Следы пуль и времени. Как выглядит вековой мост-"участник" Гражданской войны на Алтае
Старинный железнодорожный мост в Тальменке отмечен на картах как достопримечательность Алтайского края. И дело не только в возрасте – ему более ста лет. Мост – ровесник Алтайской железной дороги и свидетель кровавых событий Гражданской войны. На память об этом балки и каменные опоры "старика" до сих пор хранят следы пуль. Мост тогда пострадал, но его восстановили. Почти в полном "здравии" он "дожил" до 2000-х годов, когда рядом построили более современный ж/д мост. Старый же сначала отправили на почетную пенсию в "звании" исторического памятника, а потом просто списали со счетов. Корреспонденты "Толка" побывали на месте, чтобы увидеть уникальный объект собственными глазами. Что от него осталось, смотрите в нашем фоторепортаже.
Ржавый свидетель прошлогоДореволюционный мост находится близ частного сектора, на окраине Тальменки. Найти его несложно. Объект отмечен как достопримечательность во всех известных картографических сервисах, где фигурирует под названием "Старый мост". Доступ на объект с обеих сторон закрыт высокими решетками. Вероятно, сделано это из соображений безопасности.
Сегодня этот старый мост представляет собой одновременно величественное и печальное зрелище. Основной конструктив сохранился, но покрыт налетом времени. Старая краска облупилась, металл местами изъеден ржавчиной. Рельсы давно демонтированы, от шпал ничего не осталось. По краям пролетов все еще остались доски деревянного настила, а на фермах – старые фонари и крепления.
Металлические пролеты лежат на видавших виды опорах. Они стоят на берегах Чумыша и в русле реки. Большая часть из них каменные. На одной из дальних опор виднеются отметки уровня воды. Отдельно выделяется метка, датированная 13 апреля 1906 года.
А вот история моста начинается несколько позднее. Во многих официальных документах сказано, что он построен в 1916 году. Однако стратегический объект, скорее всего, появился раньше. По словам историка и краеведа Данила Дегтярева, мост построили в 1913–1914 годах.
"В газете "Жизнь Алтая" опубликован рассказ о том, как его строили", – пояснил эксперт.
Стройка в режиме экономииА началось все с Великого Сибирского пути. В 1890-х годах в России начали строить Транссибирскую магистраль. Сооружение железнодорожной инфраструктуры велось до 1901 года. В феврале 1912 года Совет Министров дал добро на строительство Алтайской дороги по направлению Семипалатинск – Барнаул – Бийск – Новониколаевск (Новосибирск). В 1912-м проекту дали зеленый свет, как говорится, на самом верху.
Основные работы начались 1 июля 1913 года. Они велись одновременно со стороны Новониколаевска, Семипалатинска, Барнаула и Бийска. Для переправы через Чумыш в районе Тальменки (тогда – село Тальменское) решили возвести мост и железнодорожную станцию Усть-Тальменская. Одним из инженеров-проектировщиков выступил Август Анжеянис.
Строительство моста шло совсем не гладко. С началом Первой мировой войны расходы на него урезали. В итоге мост смонтировали ниже, чем было запроектировано, шпалы уложили без креозотовой пропитки, стрелки переводов устанавливали ручные, рельсы выбрали бэушные, легковесные и укороченные. Что, впрочем, не помешало эксплуатировать мост.
После Октябрьской революции 1917 года в регионе было неспокойно. Советская власть просуществовала здесь, как и в Сибири в целом, недолго. В мае-июне 1918 года белогвардейцы захватили Алтайскую дорогу и хозяйничали на ней вплоть до декабря 1919-го, пока на всем ее протяжении не начались бои с "красными".
В кадре – дырки от пуль и новый мостСтратегический объект оказался в центре боевых действий при форсировании "белыми" реки Чумыш. На память о былом остались следы пуль в опорах и балках моста. Разглядеть их невооруженным глазом практически невозможно. Но благодаря подходящей оптике нам удалось обнаружить следы, похожие на те, что остаются от попадания пуль.
Во времена Великой Отечественной войны по железнодорожному мосту двигались на фронт эшелоны с солдатами, военной техникой, обмундированием и продуктами. Мост выдержал и это. Он "пережил" развал СССР, перестройку, 1990-е годы. Однако спустя 100 лет после постройки он все же сдался – конструкции износились, мост нельзя было больше полноценно эксплуатировать. В 2008 году рядом построили новый ж/д мост. Со старого сняли рельсы и контактную сеть. Пути, ведущие к нему, тоже демонтировали. Сейчас о них напоминает лишь насыпь.
Стоя на этой насыпи спиной к старому мосту, интересно наблюдать за проезжающими поездами. В первые секунды кажется, что состав мчится на всех порах к дореволюционной переправе, путь к которой давно разобрали. Но в последний момент поезд резко берет влево и несется по соседней "излучине" насыпи с действующим железнодорожным полотном, чтобы прогреметь над Чумышом по новому металлическому мосту.
Современный мост, к слову, новым можно назвать уже весьма условно. Краска пролетов и балок облупилась, на части конструкций отчетливо виднеется ржавчина.
Прощай, охранный статусОба моста являются стратегически важными объектами. В случае с новоделом причина очевидна. Что же касается старинного объекта, то он считается резервной переправой через реку, говорится в ряде источников. Вместе с тем дореволюционный мост долгое время был как бы музейным экспонатом под открытым небом. В 1994 году его признали объектом культурного наследия. На опорах появились информационные таблички, указывающие на охранный статус.
В прошлом году этот статус с объекта сняли. Данный шаг закреплен в распоряжении Правительства Российской Федерации от 6 марта 2024-го. В документе три объекта: "Дом Шулятиковых" 1854 года в Череповце (Вологодская область), "Дом В. В. Кайзера" начала XX века в Ессентуках (Ставропольский край) и "Железнодорожный мост" 1916 года в Тальменке (Алтайский край). Пропал мост и из реестра объектов культурного наследия, опубликованного на сайте "Алтайохранкультуры".
Обоснованием стал акт государственной историко-культурной экспертизы, проведенной в 2022 году. Ее подготовила компания "Экспертное бюро". В качестве экспертов выступили представители научно-производственного центра "Сибирская Скифия". По их мнению, мост "не имеет существенных архитектурно-художественных особенностей", "утратил свое значение в качестве градостроительной доминанты на территории своего расположения".
"В ходе проведения экспертизы не выявлены характерные признаки, определяющие ценностные особенности, уникальность, аутентичность объекта в настоящее время в связи с их изначальным отсутствием. Объект является типовым, имеет достаточно широкое распространение на территории Российской Федерации", – говорится в материалах экспертизы.
Опираясь в том числе на вышеобозначенные доводы, эксперты сделали неутешительный вывод: старинный мост в Тальменке нужно исключить из единого государственного реестра объектов культурного наследия.
"На мой взгляд, такая практика откроет ящик Пандоры. Как только станет известно о том, что можно забрать охранный статус у объекта, может начаться давление на органы власти со стороны заинтересованных лиц, чтобы памятники вычеркивали из реестра. В особенности это будет касаться проблемных объектов культурного наследия", – заметил Данил Дегтярев.
Историк добавил, что для него как эксперта ценность дореволюционного моста более чем очевидна. Во-первых, это один из самых больших мостов, построенных в дореволюционный период. Во-вторых, объект практически полностью сохранился в первозданном виде. В третьих, мост можно по праву считать памятником Гражданской войны, ведь он стал "участником" боев. И наконец, он – то немногое, что осталось от Алтайской железной дороги – самой длинной частной ж/д линии Российской империи, заключил краевед.