"Непроходящая глухая тоска": психиатр — об особенностях биполярного расстройства
Распространенность биполярного аффективного расстройства (БАР) по популяции достигает примерно 6,5%. Специалисты уверяют, что эта цифра достаточно серьезная. Но важно уметь отличать обычную смену настроения от сигналов серьезного заболевания, так как периоды тоски и душевного подъема знакомы абсолютно всем. В рамках форума "В фокусе – здоровье" о симптомах, главных характеристиках и помощи таким больным рассказал доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Пирогова Андрей Шмилович.
"МРТ души и УЗИ настроения"– Андрей Аркадьевич, где заканчиваются нормальные перепады настроения и начинается серьезное психическое заболевание?
– Мания — от хорошего настроения, а депрессия – от плохого, прежде всего, отличается наличием или отсутствием критики или способности управлять своим поведением в разных жизненных ситуациях. То есть, по сути, это такой критерий, который не только медицинский, но еще и социальный и, может быть, даже юридический.
И в маниакальных, и в депрессивных состояниях возможны какие-то противоправные действия. И на судебно-психиатрической экспертизе определяется вопрос вменяемости, то есть способности или дееспособности человека управлять своим поведением, понимать значение действий. Болезнь лишает человека этой способности.
– Что говорит статистика?
– В психиатрии со статистикой очень тяжело, потому что у нас нет достоверных критериев диагностики. Мы не можем сделать МРТ души или посмотреть УЗИ настроения, а потом сказать, что вот это депрессия, а вот это точно биполярное расстройство.
– Какова природа заболевания?
– Заболевание является наследственным. Сегодня мы можем с помощью специальных генетических тестов сказать, какой будет вероятность БАР в поколении у определенного пациента.
Конечно, это только одна из причин, там есть очень много триггерных факторов, которые запускают болезнь или, наоборот, не позволяют ей развернуться.
Но тем не менее часто видим, что оно спонтанное. Совершенно никаких признаков стресса у человека нет, у него прекрасное физическое здоровье и социальное благополучие. Но вдруг, как гром среди ясного неба, утром он просыпается с очень тяжелым душевным состоянием.
– Опасно ли заболевание?
– Мы называем БАР доброкачественным заболеванием. То есть оно не приводит к изменениям личности. И если нам удается эти качели остановить или хотя бы как-то снизить их амплитуду и увеличить количество ремиссионных промежутков, где нет расстройств настроения, то этот человек остается в той же функциональной активности, с тем же интеллектом, волевыми параметрами и характером. Все остается, как и было до болезни.
У нас в психиатрии, кроме ремиссии, есть еще такой термин, как "интермиссия", что в переводе на обычный язык означает "выздоровление". И неважно, что оно через три-четыре года может закончиться, в любом случае повышается качество жизни, человека в этот период иначе как выздоровевшим не назовешь.
"У всех бывает подавленность"– Как отличить плохое настроение от болезненного состояния?
– У всех у нас бывает подавленность. Она временная, всегда меняется в интенсивности и очень точно и живо реагирует на внешние обстоятельства. А в депрессивных случаях это постоянная непроходящая глухая тоска, то есть она не слышит слова успокоения.
Есть очень хороший диагностический тест. Приходите к приятелю, который находится в печали, обнимаете его, говорите, что все будет хорошо. Если в ответ этот человек начинает еще громче рыдать и прыгает вам на шею плакать в жилетку, знайте, это не депрессия. Человек в депрессии, наоборот, пытается уединиться, отстраниться, куда-то уйти в сторону и так далее.
Бывают случаи, когда люди стараются скрыть свою депрессию за улыбкой. И мы часто видим улыбающуюся ироническую депрессию. Это очень опасное состояние с точки зрения суицидов. Потому что неопытный психиатр, не говоря уже о специалистах других профилей, может просто не распознать это.
Вегетативная нервная система себя ведет по-разному. В плохом настроении она может шалить, как мы говорим. А вот при настоящей депрессии у нас наблюдается стойкая симпатикотония – все время повышенное артериальное давление, учащенный пульс, запор, сухость слизистых.
– Болит ли тело при депрессии?
– Любое психическое расстройство должно найти свою проекцию в теле. И депрессия находит ее в душе. Еще Гиппократ говорил, что в области груди расположена вилочковая железа, так называемый тимус. И он тогда сделал вывод о том, что душа человека находится в тимусе. Поэтому он болит во время депрессии.
– Какие есть характеристики у маниакального периода?
– Если мы имеем дело с патологией, то это не просто повышенное настроение, это экстаз. Ощущение безграничности возможностей, ошеломляющее внутреннее переживание, которое старается вытеснить все другие содержания сознания.
Очень многое выпадает из сознания, человек не может фиксировать все, что происходит. Ему кажется, что он прекрасно осознает, ощущает и понимает. Возникает ощущение всеобъятности своего знания.
"Не утрачивать душевную связь"– Как часто маниакальные фазы сменяются депрессивными?
– БАР – это болезнь, которая проявляется депрессивными и маниакальными состояниями. Они сменяют друг друга. Может это происходить с перерывами или без промежутков. Но выделяют два основных типа.
Первый тип – когда преобладают маниакальные состояния. И такие люди очень многого, кстати, добиваются в своей жизни, но при этом совершенно непостоянны и нестабильны. С ними супруги не выдерживают ни одного дня совместной жизни.
При втором типе преобладают депрессии, а маниакальных состояний совсем немного. Это творческие люди, как правило. Причем интересно, что вдохновение возникает у них именно в депрессивную фазу.
– Как часто пациенты с БАР совершают суициды?
– Биполярное аффективное расстройство занимает первое место среди всех психических заболеваний по частоте завершенных суицидов. Оно опережает наркоманию, алкоголизм, шизофрению и онкологию. Риск в течение жизни есть почти у каждого четвертого больного с БАР.
– Как помочь человеку с биполярным расстройством?
– Если близкому человеку поставили диагноз "биполярное расстройство", то очень важна психообразовательная часть. И вы знаете, на самом деле, биполярные пациенты лучше всех знают психиатрию. Они прекрасно осведомлены и хорошо знают каждый, даже микроскопический признак начинающейся депрессивной или маниакальной фазы, чтобы вовремя нажать на тревожную кнопку.
В периоды обострения нельзя оставлять пациента наедине с собой. Как бы он это ни требовал, как бы он ни возмущался по поводу вашего присутствия, глаз должен быть очень бдительным. Важно также поддерживать постоянную связь с врачом и обеспечивать строгое соблюдение предписанного режима. Близкие должны побороть внутренние обиды, не рефлексировать на негативное отношение биполярного пациента к себе. В момент, когда ему плохо, он может использовать разные хитрости, в том числе специально вызывать у родственников негативное отношение, чтобы на него обиделись и оставили.
– На что обратить внимание родителям подростка, чтобы распознать БАР?
– В поведении нужно обратить внимание на любой вид самоповреждений. Какие бы они ни были, даже если это царапки поверхностные на предплечьях. Их очень часто совершают для того, чтобы трансформировать душевную боль в физическую.
Может случиться нарушение сна, появиться различного рода нарушения сердечного ритма, отказ от еды или внезапный уход в диету, у девочек – сбой менструального цикла. И один очень важный симптом – это ангедония, то есть неспособность и одновременно отказ получать удовольствие.
Но самое главное для родителей – не утрачивать душевную, теплую, эмоциональную связь со своим ребенком.