"Мы на пике". Как алтайский губернатор по поликлиникам ездил
В Барнауле с конца сентября нарастает волна недовольства работой поликлиник. Люди стоят в огромных очередях, чтобы попасть на прием к врачам, регистратуры задыхаются от количества звонков, запись ведется тяжело, скорые едут долго (порой приезжают через несколько суток после вызова). Что происходит с городским здравоохранением в поликлиниках, решил выяснить Виктор Томенко, лично посетивший 14-ю, 9-ю и 1-ю. Поездка была анонсирована заранее, так что внезапной проверкой это назвать нельзя.
Страшная 14-я14-я поликлиника, которая чаще других мелькала в негативных постах в Сети, находится в новостройках Индустриального района. Ее разместили в шести разных корпусах, часть из которых – явно неприспособленные помещения. Район, обслуживаемый поликлиникой, разрастается с каждым годом: сейчас за ней закреплено 100 тыс. горожан, и там явно не хватает новой. Ее строят, чтобы разгрузить эту, но сдача новой только в 2023 году.
В начале десятого утра подъезжаем к главному корпусу 14-й. На въезде в квартал зачем-то дежурят две машины ГИБДД.
У входа снует народ, но никакого ажиотажа, длинных очередей, фотографиями которых полны соцсети, нет. У окон регистратуры есть посетители, но очередь, которая раньше змеилась далеко за вход, почему-то изрядно сократилась. Ее не было ни перед зданием, ни вокруг него.
Встречающий губернатора у входа главврач Дмитрий Денисов, которого назначили на эту должность после добровольной отставки предыдущего руководителя неделей ранее, говорит, что народ на запись приходит рано утром, сейчас уже наплыв спал: все разошлись по кабинетам.
Главврач рассказывает о том, что обычно самый сильный наплыв бывает по понедельникам и пятницам, в среду людей меньше. Сегодня тоже была очередь, но, как с надеждой сказал Денисов, она была меньше и, возможно, будет уменьшаться.
Мы идем в соседний корпус, где принимают терапевты и где находится основная часть пациентов.
Эмоциональный разговор в коридореИдем через двор к стоящей напротив панельной девятиэтажке. Часть первого этажа в ней занимает отделение терапевтов. Вход с торца дома. Переступаем через лужу, по узкой лестнице заходим в длинный и тоже узкий коридор с тусклым светом.
Если на входе в главный корпус нас встречала медик с электронным термометром и просила обработать руки из санитайзера, то тут можно зайти просто так. Людей в этом коридоре как сельдей в бочке. Вот это и есть та утренняя очередь (точнее, часть ее). Из-за того, что у поликлиники все так непросто с площадями, здесь нельзя наладить нормальный бокс для фильтрации заразных больных.
Узнавшие губернатора пациентки у первого же кабинета атакуют его с места в карьер:
– Четыре дня врача не вызвать, скорая не приезжает. Я приходила сюда вместо мамы, она сама прийти не может, – говорит одна.
– Ситуация ненормальная, я сижу, у меня голова кружится, – параллельно жалуется вторая. – Досижу, не досижу…
– Сегодня уже давно сидите? – справляется губернатор.
– Сегодня не давно, полчаса, но тем не менее, когда состояние такое. Дышать-то нечем, головокружение.
– До этого еще в регистратуру простояли три часа, – подключается к разговору третья женщина.
– Сегодня были в регистратуре? – спрашивает Дмитрий Денисов.
– Была. И в четверг была, и в пятницу. Всю неделю я ходила, очередь стояла с семи утра вот такой спиралью километровой на улице. Стояли три-четыре часа. Люди в обморок падали около регистратуры. Дозвониться невозможно, четыре дня врача не вызвать.
"Я тушу пожар"Дмитрий Денисов Виктору Томенко и больным рассказывает, какое хозяйство ему досталось. В поликлинике 35 участков. Врачи тоже болеют. Сегодня прием могут вести только 11, из них двое – это ординаторы, которые еще самостоятельно не работали. Их наскоро обучили и отправили на приемы. Оставшиеся в строю врачи согласились работать в две смены с 8.00 до 20.00. Но даже это не закрывает всех потребностей.
Губернатор уточняет, когда выйдут на работу заболевшие врачи. Главврач говорит, что есть тяжелые, они выйдут не скоро, недели через две-три, остальные – через неделю-две. Но не факт, что работающие сегодня к тому времени останутся здоровыми.
В тот момент, когда Денисов взялся за руководство 14-й поликлиникой (а он параллельно остается главврачом поликлиники № 7), заболели все сотрудники регистратуры, включая работников call-центра. На их место экстренно перевели физиотерапевтов, массажистов и других специалистов. Они незнакомы с работой регистратуры, все делают с колес.
Всего на 100-тысячную аудиторию поликлиники, по мнению главврача, нужно 12 телефонистов call-центра. Сейчас есть четыре. Еще трех дала в помощь частная клиника "Добрый доктор". Этого пока недостаточно.
Помогают и студенты старших курсов медуниверситета. Часть из них работают медсестрами на приемах, часть принимают мазки.
– Когда ситуация наладится? – спрашивает у Денисова губернатор.
Главврач – молодой, спокойный мужчина, уверенный, но очень уставший, признается, что надеется, что через пару недель. Но пока, говорит, что не загадывает — пока он тушит пожар.
Совещание в подвалеВыходим из этого корпуса в другую дверь. Она просто ведет в… подъезд жилого дома, через который в свои квартиры ходят жильцы этой девятиэтажки. Очень тягостное настроение от увиденного и услышанного.
Возвращаемся в главный корпус, где спускаемся в подвал. Там в скромном помещении проводится совещание. Губернатор, вице-губернатор Игорь Степаненко, министр здравоохранения Дмитрий Попов, министр цифрового развития и связи Евгений Зрюмов, главврач 14-й поликлиники Дмитрий Денисов.
Губернатор говорит о том, что сейчас в крае, и особенно в городах, множится недовольство людей, которые не могут получить медицинскую помощь. Он говорит, что у жителей края главный вопрос в сообщениях: "Что делать?". Люди не знают, что им предпринять.
Виктор Томенко распоряжается подумать над тем, как пациент, который не может пробиться по телефону до регистратуры, сможет сообщить о своих проблемах по другим каналам. Поручает Евгению Зрюмову и его "цифровому" министерству подключиться к разработке этих каналов связи для пациентов.
Блестящая 9-яЕдем на Сулиму, в 9-ю поликлинику, откуда также постили снимки с длинными очередями по утрам. Уже 11 утра, здесь людно, но тоже уже утренние очереди рассосались. Зато на втором этаже, где принимают терапевты, народа очень много.
У фасада здания идет ремонт. Но внутри – все очень красиво отремонтировано. По сравнению с 14-й, здесь значительно лучше.
Губернатора у входа встречает главврач Инна Анисимова. На ходу рассказывает о проблемах и своих ноу-хау, которые приходится изобретать по ходу этой пандемии.
Здесь тоже болеет персонал. Так как коллектив относительно молодой, многие из медиков на больничном не из-за своих болезней, а из-за того, что простудились их дети. Это тоже сказывается на загруженности оставшихся в строю. На приемы больных с ОРВИ переведены другие узкие специалисты, что "оголяет фронт" на их направлениях.
Анисимова рассказывает, что во время обычных вспышек простудных заболеваний к ним в call-центр приходило до 500 звонков в день. Сейчас – по 2 тысячи. К работе имеющихся пяти сотрудников call-центр добавили регистраторов из женской консультации и отделения врачей общей практики. Также используют труд студентов меда и ординаторов.
Проблемы, по сути, схожи с теми же, что и в 14-й. Очереди тоже есть, особенно длинные по понедельникам и пятницам.
Тихая 1-яВ поликлинику Центрального района приезжаем к обеду. Народа здесь просто очень мало, поликлиника кажется почти пустой, здесь очень тихо. Спрашиваю главврача Елену Азарову, где толпы, куда дели. Она улыбается: "Грамотная организация работы".
Тоже говорит о тяжелых понедельнике и пятнице. В поликлинике много возрастных врачей старше 65 лет. Они еще не могут выйти из самоизоляции. Плюс заболевшие. Двух врачей, кому уже больше 75 лет, перевели на дистанционное оформление рецептов.
Виктор Томенко спрашивает у Елены Азаровой, когда ситуация со вспышкой заболеваемости будет снижаться. Та говорит, что не знает, что "мы пока на пике". Рассказывает о сезонности простудных заболеваний.
На выходе из кабинета главврача, куда зашли после обхода этажей, губернатора замечает пожилой посетитель, который тут же жалуется, что не может несколько дней получить больничный и сделать анализ на ковид, так как жена у него больна, а он контактный. Дело в свои руки берет Елена Азарова и бодро объясняет посетителю, что больничный ему выдадут задним числом, а за анализом надо обращаться в Роспотребнадзор. Мужчина парирует, что не может у Роспотребнадзора добиться этого анализа.
– Что мне делать? – задает он озвученный ранее губернатором вопрос.
– Настойчиво звоните в Роспотребнадзор, всё в Роспотребнадзор, они должны вам дать ответ, – советует Азарова.
На этом расходимся.
После увиденногоСитуации в поликлиниках, в которых побывал губернатор, схожие, но в 14-й всё острее. Пока губернатор только объехал три лечебных учреждения и лично посмотрел на то, как обстоят дела, послушал возмущенных пациентов. В каждой из поликлиник работают на пределе возможностей, пытаются выправить ситуацию. Но быстро это не получится, как признаются главврачи: наплыв заболевших не снижается, медики сами болеют, администрации амбулаторий справляются с этим по-разному.
Во время поездки было озвучено одно распоряжение – подключиться к работе с информированием пациентов "цифровому" министерству. Будем ждать, как поможет это ведомство и какие действия предпримет дальше правительство края по нормализации работы системы здравоохранения. А также что будет запланировано на следующую вспышку: не только в медицине, но и в торговле, на транспорте, в образовании, сфере развлечений и т. д. Ковид все еще остается, а сезонный рост ОРВИ тоже отменить не получится.