Дух захватывает. Как выглядит Барнаул в районе моста на Новом рынке
От старого моста на Новом рынке остались одни "ножки" – две опоры в пустом проеме, где были восемь пролетов. Еще одно "окно" зияет рядом. Оба огромных проема скоро закроют конструкции нового путепровода. Фотокорреспондент "Толка" запечатлел, как реконструкция изменила главный проспект, ведь таким он никогда не был. Смотрим на "ленинский" с высоты птичьего полета и вспоминаем самые интересные факты об исторической для города стройке.
Факт 1. Ровесник советской космонавтикиМосту на Новом рынке 61 год. Его строительство стартовало в 1961-м – в том же году, что и ракета с Юрием Гагариным на борту. Он стал первым человеком в космосе, а построенный мост в Барнауле – одним из важнейших объектов городской инфраструктуры.
Историк, профессор АлтГУ Валерий Скубневский когда-то рассказал изданию "Политсибру", что ранее в районе Нового рынка была просто железнодорожная выемка. Пройти ее можно было только пешком, спустившись по деревянной лестнице.
Факт 2. Кто строит новый объектТендер на проведение реконструкции выиграло Барнаульское ДСУ-4. Предприятие имеет большой опыт в мостостроении и проведении дорожных работ. Один из самых ярких городских объектов – коммунальный мост через Обь, который открыли в октябре 2021 года.
Факт 3. Когда по мосту проехала последняя машинаНечетную часть проспекта Ленина закрыли 10 мая. На протяжении еще 10 дней после этого люди могли ездить по старому мосту в сторону центра Барнаула. 21 мая путепровод закрыли навсегда. Подготовка к историческому событию началась в 10 часов утра, а последняя машина проехала по пролетам аварийного строения в начале 11-го часа.
На пути автотранспорта рабочие выставили бетонные блоки и дорожный знак "Проезд запрещен". После этого генподрядчик – Барнаульское ДСУ-4 – приступил к обустройству строительной площадки. Вокруг нее вырос забор, рядом появились аккуратные вагончики для рабочих.
Отметим, что горожане до последнего ходили через закрытый мост – пока его полностью не огородили. Люди срезали путь, хотя к тому времени полноценно заработала пешеходная связь.
Факт 4. Какие объекты появились из-за реконструкцииБлагодаря реконструкции путепровода в Барнауле появился ряд новых объектов. Во-первых, в районе Дома быта и ТЦ "Пионер" построили два разворотных кольца для трамваев, дабы обеспечить бесперебойную работу городского электротранспорта. Во-вторых, между кольцами обустроили пешеходный обход путепровода. Вместе с ним в этом районе появились асфальтированные тротуары, лавочки, металлическая трехмаршевая лестница (с 24 ступенями), электроосвещение.
Протяженность обхода – 600 метров. Горожане преодолевают этот путь за 5-10 минут. В зимнее время о нем позаботятся городские власти. Порядком займется отдельная бригада рабочих со спецтехникой. Они будут следить, чтобы тротуары и лестница были вовремя очищены ото льда и снега.
Всего на уборку и содержание улично-дорожной сети Барнаула в этом году выделят порядка 752 млн рублей.
Факт 5. Транспортные измененияПосле закрытия моста в городе заработала новая транспортная схема. Власти сделали ставку на общественный транспорт, поэтому в этой сфере начались серьезные перемены.
В наиболее напряженных точках городских магистралей были обустроены выделенные полосы для движения для автобусов и электротранспорта. "Выделенки" заработали на проспектах Строителей, Ленина, Калинина, улицах Челюскинцев и Советской Армии.
Водители далеко не сразу привыкли к новым правилам, поэтому инспекторам ДПС в течение первого месяца пришлось следить за соблюдением новых для города правил дорожного движения.
Факт 6. Новенькие трубы в копилке теплосетей городаРеконструкция моста внесла лепту в обновление теплосетей. Снос старого и строительство нового путепровода стали причиной замены большого отрезка старых магистралей. Сегодня рядом с двумя проемами протянулись батареи новеньких труб. Теперь они питают теплом несколько кварталов жилых домов и социальные объекты.
В районе моста построили 590 метров нового трубопровода. Из них 257 метров "зачехлили" в специальные футляры для лучшего сохранения тепла. Работы велись с 1 июля по 16 сентября. Генподрядчик (Барнаульское ДСУ-4) обустроил опорные конструкции для труб отопления, а субподрядчик (компания "СТЭК") смонтировал непосредственно теплосети.
Кстати, судьба старых труб еще не решена. Вероятно, их сдадут в металлолом, а пока они хранятся на производственной базе ДСУ-4.
Факт 7. Куда делась лебединая стаяДолгое время многих волновала судьба лебедя Андрюши и его стаи. Речь идет о стихийной скульптурной композиции, выросшей рядом с птицей, сделанной из обломка трубы известным тренером-самбистом, создателем школы самбо "Спарта" Валерием Метелицей.
15 "птиц" демонтировали еще весной. Часть лебедей уже отреставрировали и поселят в парке "Лесная сказка" и на территории школы искусств "Традиция". А легендарного Андрюшу забрала дочь Валерия Метелицы. Лебедя можно будет увидеть в одном из городских музеев
Факт 8. Каким будет мостМногие горожане воспринимали мост на проспекте Ленина как единое сооружение. Но это не совсем так. На самом деле объект состоял из двух сооружений – трехпролетного и восьмипролетного путепроводов. Это хорошо видно с высоты 13-этажного дома – по проемам, оставшимся от моста.
Путепроводы отличаются не только размером. Так самый маленький (он станет однопролетным) будет построен из железобетона. А большой (его сделают трехпролетным) возведут из низколегированной стали.
Для этого потребуется 1,2 тыс. тонн листового металла. Из него получится 1,1 тыс. тонн готовой продукции. Это 1,5 тыс. элементов, самый большой из которых будет длиной в 10,5 м. Металлоконструкции уже изготавливают на тюменском заводе "Стальмост". Первую отгрузку барнаульский подрядчик ждет уже в начале октября.
Факт 9. Когда в Барнауле построят мостНовый мост планируют открыть 30 ноября 2023 года.