Толк новости
Медицина |

С повышенными потребностями: как в Барнауле учат детей с ОВЗ готовить и общаться

Детей с ограниченными возможностями здоровья многие специалисты называют детьми "с повышенными потребностями". Они такие же обычные люди, как и все, только для достижения целей им нужно немного помочь
Читать в полной версии ➔

Детям с ограниченными возможностями здоровья, как правило, сложнее адаптироваться в обществе и научиться выполнять, казалось бы, самые простые бытовые вещи. Например, одеваться без помощи родителей, ставить посуду на стол или пылесосить. Специалисты краевого реабилитационного центра для детей и подростков с ОВЗ "Журавлики" рассказали "Толку" о том, как они помогают преодолевать трудности адаптации и подготавливают "особенных" детей к самостоятельной жизни.

Педагог – это друг

В центре "Журавлики" представлено несколько направлений реабилитации – социально-бытовая, социально-медицинская, социально-психологическая, социально-педагогическая, социально-трудовая и социально-коммуникативная. Она рассчитана на 20 дней и начинается с первичного приема. Дети с направлением от невролога попадают в центр, где специалисты проводят диагностику и по ее заключению на консилиуме решают, в какой форме будет проходить реабилитация.

Педагоги центра отмечают, что их главная цель – коммуникативная, так как многие дети находятся на домашнем обучении и нуждаются в живом общении. Группы для занятий стараются формировать так, чтобы они могли учиться друг у друга многим вещам, которые по каким-то причинам делать не умеют. Например, ждать, соблюдать очередь или помогать.

"Для нас важно создать позитивный настрой, наладить контакт, усадить, научить работать за столом, а уже после совместно достигать поставленных целей. Некоторые дети даже не умеют играть в игрушки, и этому мы тоже их учим. Особенно это актуально для детей с психическими расстройствами", – рассказывает логопед Юлия Попова.

Родители при желании могут присутствовать на занятиях и понаблюдать за процессом. После завершения курса реабилитации им даются рекомендации по дальнейшей работе с детьми дома.

"Очень важно в процессе с каждым ребенком найти взаимопонимание и стать ему другом, иначе мы не получим желаемый результат от занятий. Дети просто не будут идти на контакт", – делится Юлия Попова.

Музыка без границ

Важным звеном реабилитационного процесса в "Журавликах" являются музыкальные коррекционные занятия. Их посещают дети младшего возраста, подростки и взрослые инвалиды. Встречи проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами, все зависит от здоровья детей.

"Главная цель наших встреч – это не раскрытие музыкальных способностей, а решение определенных проблем в развитии ребенка. Занятия проводятся в игровой форме, сюжеты их очень просты и доступны к пониманию. На них звучит очень много музыки, прежде всего, в живом исполнении, когда я сама пою и играю на фортепиано. Это делается для того, чтобы дети видели перед собой образец исполнения и пытались за мной повторить", – рассказывает музыкальный руководитель Ольга Кардаш.

В центре есть большой арсенал музыкальных инструментов. По словам педагога, дети очень любят на них музицировать, кто-то делает это относительно ритмично, а кто-то просто играет. Но в обоих случаях развивается слуховое восприятие, чувство ритма, мелкая моторика рук и речь.

"У нас был уникальный случай, когда мама привела к нам своего ребенка, который не умел разговаривать. На музыкальных занятиях вместе с педагогом он научился петь, а после этого начал говорить отдельные слова. Родители плакали и не могли поверить в это и до сих пор считают чудом то, что случилось", – поделилась замдиректора центра Светлана Журавлева.

На занятиях дети танцуют и участвуют в подвижных музыкальных играх. В процессе они учатся преодолевать свою робость, получают эмоциональное удовольствие и чувство собственной значимости от результата.

В "Журавликах" ежегодно проводят проект "Музыка без границ" — это музыкальный фестиваль детей с ОВЗ. Для некоторых из них подобные мероприятия становятся одним из способов социализации и познания жизни.

"Подготовить детей к исполнению песни педагогам порой непросто. Работа по разучиванию слов может длиться несколько месяцев. Чтобы организовать такой концерт нужно подготовить не только деток, но и музыкантов оркестра, сделать инструментовки всех песен. В этом нам помогают студенты и преподаватели факультета искусств Алтайского государственного университета", – объясняет Ольга Кардаш.

Терпение и совместная работа

В центр обращаются родители детей разного возраста и с разными диагнозами. Иногда приходят дети, совсем не приспособленные к самостоятельному социально-бытовому обслуживанию. Они не умеют убирать за собой мусор, пылесосить, вытирать пыль и обращаться с кухонными принадлежностями.

"Чтобы сформировать у ребенка определенные навыки, нужно иметь терпение и быть готовыми к совместной работе родителей с педагогом. Так как им зачастую бывает нелегко найти золотую середину в вопросах о сроках и степени владения теми или иными навыками. Они ждут от своих детей то слишком много, то слишком мало", – рассказывает специалист центра Юлия Приходкина.

По ее словам, иногда мамы и папы просто не могут решиться дать в руки ребенку тот же нож, опасаясь за его здоровье. И эти переживания специалист называет нормальными и естественными.

"Маме просто нужно показать, как подвести ребенка к самостоятельному использованию колющих и режущих предметов. Но важно помнить, что все делается постепенно. Нельзя, например, допустить ребенка к плите, не научив его перед этим самостоятельно наливать чай", – говорит педагог.

Дети на занятиях любят практиковаться: пришивать пуговицы, шить мягкие игрушки и сувениры, гладить, готовить напитки и горячие блюда. Особенным для них считается момент, когда они сами могут приготовить еду и угостить ей маму или папу. За столом Юлия Александровна учит своих подопечных уважительному общению со взрослыми, этикету и общению со сверстниками.

"Недавно к нам на реабилитацию мама привела сына с умственной отсталостью. Он был совершенно несамостоятельный и не умел даже одеваться без посторонней помощи. Совместные усилия педагогов центра позволили мальчику раскрыться и научиться этому. Мама со слезами на глазах рассказывала мне о том, как впервые увидела своего ребенка самостоятельным, так как уже просто не надеялась, что все еще можно исправить", – рассказала Светлана Журавлева.

Специалисты центра отмечают, что любую реабилитацию важно продолжать дома, а все полученные навыки на занятиях нужно использовать в привычных для ребенка условиях. Тогда он будет развиваться и ничем не отличаться от своих сверстников.

Читать в полной версии ➔