Трансформация вагонов: как в Барнауле старые трамваи получают вторую жизнь. Фото
Барнаульские трамваи до сих пор остаются надежным видом общественного транспорта. Несмотря на то, что средний возраст вагонов достигает 36 лет, они весьма бодро "бегают" по улицам краевой столицы. Чтобы продлить им жизнь, пять лет назад на базе муниципального Горэлектортранса начали проводить капитально-восстановительный ремонт подвижного состава. После него даже самые почтенные "старички" чувствуют себя уверенно и могут полноценно обслуживать пассажиров. Как происходит такое "омолаживание", нам рассказали и показали на самом предприятии.
"Татры" на десятилетияНа сегодняшний день на балансе МУП "Горэлектротранс" находятся 224 единицы пассажирских трамваев, рассказали "Толку" на предприятии. Большая часть – это чехословацкие вагоны, произведенные в Праге: "Татра Т3" (114 единиц) и "Татра Т3М" (97 единиц). Кроме них есть еще минские АКСМ-62103 (2 единицы), питерский вагон 71-151 (ЛВС-2005) и 10 новых трамваев из Белоруссии, которые Алтайский край закупил для Барнаула в прошлом году.
Самому старому трамваю 50 лет, он был произведен в 1974 году. Самому молодому нет и года – как известно, новые трамваи марки 802Е изготовили в 2023-м.
В ГЭТ также рассказали, что за годы эксплуатации среди трамваев с пробегом лучше всего себя зарекомендовали "Татры". Эти надежные и неприхотливые вагоны на протяжении нескольких десятилетий успешно ездят в суровых сибирских условиях, хотя изначально для них были не до конца приспособлены.
Например, для того чтобы в салоне было тепло и комфортно в холодное время года, в них сразу установили дополнительные печки. В остальном узлы и агрегаты работали стабильно и без сбоев. Пока не приходили в негодность из-за неизбежного износа. В этом случае их ремонтировали или заменяли. А часть трамваев и вовсе прошла через капитальную переделку, поэтому в них от "Татр" осталось не так много. Но обо всем по порядку.
Круговорот ТО в ГорэлектротрансеВсе работающие на линии трамваи с первого дня ввода в эксплуатацию входят в круговорот технического обслуживания. По словам главного инженера ГЭТ Александра Возного, этот круговорот состоит из нескольких уровней.
Во-первых, каждый рабочий трамвай должен проходить ежедневное обслуживание (ЕО). Бригада (как правило, она состоит из 6–8 человек) проверяет салон, тормозную систему, колесные пары, токоприемники и т.д. Если все хорошо, трамвай моют и он может отправляться на маршрут согласно графику.
Во-вторых, вагоны вносят в график технического обслуживания, которое делится на первое (ТО-1) и второе (ТО-2). На ТО-1 трамваи ставят после не более чем семи дней эксплуатации. На ТО-2 их отправляют после 7 тыс. км пробега вагона.
А когда тот или иной вагон проезжает 100 тыс. км, его направляют на текущий ремонт. Им занимается отдельная служба, специализирующаяся на работе с тележками, колесными парами, редукторами, двигателями и т.д.
"В рамках текущего ремонта производятся сварочные работы, замена полов, ремонт двигателей, тележек и прочего. Это, скажем так, более мощный ремонт, благодаря которому вагоны могут ездить дальше, пока пробег не достигнет очередных 100 тыс. км. Таким образом, все стадии техобслуживания и ремонта закругляются в единый цикл, пока вагону не исполнится 15 и более лет", – рассказал эксперт.
За таких долгожителей сначала берется специальная комиссия, составленная из сотрудников ГЭТ. Трамвай детально осматривают, после чего принимается решение о его дальнейшей судьбе – списать или дать вторую жизнь и отправить на капитально-восстановительный ремонт (КВР).
По словам эксперта, капитальная переделка предполагает полный разбор транспортной единицы вплоть до рамы: снимается все оборудование, тележки, корпус и другие конструктивы. После чего все собирается в обратном порядке, но уже с использованием новых материалов и запчастей. В итоге получается практически новый вагон со свежей проводкой, узлами, агрегатами и даже салоном.
"Пять лет назад, с 2019-го, мы завели на предприятии традицию обновлять по 2–4 трамвая в год. Для этого была создана спецбригада капитально-восстановительного ремонта. Благодаря этому мы обеспечиваем бесперебойную работу городского общественного электротранспорта", – заметил эксперт.
Списать или отремонтироватьВ среднем на капитальный ремонт одного трамвая требуется около 7 млн рублей. И это гораздо дешевле, чем закупать постоянно дорожающий новый подвижной состав, отмечают на предприятии. Тем более что неприхотливые и надежные "Татры" при должном уходе еще долго могут возить пассажиров. Впрочем, капремонт не исключает приобретения новых единиц, в чем горожане убедились еще в прошлом году, когда в город начали прибывать рубиново-красные вагоны белорусского производства.
"Получается, что в среднем в год мы выпускаем на линию два модернизированных трамвая. Но на скорость обновления и проведение КВР действует ряд объективных факторов: это и контрактная система, которая в силу понятных причин требует определенного времени, и перебои с комплектующими, и поиск новых поставщиков в связи с наложенными на нашу страну санкциями", – пояснил Александр Возный.
Он добавил, что сейчас идет поиск китайских и отечественных производителей. И есть надежда, что импортозамещение может покрыть хотя бы часть потребностей ГЭТ. В частности, уральские заводы намерены запустить производство тележек, двигателей, колес и т.д. Процесс уже пошел, поэтому уже через год рынок комплектующих для городского электротранспорта можно отчасти закрыть российской продукцией.
Яркие цвета обновленияАлександр Возный отметил, что за пять прошедших лет уже выпущены 18 обновленных вагонов. На них в общей сложности было потрачено свыше 100 млн рублей. Работа в этом направлении продолжается, за что на предприятии отдельно поблагодарили администрацию Барнаула. В этом году власти поддерживают Горэлектротранс и профинансировали капитальный ремонт и восстановление двух "Татр". Их уже загнали на участок КВР. Уже в ноябре этого года планируется выпустить обновленные трамваи на линию.
Как и другие счастливчики, они оснащены новыми или капитально отремонтированными узлами и агрегатами, свежей электрикой и ускорителями. А еще в них обновленные кабины и удобные салоны с новыми сиденьями. Пассажирам в них будет комфортнее, а водителям – спокойнее, ведь обновленные вагоны работают без сбоев, заметил собеседник "Толка".
Кстати, узнать трамваи после апгрейда довольно легко. Это ярко-желтые вагоны с красной линией и новенькой эмблемой на "носу".
"Технология капитально-восстановительного ремонта придумана не нами. Она давно используется на предприятиях городского электрического транспорта всей страны. Главное, что после КВР вагоны получают вторую жизнь и могут работать не хуже, чем новые. Это значит, что они будут реже ломаться, график движения будет соблюдаться и пассажирам не придется долго ждать вагон нужного маршрута", – заключил Александр Возный.