Водяной квартал "Лужки": как выглядит и чем живет один из старейших районов Барнаула
"Толк" продолжает знакомить читателей с самыми интересными уголками Барнаула. На этот раз выбор пал на старинный квартал в историческом центре города между набережной Барнаулки и улицей Мало-Тобольской. Столетия назад здесь были пойменные болота с деревенькой, которые поглотил развивающийся город. Потом на этом месте вырос деловой район, где кипела жизнь и страсти. Каким он был, что от него осталось и как сейчас выглядит водяной квартал, смотрите и читайте в нашем фоторепортаже.
Болота, деревня, деловой кварталУдивительный по своему историческому наполнению район берет свое начало от набережной реки Барнаулки. Неподалеку отсюда она впадает в Обь. Столетия назад где-то здесь были пойменные болота, а территория отличалась высокими грунтовыми водами. Первыми в этом районе поселились крестьяне деревни Усть-Барнаульской, рассказал историк и краевед Данил Дегтярев.
Деревня сгинула без следа. А рядом с ней вырос медеплавильный завод – поистине градообразующее предприятие, положившее начало промышленному городу.
Вплоть до XIX века застройка обходила стороной окрестности поймы Барнаулки. Согласно старым планам, ближайшей к ней (и к Оби) улицей долгое время была Малая Тобольская (впоследствии она превратилась в Мало-Тобольскую). Позже территория все же начала развиваться. Как отмечает историк, дома стали приближаться к Оби только в первой половине XIX века. Район получил название "Лужки". Он состоял из трех улиц Луговых с порядковыми номерами. В начале этих улиц стояли пристани. Сейчас на их месте стоит ЖК "Новая пристань".
Квартал считался деловым. Его облюбовал бизнес. Здесь находились конторы, склады, доступные заведения общепита (харчевни и столовые) и множество постоялых дворов. Большая часть из них носила имена владельцев, но встречались и более интересные названия: "Саратовское подворье", гостиница "Саратовская", "Московское подворье", вспоминает Дегтярев.
Первая мини-"Рублевка"По словам историка, 1-я Луговая сейчас носит название Приречная. Она считалась своеобразной "Рублевкой" дореволюционного Барнаула. Престижность объяснялась близостью Базарной площади. Здесь любили селиться успешные горожане.
Кстати, неподалеку отсюда жил известный алтайский писатель Владимир Коржов. Когда-то здесь стоял его домик, который, увы, не сохранился до наших времен, как и старая часть улицы Приречной. От нее практически не осталось и следа. Зато появился зеленый сквер. Не так давно на территории уютного общественного пространства поставили безликую стелу, которая, по задумке авторов, должна отсылать к личности и творчеству Николая Рериха.
Рядом пролегает улица Чехова, которая носила название 2-я Луговая. Она сохранила гораздо больше примет старинного Барнаула, чем ее соседка. В частности, здесь стоит старообрядческий храм (ул. Чехова, 19), признанный памятником архитектуры. Как и здание-памятник по соседству (ул. Чехова, 17), где размещается психиатрическая клиника, дом принадлежал семье предприимчивых братьев Козловых.
Не менее интересно выглядит дореволюционное строение по улице Чехова, 13. По словам Дегтярева, в 2000-х годах его перестроили, сейчас в нем базируется администрация Барнаульского района водных путей и судоходства.
"Водяной квартал до сих пор связан с водным транспортом, что неизбежно в связи с близостью реки Оби и пристани", – отмечает краевед.
Сибирский бунт и репетиция пожара 1917-гоНа пересечении 2-й Луговой с улицей Максима Горького до сих пор стоит Дом мещанки Воронковой. Он также признан памятником архитектуры регионального значения. Через дорогу (ул. Чехова, 12) угол двух улиц формирует красивый двухэтажный особняк с флюгером, где размещается городская поликлиника № 2. Это еще один исторический памятник, который официально называется "Торговый дом Мельниковых". Принадлежал ли он Мельниковой – большой вопрос. А вот размещение здесь штаб-квартиры английской торговой фирмы таких вопросов не вызывает.
История водного квартала связана с "грозной репетицией пожара 2 мая 1917 года". В 1914 году улицы этой части города пострадали от поджогов, совершенных на волне социального недовольства. Результатом стали погромы.
"Пламя охватило все вплоть до речки Барнаулки и едва не дошло до Старого базара. Район практически полностью выгорел. Сохранились кирпичные здания. Что-то впоследствии восстановили в дереве, что-то отстроили в кирпичном исполнении", – заметил историк.
И это далеко не вся история и исторические объекты "водного квартала". Все это создает удивительную атмосферу района контрастов, где нашлось место для памятников архитектуры, старых деревянных и кирпичных домов, старинной и новой застройки. Оценить их можно, лишь увидев все своими глазами.