Земснаряд за миллиард: что за "пожиратель" мелей бросил якорь на Оби в Барнауле. Фото
Несамоходный землесос, получивший имя выдающегося российского речника Евгения Плескевича, прибыл в Барнаул в мае этого года. К концу июня его ввели в эксплуатацию и обкатали, после чего отправили на Обь для проведения дноуглубительных работ, чем он и будет заниматься до конца навигации 2024 года. Министр транспорта Алтайского края Антон Воронов и барнаульские речники показали журналистам новое приобретение в деле. Что это за судно и как оно спасает дорогие дороги региона, смотрите и читайте в нашем материале.
Родом из древнего Городца"Евгений Плескевич" – это большое судно технического флота, высота которого от днища до верхней палубы сопоставима с четырехэтажным домом. Узнать его на реке довольно просто – по длинному грунтопроводу, часть которого на поверхности воды удерживают яркие понтоны-поплавки.
Внешне он похож на теплоход. У него есть палубы, кают-компания, "рубка", каюты для комсостава, машинное отделение и т. д. Однако он несамоходный, то есть не оборудован винтом и не может ходить по речной глади. Для транспортировки землесоса используют теплоходы. А вот на короткие расстояния (по перекатам) он все же передвигается сам – на собственных якорях, рассказал и.о. начальника Барнаульского района водных путей и судоходства (БРВПГиС) Дмитрий Апаликов.
Он напомнил, что земснаряд прибыл в Барнаул 10 мая после вынужденной зимовки в Новосибирске, куда попал в ходе буксировки с территории завода-изготовителя в Барнаул. Судно построили еще в прошлом году на базе Судоремонтно-судостроительной корпорации, расположенной в городе Городец Нижегородской области. Отсюда в 2023 году он отправился в Барнаул. Он прошел по Волге, после чего через Обскую Губу двинулся по Оби до Новосибирска, где был вынужден остаться до начала навигации 2024 года.
Новый земснаряд относится к озерному типу. Он предназначен в том числе для обслуживания озер, водохранилищ и прибрежной морской зоны. Судно предполагает автономное плавание – в нем предусмотрена возможность для хранения больших запасов топлива, воды и т. д. Сточно-фановая система также предполагает большие объемы. Полная заправка топливом земснаряда "Евгений Плескевич" составляет 120 тонн. Для работы судна в сутки требуется до 2,5 тонны горючего. Верхом на "Прибое"Знакомство журналистов с новым приобретением прошло во время его работы на одном из сложных участков русла Оби в черте Барнаула. На сегодняшний день земснаряд уже отработал порядка 60 тыс. кубометров грунта. Всего же он должен вычистить со дна Оби в окрестностях краевой столицы около 106 тыс. кубометров песка и грунта.
На место экскурсионную группу доставили на теплоходе "Прибой". Похожее судно и буксирует несамоходный землесосный снаряд на ту или иную локацию, рассказал Дмитрий Апаликов.
"Земснаряд построен по самым современным стандартам и оснащен новым оборудованием: силовыми установками с дистанционным управлением, системой позиционирования для обозначения места работы землесоса, современными основным и вспомогательным двигателями и т. д. На борту размещены 28 удобных кают для комсостава, оборудованных кондиционерами, системами отопления, вентиляцией. Все это обеспечивает более комфортные условия для работы", – отметил эксперт.
Несмотря на общий для всех земснарядов принцип работы, команде понадобилось время, чтобы освоить современное оборудование, рассказал командир "Евгения Плескевича" Дмитрий Кананыкин. Он в числе первых познакомился с новым землесосом, когда тот еще был на стапелях завода-изготовителя. Кстати, Каныкин отработал на другом землесосе (на реке Катунь) семь навигаций и назначение на новое судно воспринял как поощрение за добросовестную работу.
"У нового земснаряда есть ряд отличий от других версий землесосов, поэтому осваиваемся понемногу. В этом помогают на заводе – сотрудники предприятия всегда на связи и готовы ответить на любой вопрос. Пока приходится непросто – привыкаем к большому количеству электроники. Здесь все в датчиках, многие процессы автоматизированы", – поделился опытом работы на новом судне собеседник "Толка".
Разрезая дноДмитрий Апаликов добавил: прежде чем установить земснаряд на том или ином сложном участке речного русла, на место выезжает изыскательная партия, чтобы провести "съемку русла на затруднительных участках", где суда рискуют сесть на мель. Опираясь на полученные данные, специалисты готовят план, где помечают дноуглубительную прорезь. Ее координаты и забивают в систему позиционирования Nonius земснаряда.
"Землесос устанавливают соответственно координатам, после чего начинается разработка прорези сверху вниз, чтобы запустить поток воды в нужном направлении. Так он будет способствовать развитию глубины на затруднительном участке", – пояснил начальник БРВПГиС.
Пока земснаряд будет держать в нормативных габаритах реку Обь в черте Барнаула, после чего займется речным руслом, начиная от Усть-Чарышской Пристани до Камня-на-Оби. Его также могут перебросить на реки Катунь и Бия. Работать новое судно будет до конца навигации, которая в этом году ориентировочно завершится 10 октября.
Любопытно, что уникальность землесосного снаряда состоит в том, что он может работать как на песчаных, так и на тяжелых грунтах, ранее рассказали "Толку" в минтрансе Алтайского края. Его производительность составляет 700 кубометров в час.
Это не много и не мало, отметил Апаликов. Однако за счет того, что оборудование новое и современное, земснаряд способен быстрее и эффективнее справиться со своими задачами, чем его более устаревшие "коллеги", работающие на реках Алтайского края. В настоящее время на водных артериях работают земснаряды производительностью 1000, 700, 300 и 100 кубометров в час, отметил начальник речного ведомства.
В акватории залива Оби в районе Барнаульского ковша стоит еще один новый земснаряд производительностью 500 кубометров в час. Его рабочее название – "Катунский". Эксперты рассказали, что он прибыл в краевую столицу разукомплектованным и был собран уже на месте. По словам министра транспорта Алтайского края Антона Воронова, землесос приобрели на допсредства из федерального бюджета. О цене покупки и характеристиках судна станет известно позднее. Пока же специалисты готовят документы для оформления судна. Речники не исключают, что новенький землесос начнет работу уже в этом году. Сотни тысяч тонн и пассажировОтметим, что Алтайскому краю "Евгений Плескевич" обошелся почти в 1 млрд рублей. Его построили по госпрограмме "Развитие транспортной системы". Заказчиком выступил "Речводпуть". По словам Антона Воронова, покупка нового и современного судна стала для региона серьезной инвестицией федерального уровня в рамках второго пятилетнего соглашения, заключенного между правительством края, "Росморречфлотом" и филиалом администрации Обь-Иртышкого бассейна внутренних водных путей.
"Уникальность документа состоит в том, что в России заключение таких соглашений – единичные случаи. И наверное, активнее всего работа в этом направлении ведется именно в Алтайском крае", – уточнил министр.
Эксперты добавили: благодаря земснаряду речные суда и баржи с большой осадкой смогут до конца навигации беспрепятственно ходить по рекам Алтайского края, что было бы невозможно без дноуглубления и очистки русла.
"Два года подряд объем речных грузоперевозок держится на уровне 1,2 млн тонн (за период навигации. – Прим. ред.). Это в 2,7 раза больше, чем в предыдущие годы. Для перевозки таких объемов потребовались бы десятки тысяч грузовиков, от которых мы избавили дороги Алтайского края, снизив тем самым нагрузку на них. И теперь наша задача – не только сохранить этот уровень, но и решить вопрос, за счет чего можно его нарастить", – рассказал министр транспорта региона.
Он также отметил, что в сфере речных пассажироперевозок край достиг не менее высоких результатов. Так, речной транспорт обслуживает порядка 200 тыс. пассажиров. И этот год вряд ли станет исключением, даже несмотря на низкий старт из-за холодной и дождливой весны. По словам Антона Воронова, отрасль продолжат субсидировать, в том числе в рамках пятилетнего соглашения.
"На 1 августа текущего года отрасль речных грузовых и пассажирских перевозок уже перешагнула половину расчетного объема – в 600 тыс. тонн и 100 тыс. пассажиров соответственно", – поделился предварительными итогами навигации Воронов.
В этом году истекает срок действия второго соглашения, направленного на развитие речных путей и речного транспорта. В настоящее время идет обсуждение условий третьего соглашения на следующие пять лет. В его рамках планируется сделать не меньше, а возможно, и больше для отрасли, чем за последние несколько лет, заметил министр транспорта.