ВРЗ в красках и "многоэтажках". Как выглядит колоритный район "рабочего" Барнаула
Поселок ВРЗ всегда был и остается городским анклавом. Его рождение напрямую связано с появлением в Барнауле железной дороги, а закат – с распадом страны Советов. Десятилетия назад микрорайон распланировали по московскому "лекалу" и хотели сделать многоэтажным. Сегодня об этих градостроительных планах говорит лишь небольшой квартал с двух-, четырех– и пятиэтажками. По нему-то и прогулялся фотокорреспондент нашего издания. Что он увидел в этом месте архитектурных и бытовых контрастов, смотрите в нашей фотоподборке.
"Анклавный" укладКвартал с многоэтажками зажат в границах улиц 8 Марта, Воровского и бульвара 9 Января. Сегодня это тихое место с жилыми домами, уютными двориками, яркими элементами местного "декора", развалинами старых строений, гаражами и т. д.
Здесь много зелени, цветников, детских площадок и прогулочных зон. Место нашлось даже для бездомного, который решил прикорнуть в не самый теплый августовский день, когда наш фотокорреспондент побывал в поселке.
Несмотря на близость района к центру Барнаула, ВРЗ всегда стоял особняком, вспоминает писатель и краевед Сергей Ужакин. И всегда славился самобытным и суровым нравом окраины, где не любили чужаков. И это не случайно. Один из старейших микрорайонов краевой столицы зародился как анклав, где обустроился рабочий класс.
ВРЗ начал формироваться в 10-х годах XX века – с приходом Алтайской железной дороги. Он организовался как поселок с ремонтными мастерскими, жизнь которого зациклилась между железной дорогой и рабочим пространством.
"У жителей поселка был "анклавный" уклад. Они были сами по себе ни с кем не пересекались. Неудивительно, что здесь образовалось рабочее, пролетарское гнездо", – отмечает собеседник "Толка".
Тем временем главные железнодорожные мастерские выросли в большое барнаульское предприятие – Вагоноремонтный завод, от которого и пошло название этого микрорайона Барнаула.
Столичное "лекало" для ВРЗЗавод диктовал свои условия этому месту в части планировки и архитектуры вплоть до 1930-х годов. А точнее, до 1932 года, когда сформировали план застройки (генеральный план) Барнаула, вспоминает краевед.
В поселок пришли перемены. Его планировали наполнить современными на тот момент многоэтажками, используя для застройки московское "лекало" – радиально-кольцевую "нарезку". И это при том, что ранее для застройки города использовали квартально-уличную планировку, как в Петербурге, напомнил Сергей Ужакин. Таким сформирован центр города.
В микрорайоне все же построили несколько жилых домов, четырехэтажное здание ФЗУ и фабрику-кухню, на которую возложили довольно амбициозную задачу – освободить женщин от "рабского кухонного труда", отметил краевед.
"У этого здания (на углу проспекта Комсомольского и улицы Сизова), в котором впоследствии открыли больницу, были высокое крыльцо и мансарда с зеленью наверху, чтобы в летнее время приходить туда отдохнуть и поесть", – заметил собеседник "Толка".
А еще в поселке построили баню. Этот неизменный атрибут барнаульского быта даже вошел в словесный фольклор в виде народной шуточной присказки без особого смысла: "При чем здесь баня ВРЗ?" По словам эксперта, она не только отражала культуру бань, но и была приметой брежневских времен, когда в ходу были такие абсурдные шутки: "Сидит заяц на заборе в алюминиевых трусах".
"У шуточной присказки было два варианта продолжения. Одно из них звучало так: "При чем здесь баня ВРЗ, когда веники вяжут". Вторая была такой: "При чем здесь баня ВРЗ, когда раздевалка через дорогу". Время было несколько абсурдистским. Никто не понимал, что происходит. И шутки это отражали", – вспомнил писатель.
Кстати, бани ВРЗ как таковой уже нет. Ее переоборудовали для совсем иных целей.
Дух революции в каждой улицеНесмотря на попытки изменить облик ВРЗ, поселок плохо поддавался перестройке. По задумке, он должен был стать примером передового городского микрорайона с собственным парком, клубом и современной застройкой. Частный сектор должен был навсегда уйти в прошлое.
Однако из этого мало что получилось. Случилась Великая Отечественная война и военная индустриализация. Город "шагнул" за выемку железной дороги и "ушел" на Черемушки, развитие ВРЗ приостановилось, хотя микрорайон и пытались формировать "под остаточным явлением генерального плана 1932 года", отмечает краевед.
Поселок должен был стать еще одним центром города. Оттуда и уникальные, звучные названия улиц, отражающие революционное прошлое целой страны: Смольная, Карла Маркса, Фрунзе, Розы Люксембург, Профсоюзов, Парижской Коммуны, Баумана и т. д.
Осталась в прошлом и мечта построить набережную. И если в советские времена надежда на благоустройство берега Оби еще теплилась, то сейчас о такой перспективе уже мало кто даже вспоминает.
Кстати, коммунальный мост через сибирскую реку должен был появиться совсем с другой стороны большого ВРЗ.
"Согласно одному из проектов, мост планировали построить от улицы Молодежной, которая стала бы проспектом. Но победил более экономичный вариант", – пояснил Ужакин.
Железная дорога проектировалась и строилась в Алтайском крае в начале XX века. Начались работы по строительству дороги летом 1913 года. Через год уже велось устройство депо в Рубцовске, Барнауле и Новониколаевске (сейчас Новосибирске) и четырех оборотных депо на станциях Бийск, Черепаново, Алтайская и Семипалатинск.