Как развивалась судмедэкспертиза на Алтае и какие точки роста еще впереди
Позже она легко трансформировалась в четырехуровневую систему судебно-медицинской службы в РФ. Наши достижения были отмечены и на прошедшем в декабре 2023 года IX Всероссийском съезде судебных медиков РФ с международным участием и на итоговом заседании профильной комиссии Минздрава России по судебной медицине этого года.
О профессии, достижениях и планах рассказал начальник краевого бюро судебно-медицинской экспертизы Алексей Шадымов.
По совести и по закону– Что за странное сочетание слов медик и судебный? Где еще есть такая специальность?
– Судебная медицина есть во всех развитых государствах. В одних странах она называется правовой медициной, в других судебной медициной. Интересно, что медицинские работники нас называют судебниками и только правоохранители – медиками. Очевидно, что государство – это территория, на которой живут люди по общим законам. Если есть недостаток территории – существуют способы исправить ситуацию, а если нет людей – нет государства. Так вот, мы помогаем государству сохранять трудовые ресурсы. Полное название нашего специалиста – врач, государственный судебно-медицинский эксперт.
– Есть ли какие-нибудь особенности этой специальности в нашем регионе?
– Судебную медицину Алтая знает весь бывший СССР как передовую школу судебно-медицинской травматологии и остеологии. Ее центром являлась кафедра судебной медицины, основанная доктором медицинских наук, профессором, заслуженным деятелем науки РСФСР Виталием Николаевичем Крюковым, успешно совмещавшим эту деятельность с должностью ректора Алтайского госмединститута. Из Барнаула вышло множество известных судебных медиков страны.
Вспомним, что судебно-медицинская экспертная служба в Алтайском крае, да и по всей Западной Сибири, развивалась хаотично. Некоторая системность наметилась только в середине прошлого века, а уже становление происходило во времена освоения целинных земель при массовом создании в регионах медицинских институтов. Серьезная потребность в экспертной работе была только у судебно-следственных органов, а комитеты по здравоохранению не имели возможностей на местах размещать и содержать эту службу.
Граждане в стране развитого социализма мечтали жить по совести, а государство понимало, что жить надо по закону. В районах края здравоохранение только зарождалось, строили районные и участковые больницы, а судебно-медицинские кабинеты располагали в приспособленных помещениях.
– Что изменилось в условиях современности?
– В наше время в эпоху укрепления правовой системы государства потребность в судебно-медицинской службе РФ только растет. В отличие от наших экспертиз заключения ведомственных и коммерческих экспертных учреждений не являются обязательными при принятии судебных решений. Судебных экспертиз насчитывается 45 видов (бухгалтерская, почерковедческая, строительно-техническая и прочие), ежегодно в России каждый вид экспертиз назначается тысячи раз. Но в связи с тем, что судебно-медицинские экспертизы в РФ законодательно являются обязательными к назначению, их производится более 5 миллионов ежегодно.
Важно вспомнить и то, что судебно-медицинская служба закрывала темы Великой Отечественной войны (экспертиза профессора В.И. Прозоровского). На Нюрнбергском процессе обвинения прокурора Р. Руденко подтверждались его заключениями. То же было исходом чеченских и афганских войн. Сейчас судебно-медицинские эксперты, включая сотрудников алтайского бюро, в плановом порядке выполняют свой долг на западных границах нашей страны. И после победы еще долго будет требоваться помощь наших коллег. Очевидна необходимость развивать службу, производящую самый востребованный вид судебных экспертиз.
Выстраивание новой модели СМЭ– Можете рассказать, какие перспективы развития судебно-медицинской службы есть у нас в крае?
– В 2019 году Минздравом Алтайского края была утверждена дорожная карта развития нашей службы. В ней предлагалась новая трехуровневая система организации краевой службы СМЭ (1-й уровень – районный, 2-й – межрайонный уровень и 3-й – краевой), продумана система их взаимодействия. Ее оценили в Федеральном Центре СМЭ Минздрава РФ. Сейчас и в России создается единая четырехуровневая система устройства службы.
– Есть ли какие-нибудь результаты, которыми вы хотели бы поделиться?
– Изначально все усилия по совершенствованию судебно-медицинской службы региона было решено реализовать в краевом центре. В итоге за 2 года реконструировали заброшенное здание на ул. Сизова, 22а, в котором создали и прекрасно оснастили лабораторный корпус (11 лабораторий), затем создали небывалый для Алтайского края трехэтажный танатологический корпус, реконструировали и отремонтировали административный корпус Бюро СМЭ. Теперь судебно-медицинская служба в Барнауле выглядит достойно, хотя приборная база пока еще далека от совершенства.
Кроме сказанного, весной 2020 года неожиданно "выстрелил" вариант реконструкции районного отделения на севере края. Это Тальменка – "ворота" Алтайского края! Здесь совместными усилиями многих служб – Министерства здравоохранения Алтайского края при поддержке и активной помощи районного руководства – была реализована многолетняя мечта жителей Тальменки избавиться от аварийного здания морга в центре медицинского городка ЦРБ и создать образцовое социально значимое экспертное подразделение на границе с Новосибирской областью и в самом начале Чуйского тракта. Строили долго, а получилось хорошо.
Вряд ли бы все так удачно получилось без деятельного участия глав Тальменского района разных лет – Самосоненко Сергея Дмитриевича, Щербакова Игоря Аликовича! Особой благодарности заслуживает главный врач ЦРБ, председатель Тальменского Совета народных депутатов Валерий Николаевич Карташов. Спасибо всем за понимание и поддержку. Вот пример воплощения в жизнь идеальных потребностей в одном районном судебно-медицинском подразделении.
– Еще один знаковый для СМЭ модернизированный объект – в Бийске. Как там удалось реализовать проект?
– Действительно, в августе этого года в Бийске успешно завершили строительство и запустили в эксплуатацию межрайонное танатологическое отделение СМЭ. Еще живы впечатления от того, как много лет назад там, в Бийске, обрушилось ветхое здание нашего бюро. С тех пор восстановление отделения шло крайне медленно. Но все изменилось в 2020 году. С "благословения" Министерства здравоохранения Алтайского края (министр Дмитрий Владимирович Попов) и администрации города Бийска. Так, вначале Александр Петрович Студеникин, затем Виктор Андреевич Щигрев всячески способствовали нашему эффективному взаимодействию с городскими службами по решению вопросов благоустройства, подъездных путей, подключения коммуникаций и пр. Активно поддерживало нас и Бийское депутатское сообщество.
– Что в итоге получили?
– Теперь в почти полностью отремонтированном симпатичном трехэтажном здании с хорошо освещенным фасадом мы разместили просторное, высокотехнологичное, соответствующее всем эпидемиологическим требованиям Бийское городское отделение СМЭ. Радуюсь, что в нем на разных этажах логистически верно размещены морг, отделение экспертизы пострадавших, все необходимые лаборатории. Это отделение является самым крупным среди 18 межрайонных отделений бюро. Оно обслуживает сам Бийск и шесть прилегающих к нему районов – это около 200 тысяч человек. В год Бийск проводит 2500 экспертиз трупов, 3000 экспертиз пострадавших, получивших телесные повреждения, а также 4500 судебно-химических, 1700 – биохимических и примерно 100 медико-криминалистических исследований. Это обеспечивает надежную экспертную поддержку медицинских и силовых структур всего юго-востока Алтайского края. Надеемся, это позволит комфортно работать в нем нашим сотрудникам, а также привлечь для работы в Бийском отделении молодых специалистов. Их подготовкой занимается кафедра судебной медицины им. профессора В.Н. Крюкова и наше Бюро СМЭ.
На сегодняшний день это был самый грандиозный проект за пределами краевой столицы. Главный судебно-медицинский эксперт России, директор ФГБУ "РЦСМЭ" Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор И.Ю. Макаров и главный судебно-медицинский эксперт СФО, доктор медицинских наук, профессор В.П. Новоселов, присутствовавшие и при начале "перестройки", и на торжественной сдаче объекта в эксплуатацию, отметили, что если недавно на лучшее танатологическое отделение в Сибири претендовало отделение Барнаула, то теперь первенство может оспаривать Бийск.
– Как все это отразилось на качестве работы бийского бюро?
– Благодаря этой реконструкции изменилась логистика всего Бийского округа, сотрудники всех отделений работают в одном корпусе, упростилась доставка объектов исследования во все лаборатории из всех близлежащих районов. Существенно улучшились условия труда сотрудников, что положительно сказалось и на качестве работы отделения, сократились сроки выполнения экспертиз и прочее. Это обеспечивает надежную экспертную поддержку медицинских и силовых структур всего юго-востока Алтайского края.
У совершенства нет пределовТакие успехи не остались незамеченными и были отмечены в декабре 2023 года как на IX Всероссийском (с международным участием) съезде судебных медиков РФ, так и на заседании профильной комиссии по судебной медицине Минздрава Российской Федерации.
– Что же дальше?
– Дальше?! Надеемся, будет Рубцовск… Выделенное здание уже на балансе, летом удалось подготовить территорию, провести санитарную вырезку деревьев, установить антитеррористическое ограждение, обустроить подъезд для строительной техники… Готовится проект отделения. Все по алгоритму… Кроме отдела экспертизы пострадавших и танатологии, уже год работает новая, хорошо оснащенная гистологическая лаборатория, имеется надежное химическое отделение, проводятся биохимические исследования. Для юго-запада Алтайского края готовятся новые квалифицированные эксперты и средний медперсонал. Еще хотелось бы укрепить Славгород, Камень-на-Оби и еще полтора десятка мелких межрайонных отделений.
– В районах Алтайского края возник серьезный интерес к подобному опыту. До нас дошли сведения, что депутаты Завьяловского, Мамонтовского и Романовского районов Алтайского края выступили с инициативой строительства нового здания межрайонного отделения судебно-медицинской экспертизы в райцентре Завьялово. В настоящее время в этом действительно есть острая необходимость?
– Да, большая часть наших межрайонных помещений пребывают в удручающем состоянии, при этом они являются собственностью центральных районных больниц. Я уже говорил, что отделения создавались в приспособленных помещениях. Все и тогда было плохо, а теперь еще и обветшало. Не удивительно, что саманное здание отделения в Завьялово рушится, электропроводка ломается (были пожары), крыша не герметична – течет… Все небезопасно. Инициатива строительства типового модульного морга исходит от парламентариев, небезразличных к судьбам односельчан. Плюс дальняя перевозка объектов исследования из других районов, направление пострадавших на осмотры за 60–80 км выходит администрации и людям в копеечку.
– Вы надеетесь на то, что все проблемы в этой службе будут устранены, а планы исполнены?
– Конечно же – нет! Все планы заканчиваются, когда пропадают желания. Мы любим свою работу, и желания сделать ее лучше не закончатся, а, как известно, у совершенства пределов нет.