Уютное "привокзалье". Как выглядит район Барнаула, где может появиться парк
Барнаульские архитекторы нашли подходящее место для еще одного парка. У территории за ж/д путями большой потенциал, уверены они. В будущем (пусть и далеком) здесь можно сформировать зеленое ядро, сочетающее в себе парковые, транзитные и даже культурологические функции. Пока это только идея, нашедшая отражение в концепции зеленого каркаса города. Но она уже вошла в проект изменений генерального плана Барнаула. О чем идет речь — в нашем материале.
Зеленые перспективыТерритория, которую могут зарезервировать под парк для будущих поколений, раскинулась в районе Осипенко – сразу за железнодорожным вокзалом, между улицами Георгия Исакова и Юрина. Через нее проходит русло реки Пивоварки.
Малая река, уверены эксперты, может стать прекрасным дополнением для будущего зеленого ядра. Не исключено, что когда-нибудь по ее берегам благоустроят природную набережную. Но сейчас на эту тему можно только рассуждать, отметил один из участников группы разработчиков концепции "зеленого каркаса" Барнаула архитектор Андрей Атаджанов.
"Нужно понимать, что пока мы говорим лишь о результатах аналитической работы над концепцией. И мы рады, что одну из вошедших в нее территорий учли в проекте изменений в генплан. Однако до реализации идеи, если она ее получит, еще очень далеко. Может пройти 10, а то и все 20 лет, прежде чем приступят к развитию данной территории. Сначала она должна попасть в генплан, войти в соответствующую программу, пройти все стадии проектирования и т.д. Не исключено, что речь о формировании зеленой зоны зайдет параллельно или в рамках реновации этого района частного сектора", – заметил собеседник.
Ядро районаСейчас о парке можно говорить только как о вероятной перспективе. И выглядит она очень даже радужной. Во-первых, парк органично встроится в зеленый каркас города и увеличит долю нормативного озеленения на каждого жителя Барнаула. Благодаря Пивоварке, как естественному зеленому коридору, будущий парк сможет соединиться с рекреационной зоной центра Барнаула и другими ядрами природного каркаса.
"Совместив все планировочные оси вместе, мы поняли, что именно в этой локации и должен разместиться парк. Территория будто уже приспособлена для того, чтобы стать парадной частью города. Если комплексно подойти к улучшению территории этого района, к застройке, профилям улиц, развитию улично-дорожной сети, то у нее появится более осмысленный функционал. И парк может превратиться в ядро этого жилого района", – рассказал архитектор.
Во-вторых, парк может стать яркой точкой притяжения не только для местного населения, но и для гостей краевой столицы. Здесь они смогут полноценно отдохнуть перед посадкой на поезд или автобус.
"Работая над обследованием парков, я заметил много приезжих, особенно в Нагорном. Здесь я не раз встречал людей с дорожными сумками, которые гуляют или просто отдыхают в парке. Нередко им рекомендуют парки как местные достопримечательности", – пояснил Андрей Атаджанов.
Пересечение эпох и пешеходных осейОн добавил, что зеленое ядро рядом с вокзалом только увеличит привлекательность Барнаула. Чтобы оно стало еще и удобным местом для отдыха, его можно насытить инфраструктурой – дорожками, скамейками, беседками, павильонами, киосками и т.д. В то же время он может стать местом знакомства с Алтайским краем и городом.
"Предполагаемый парк – это первое, что будут видеть гости города. Если его насытить деталями, знакомящими с историей края и его столицы, то он будет нести еще и познавательную функцию. И это, на мой взгляд, просто отлично", – подчеркнул собеседник.
Для комфорта будущий парк нужно будет обязательно оборудовать удобным переходом. Он, как и сам зеленый объект, точно станет изюминкой этого места. К тому же она обеспечит благоустроенную пешеходную связь через Осипенко со спальными районами города, чего так не хватает сейчас. Вкупе с идеей пробивки тоннеля под ж/д путями и при грамотном форматировании новых планировочных осей может решиться часть транспортных проблем города.
"В настоящее время действует переход в районе улицы Юрина. Но он не очень популярный и совсем не парадный. Поэтому, размышляя над функцией территории, мы исходили еще и из ее транзитной роли. Если она обеспечит пешеходную и велосипедную связь двух частей Барнаула, разделенных ж/д путями, то это бы только улучшило ситуацию. Он может стать рекреационным шарниром, соединяющим части города", – отметил собеседник.
"Звенящий" паркКстати, разработчики проекта генерального плана из института "Гипрогор" едва ли не в числе первых включили территорию в список рекреационных зон будущего Барнаула.
"Сказали, что парк буквально "звенит". При том, что было отклонено немало других предложенных нами участков", – рассказал Атаджанов.
История города подсказала название для вероятной общественной территории – "Заречный". Как рассказал архитекторам историк и краевед Данил Дегтярев, когда-то за Пивоваркой находился поселок Заречный. Сейчас от него осталась только улица с одноименным названием. В 1950–1960-е годы там планировалась многоэтажная застройка. По какой-то причине она заглохла, а развитие города пошло в другом направлении.
Домики и приток ПивоваркиТеперь довольно большую территорию занимает частный сектор. Тем временем географически он уже стал центром Барнаула. Здесь мы побывали накануне днем.
Несмотря на близость ж/д линии, это довольно тихий и уютный район города со своим неповторимым колоритом и атмосферой. Гудки поездов и голоса диспетчеров доносятся лишь до участков на первой линии от путей.
В этом уголке Осипенко встречается много красивых домиков с необычными решениями фасадов и заборов. Нам также встретился почти коттедж с башенкой на крыше.
А еще на улицах 2-я Строительной и Путейской сохранились дома барачного типа на несколько квартир, построенные в свое время для железнодорожных работников.
Еще одна любопытная деталь таится под мостовым переходом через ж/д пути. Здесь вытекает приток Пивоварки. Через него перекинут видавший виды дощатый мост. В минуты тишины можно услышать шум воды маленького водопада, образовавшегося там.