Шесть главврачей алтайских больниц могут потерять работу из-за штатных излишеств
Министерство здравоохранения Алтайского края проведет в бюджетных медицинских организациях большую ревизию штатной структуры и системы оплаты труда. Всему виной серьезные долги некоторых больниц и необоснованные ставки и расходы. Причем некоторые главные врачи уже едва не поплатились своими должностями. Об этом рассказал заместитель главы регионального минздрава Константин Гордеев.
На грани"В феврале шесть руководителей медицинских организаций края были кандидатами на дисквалификацию", – сообщил Константин Гордеев.
О каких именно учреждениях идет речь, он не уточнил. Но известно, что на грани дисциплинарного наказания они оказались по причине низкого качества финансового управления.
"В течение второго квартала (2022 года. – Прим. ред.) нам нужно провести работу со штатными расписаниями, проанализировать фонд оплаты труда (ФОТ. – Прим. ред.)", – добавил Гордеев.
Большая проверкаВпрочем, перенастройка ждет не только особо провинившихся. И даже не только все медучреждения, у которых есть долги. А вообще всех.
И, судя по словам Гордеева, всем главным врачам придется пересмотреть организационно-штатную структуру и правильно перераспределить ФОТ.
"Мы предлагаем вам некий шаблон, но вы вправе предложить свои мероприятия, как защитить ту или иную ставку того или иного заместителя. Вот только перед всеми надзорными органами мы говорим, что наши учреждения уже затянули пояса дальше некуда, а когда начинаем смотреть детали, то оказывается, есть сверхнормативные ставки заместителей, круглосуточные посты младшего медперсонала там, где они не нужны, количество прочего персонала на каждом ФАПе на ставке", – обратился к руководителям Гордеев.
В пример он привел разговор с главой одного из районов, который спрашивал, по какой причине санитарку в только что построенном ФАПе держат на 0,25, а не на полноценной ставке. Замминистра пояснил, что на то есть нормы: ставка положена при площади помещения в 400 "квадратов", а там всего 65.
Гордеев также сообщил, что за каждым учреждением с просрочкой закрепили кураторов из числа сотрудников планово-финансового отдела минздрава. Но, повторимся, искать "необоснованные траты" будут специалисты не только у должников, но и во всех медицинских учреждениях края.
"Мы ожидаем реального результата, измеряемого рублями. Надо не только погасить просроченную задолженность, но и сформировать резерв, чтобы пережить этот сложный год, все дорожает, поставки срываются, поставщики выкручивают руки не только вам, но и нам", – сказал чиновник.
Важность проблемы кредиторской задолженности медицинских организаций региона на итоговой коллегии минздрава обозначил и губернатор Алтайского края Виктор Томенко:
"Объем задолженности по целому ряду медицинских организаций значительный. История давняя, долги переходят из одного года в другой, те организации, которые вступают в деловые отношения с нашими учреждениями, несут негативные последствия. Вопрос этот сегодня на контроле у прокуратуры края (...). Сложно, конечно, все накопившиеся проблемы за многие годы одномоментно решить, но такие убедительные, веские шаги в этом году мы должны сделать", – подчеркнул глава региона.
Но дело не только в долгах, но и в сложной экономической ситуации. Прирост бюджетов на расходы небольшой, зато растет инфляция, МРОТ, много денег "вытягивает" коронавирус. Поэтому минздрав пытается создать некую подушку безопасности, следует из доклада Гордеева.
Кстати, в марте специалисты минздрава проверили расходы 26 ЦРБ.
Долги, долги, кругом долгиПодробно о долгах больниц "Толк" писал в этом материале.
В целом в течение 2021 года проблему управления финансами имели 55 (треть от общего количества) медицинских организаций. Хотя в начале года их было еще 37, а в конце 38 (и около 500 млн рублей общего долга). У некоторых речь идет всего про 2 млн, а у каких-то, как в Ключевской больнице, доходит и до 60 млн.
Например, у Алейской и Бийской ЦРБ, станции скорой помощи Рубцовска были однократные, месячные долги. Но у большинства уже "хронические". А где-то и вовсе резкое ухудшение, как в горбольнице №4 Бийска: 2,9 млн в начале года и 33 млн в конце. И минздрав будет тщательно разбираться с этой ситуацией, заверил Константин Гордеев. Та же история с ЦГБ Белокурихи: рост за год с 3 до 20 млн рублей долга."Мы понимаем сложность ситуации, но все были в равных условиях. Кто-то выходил достойно, а кто-то погружался все ниже и ниже", – отметил чиновник.
В девяти больницах в прошлом году снова появилась задолженность: в Кулундинской, Романовской, Староалейской, Табунской, Родинской ЦРБ, в горбольнице №10 Барнаула, ЦГБ Змеиногорска, детской больнице и ГБ №3 Бийска. Отдельно он отметил и тех, кто смог-таки погасить долги или существенно их сократить в прошлом году. В числе "хроников", полностью избавившихся от финансовых хвостов, Алтайская, Зональная, Крутихинская, Рубцовская, Мамонтовская ЦРБ. В числе вторых (сократили долги от 28 до 80%): Тюменцевская, Быстроистокская, Волчихинская, Панкрушихинская, Тогульская, Усть-Калманская, Шелаболихинская районные больницы и Центральная горбольница Бийска.В марте 2022 года произошло снижение "просрочки" на 71 млн рублей. Но семь учреждений приросли: краевая клиническая больница скорой медпомощи, горбольница Белокурихи, ЦРБ Змеиногорска, Немецкого, Новичихинского, Угловского и Чарышского районов.
Откуда задолженность?Причины, как правило, две: способ финансирования учреждений из ТФОМС и качество управления. Алтайский минздрав считает, что методика расчета средств для каждой больницы не до конца учитывает территориальные особенности региона. По этому поводу власти уже сделали обращение на федеральный уровень.
Но на указанной коллегии, говоря о работе главных врачей, Константин Гордеев все же имел в виду вторую причину – то, какие решения по кадрами и зарплате принимают руководители.
Например, несбалансированные траты на зарплаты. В среднем по краю фонд оплаты труда составляет 60% от общих расходов. Но если в городских больницах он, как правило, 55%, то в районных доходит до 85%, а то и до 100%. Иными словами, на зарплаты уходят все имеющиеся средства, а ведь надо еще платить за коммуналку, покупать медикаменты и так далее.
Вызывает у минздрава вопросы и соотношение зарплаты медицинского и прочего персонала. В среднем по краю – 70% на 30%. И это нормальный показатель, подчеркнул замминистра. Однако в некоторых районах непосредственно медработники получают 62%, а немедицинские – 38%. У врачей высокие зарплаты зачастую объясняются несколькими ставками по разным специальностям и большим количеством дежурств. А вот когда намного выше "среднего по палате" у зама главного врача или, скажем, бухгалтера, вопросов уже больше.
Еще одна претензия – недостаточное выполнение нагрузки как медицинского, так и прочего персонала. Здесь опять же применим пример с уборщицей в новом ФАПе. И пока нигде не утверждены нормативы труда (нормы нагрузки).