Кузня на "Спичке": как журналисты в Барнауле сменили клавиатуры на молот и коптильню
Лучший отдых – это смена деятельности. Особенно если это что-то новое и неизведанное. В рамках проекта "Журналист меняет профессию" корреспонденты алтайских изданий уже научились штукатурить, бить кием по шарам, ремонтировать автомобили и правильно оказывать первую медицинскую помощь. В минувшие выходные мы погрузились в огненный мир художественной ковки. И не где-то, а на территории легендарной "Спички". Что из этого получилось, смотрите в фоторепортаже "Толка".
Два Андрея-кузнецаИтак, мы на территории Сереброплавильного завода. В сердце комплекса стоит здание Второй плавильной фабрики 20-30-х годов XIX века. Больше столетия назад здесь плавили драгметалл, а сегодня куют произведения искусства для повседневной жизни. Правда, уже из стали и других сплавов.
В старинном здании оборудована кузница с горном, пневматическим молотом и специнструментами. Вот уже более десяти лет здесь работают два Андрея – старший кузнец Андрей Чаплыгин и кузнец Андрей Шахов. Оба – мастера своего дела. И если первый специализируется на топорах, витиеватых воротах, оградах, калитках и прочих деталях украшения пространства, то второй кует мечи (исторические и фантастические), доспехи, мангалы и другую атрибутику.
Андрей Шахов рассказывает, что всерьез увлекается историей и занимается исторической реконструкцией. А еще он всегда любил работать руками. Обе страсти соединились в большое хобби – ковку, которая быстро стала для кузнеца делом всей жизни.
Его старший товарищ Андрей Чаплыгин оказался у горна после полугода работы подмастерьем у известного в Барнауле кузнеца дяди Саши, или Сенсея. Начинал со сварщика-сборщика. По словам мастера, дядя Саша – единственный в Алтайском крае кузнец, который окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище (в 1994 году переименовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию. – Прим. ред.). Ему уже под семьдесят лет, и он до сих пор работает по профессии.
"Я тогда работал на стройке. Когда только пришел в цех, посмотрел вокруг и просто обалдел от того, какие потрясающие вещи можно сделать", – рассказал Чаплыгин.
Несколько месяцев он украдкой наблюдал за работой опытного кузнеца. Когда дело дошло до ковки, то получилось сразу, вспоминает он. Начинающему мастеру доверили изготовление разных изделий. После он уже начал разрабатывать что-то свое. А через полгода учитель отправил ученика в самостоятельное плавание, как уже готового специалиста, со словами: "Я тебе больше не нужен".
"Сейчас покажу"Сейчас Чаплыгин занимается только художественной ковкой и изготовлением инструментов. Он так уверен в своих изделиях, что дает на них пожизненную гарантию.
Например, на топоры. Он показывает нам один из них. На лезвии щербина, но это не гарантийный случай. Владелец топора оказался с ним в горах. Машина застряла. Мужчина вместе с семьей мог не пережить холодную ночь в горной местности. Казалось бы, ситуация безвыходная, но спас топор. Хозяин инструмента буквально рубил им камни, чтобы вытащить машину. Получилось.
"А вообще, сделать что-то красивое можно из любого куска металла. Сейчас покажу как", – говорит старший кузнец, положив бесформенный обломок в огненное сердце горна. Он подбрасывает уголь и включает молот.
Металл в горне медленно накаливается, краснеет. Андрей достает его из огня и отправляет в молот, нажимает на педаль, и тяжелая баба (ударная деталь молота) ритмично бьет по металлу. Мастер ловко его ворочает, удерживая металл щипцами. Прямо на наших глазах тот превращается в плоскую заготовку с длинным "черенком". Кузнец доводит его до совершенства молотком на наковальне. В финале ровняет – и вот перед нами изогнутый лист с прожилками – готовая деталь для будущей композиции.
Именно такие листочки мы пытаемся повторить собственными руками. Будем честными, получается не у всех и так себе. Но сам процесс – это просто восторг: жар горна, податливость металла, который меняет форму, результат, который ты видишь здесь и сейчас.
Металл, кстати, быстро остывает, ты отправляешь заготовку в огонь, и вверх взмывает сноп искр. И так несколько раз, ведь наковальня холодная и быстро забирает жар заготовки. Пока та меняет цвет с красного на металлический, нужно успеть придать ей нужную форму и фактуру. Например, обстучать края листка, чтобы они выглядели более-менее (в нашем случае) естественно.
Андрей помогает на каждом этапе, многое доводит до ума сам. В итоге листочек все же получался листочком. После холодной "ванны" мастер очищает поделку от окалины и вручает начинающему кузнецу в качестве трофея. Держать в руке что-то вещественное, сделанное своими руками ,– бесценно.
Кузница на "Спичке" Чаплыгину досталась в не самом лучшем состоянии – молот разобран, горн висит на со… честном слове. Одного толчка хватило, чтобы он мгновенно рухнул. В итоге оборудование восстановили, крышу залатали, воду выкачали и оборудовали удобную кузницу. После добавился сборочный цех. Как раз он-то и пострадал во время пожара. Это случилось в 2020 году. После инцидента кузница осталась, а цех вынужденно переехал в другое место неподалеку. Ароматы коптильни и чудеса "Спички"По ходу "пьесы" Андрей рассказывает, что сила для кузнеца – не самое главное. Здесь важна выносливость, глазомер, знания и терпение.
Так что освоить профессию может каждый, замечает он. Главное – любить свое дело и уметь создавать изделия с нуля. И здесь без фантазии, пространственного мышления, знаний азов геометрии и опыта будет сложно.
Отметим, что молот – верный помощник кузнеца. Он придает куску металла не только форму, но и рисунок. Для этого мастер сам изготавливает подкладные штампы. Иногда для особо тонких элементов использует ювелирный бур.
После упражнений по художественной ковке отправляемся на прогулку по территории "Спички". Она, как всегда, прекрасна в своей разрухе. Слышим хорошую новость: скоро комплекс начнут приводить в порядок. Сейчас ведутся изыскательные работы, объясняют нам: между второй плавильней и каменной стеной старинной дамбы развернут маленький лагерь изыскателей, то тут, то там в земле видны шурфы, оставшиеся после выемки грунта для его изучения.
А еще нас ведут вглубь заросшей территории, где прячется невысокий вал. Деревья здесь образуют красивый тоннель с неповторимой атмосферой. Как рассказали наши экскурсоводы, когда-то здесь была проложена железнодорожная ветка. Рельсы давно демонтировали, а вот вал остался.
В промежутках между ковкой и беседой с кузнецами поэтапно прошел самый вкусный мастер-класс – по натуральному копчению рыбы. Премудрости процесса раскрыл наш коллега Иван Козлов. Журналисты выступили только в качестве зрителей и дегустаторов. По возвращении с экскурсии готова очередная аппетитная партия.
Прощаться сложно – встреча получилась не только полезной и познавательной, но невероятно атмосферной. Важную роль сыграли антураж "Спички" и харизма кузнецов. Понимаем, что вот так непринужденно родился новый формат мастер-классов. И конечно же, такое стоит взять на заметку.
Акция "Журналист меняет профессию" прошла при поддержке Союза журналистов Алтайского края. В этом году большому проекту, который за время проведения несколько сменил формат, исполнилось больше 12 лет. За годы реализации алтайские журналисты познакомились с десятками новых для себя профессий, чтобы на своем опыте испытать все нюансы каждой из них.