Толк новости
Фоторепортажи |

Руины купца Поскотинова: во что превратилась архитектурная жемчужина Барнаула

Фотокорреспондент "Толка" прогулялся по развалинам одного из самых выдающихся примеров архитектурного наследия купеческого Барнаула, где ныне растут деревья и прячутся бомжи
Читать в полной версии ➔

Дом Поскотинова – памятник архитектуры регионального значения. После разрушительного пожара 2002 года он лишился перекрытий, крыши и части стен. Сегодня он стоит в руинах без окон и дверей, зарастая внутри и снаружи густой растительностью. Его давно облюбовали местные маргиналы.

При этом здесь до сих пор сохранились архитектурные приметы дореволюционного прошлого: в уникальной кирпичной кладке, кованых элементах, гвоздях и т.д. Как здание выглядит сейчас, смотрите в нашем фоторепортаже.

Уникальный по своей архитектуре особняк из красного кирпича стоит в старой части Барнаула, на улице Мало-Олонской, 21. Когда-то оно формировало угол квартала на пересечении этой улицы с переулком Знаменским. Сегодня его руины прячутся не только за высоким забором, но и за громадой торгового центра "Воскресенье". Не удивительно, что далеко не все барнаульцы знают о существовании памятника регионального значения.

Строить здание переменной этажности начали в конце XIX века, завершив возведение в 1910-х годах. Как уточняется в паспорте объекта (доступен на сайте Алтайохранкультуры), эклектичное решение архитектурных объемов "тяготеет к традициям русского кирпичного стиля". До сих пор сохранились уникальные своды проемов, часть стен лицевой кладки и интересные элементы фасадов: поребрики, фигурные лопатки с накладным декором и арочками в верхних частях и т. д. А в оставшихся после пожара деревянных перекрытиях и стенах можно найти старинные гвозди и другие крепежные элементы, выкованные в дореволюционное время.

Изначально здание было предназначено для торговли. Именно для этих целей его строил купец второй гильдии Василий Поскотинов. В 1910-х он планировал открыть здесь еще и трактирные заведения. Соответствующее заявление "бизнесмен" подал в дореволюционную Барнаульскую гордуму, отмечает в своей научной статье историк и краевед Марина Целищева.

После смерти купца имущество перешло к наследникам. Там был открыт постоялый двор, а с начала Первой мировой войны часть помещений стали сдавать для размещения военных. В 1920-е в бывшей усадьбе открыли Дом крестьянина, потом учительский институт. А с июня 1941-го по декабрь 1944-го сюда эвакуировали госпиталь. В 1970-х на фасаде здания даже висела мемориальная табличка с соответствующим содержанием.

Кроме того, в разное время здесь находились столовая и контора под кабинеты, а также разные госорганы, в том числе налоговая служба. В 2002 году красивый особняк, который уже был признан памятником архитектуры (согласно постановлению АКЗС от 28 декабря 1994 №169), поглотил пожар. Он уничтожил деревянные перекрытия, кровлю, окна и двери. От величественной усадьбы остался только высокий остов со следами гари. Со временем к ним добавились граффити и нецензурные слова.

С тех пор бывший купеческий особняк все больше превращается в руины, где любят собираться люди без определенного места жительства и местная молодежь, ищущая приключений и стен – "холстов" для своих художеств. Между тем здание могло бы еще послужить на благо столицы края, уверены эксперты. Например, бизнесмен Анатолий Овчинников, спасший от гибели здание-памятник, известный как магазин "Дешевка", видит в нем большой туристический потенциал. Он уверен, что архитектурная жемчужина, которую Барнаул может безвозвратно потерять, могла бы стать одной из красивейших гостиниц высокого класса с неповторимым историческим флером.

Читать в полной версии ➔