Можно пересматривать десятки раз: какие картины прославили Эльдара Рязанова
Его фильмы становились легендами своего времени и разбирались на цитаты. Да и спустя годы картины Эльдара Рязанова хочется пересматривать по нескольку раз. 18 ноября советский и российский кинорежиссер отметил бы свой день рождения, ему бы исполнилось 93 года. Он умер 30 ноября 2015-го. "Толк" вспомнил его известные ленты.
"Карнавальная ночь", 1956 годФильм стал лидером советского кинопроката в 1956 году с общим числом проданных билетов 48,64 млн штук, сообщает "Википедия". И остается любимым для многих новогодним фильмом о том, как дружный молодой коллектив Дома культуры хитростью обходит все попытки скучного директора Огурцова превратить новогодний вечер в унылое собрание. Именно с этой ленты началась слава актрисы Людмилы Гурченко.
"Гусарская баллада", 1962 годВ музыкальной комедии о корнете Шурочке, отправившейся на войну под видом мужчины, и поручике Ржевском дебютировала Лариса Голубкина. Рязанов снял картину к 150-летию победы над Наполеоном. Кроме того, фильм выходил в прокат в Финляндии, ГДР, Венгрии, Чехословакии, Аргентине и даже в США.
"Дайте жалобную книгу", 1965 годСюжет этого фильма строится вокруг работы ресторана "Одуванчик", который имел дурную репутацию. В нем было грязно, готовили плохо, персонал хамил. Журналист Никитин и его друзья помогают новому директору ресторана превратить "Одуванчик" в образцовое молодежное кафе.
"Берегись автомобиля", 1966 годЕще одна легендарная лента Рязанова. Картина неоднократно признавалась лучшей как среди советских, так и среди российских фильмов. Своей популярности история о благородном автоугонщике Юрии Деточкине, роль которого исполнил Иннокентий Смоктуновский, не теряет более 50 лет.
"Невероятные приключения итальянцев в России", 1973 годКомедия про итальянцев, приехавших в Ленинград на поиски клада, также занимает строчку в списке самых кассовых фильмов Эльдара Рязанова. Первыми ее, кстати, увидели итальянские зрители, потому что это была совместная работа Рязанова с зарубежным режиссером Франко Проспери.
"Ирония судьбы, или С лёгким паром!", 1975 годЕще один рязановский шедевр, без которого сложно представить себе новогодние праздники. История непутевого доктора, перепутавшего города, но нашедшего свою любовь, не утомляет зрителей. Как пишет "Википедия", аудитория первого показа оценивается в 100 млн зрителей, а к 1978 году картину посмотрели около 250 млн человек.
"Служебный роман", 1977 годКомедия об отношениях товарища Новосельцева и "мымры" Людмилы Прокофьевны занимает 19-е место в списке лидеров советского проката, а в 1977 году он был фильмом номер один — его посмотрели свыше 58 млн зрителей. Тогда по итогам опроса журнала "Советский экран" фильм назвали лучшим в 1977 году. Сценаристы Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский, актеры Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили и оператор Владимир Нахабцев получили за него Госпремии РСФСР. Фильм был популярен и за границей, особенно в Китае, в вузах которого картину "проходят" студенты, изучающие русский язык.
"Вокзал для двоих", 1982Драма "Вокзал для двоих" – история встречи взявшего на себя чужую вину осужденного Платона Рябинина и официантки Веры. Фильм стал лучшей кинокартиной 1983 года по опросу журнала "Советский экран", режиссёр получил Государственную премию СССР, а Людмила Гурченко — звание народной артистки СССР. Фильм показывали также во Франции, ГДР, Венгрии, Финляндии, Аргентине, Колумбии, Японии и ФРГ. "Вокзал для двоих" участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля. Но показ проходил во время шпионского скандала между Францией и СССР – надежды на приз не было.