? Думаю, ее демонтируют.
– И наконец, что вы думаете о возникшей в городе транспортной ситуации?
– Конечно, центр города сейчас загружен. И я бы посоветовал многим горожанам, по мере их возможностей, пересесть с личного на общественный транспорт. Благодаря выделенным полосам данный вид транспорта сейчас стал двигаться намного быстрее.
Так центр разгрузится, и в городе станет меньше пробок. Как бы то ни было, я бы посоветовал всем набраться терпения на ближайшие полтора года. Оно того стоит, ведь в октябре в Барнауле будет открыт новый мост с шестью полосами для автотранспорта, двумя трамвайными "нитками", удобными тротуарами и освещением.