Дорогая "Дешевка". Как бизнесмен из Барнаула спасал историческое здание XIX века
Здание конца XIX века, в котором обосновался дом-ресторан "Ясная поляна", – один из самых ухоженных памятников архитектуры Барнаула. Так было далеко не всегда. В числе других торговых домов улицы Льва Толстого он уцелел в пожаре 1917 года, но сгорел в более позднее время. Здание было в запустении и могло по сей день пребывать в руинах, как дом купца Поскотинова, но ему дали вторую жизнь. О том, как это произошло, сколько стоит история и почему приносит столько боли, мы поговорили с владельцем архитектурной жемчужины предпринимателем Анатолием Овчинниковым.
Семейная историяНа отрезке улицы Льва Толстого между проспектами Социалистическим и Ленина собран исторический концентрат из зданий купеческого Барнаула рубежа XIX–XX веков. Именно здесь в 1996 году семья нашего собеседника основала свой бизнес. Как рассказал предприниматель, на старинной улице открыли несколько торговых точек и бывший магазин "Дешевка" должен был пополнить пул активов недвижимости.
– История покупки памятника архитектуры на Льва Толстого, 30 – это, скорее, стечение обстоятельств. Его приобрела моя семья, чтобы открыть еще один магазин по продаже строительных материалов, и он оказался самым подходящим вариантом с точки зрения расположения. Вдобавок, в начале 2000-х, когда он был приобретен, особого выбора на рынке коммерческой недвижимости Барнаула и не было.
Предприниматели понимали, какую ответственность берут на себя вместе с покупкой исторического здания.
– Понятно, что к покупке прилагалось охранное обязательство, в соответствии с которым владелец должен принимать меры по его сохранению. Но это нормально. Любой ответственный собственник и эффективный управленец сам заинтересован в сохранении своей недвижимости, вне зависимости от того, памятник это или нет. Он будет его обслуживать и периодически ремонтировать. В нашем случае был особый контроль со стороны государства, которое, как правило, особо не интересуется рядовой недвижимостью, но тщательно следит за архитектурным наследием. К тому же приходилось тщательно выбирать подрядчиков. В связи с исторической спецификой это должны были быть исключительно лицензированные бригады.
Бездна сил и денегМагазин "Дешевка" достался нынешнему владельцу в плачевном состоянии. У пострадавшего после пожара здания были разрушены стены, отсутствовала кровля, внутри помещений росли деревья и кустарники.
– Он мало чем отличался от дома купца Поскотинова и требовал капитального ремонта: восстановления ряда несущих конструкций, замены коммуникаций и многого другого. Мы начали со строительных работ и привели здание в надлежащий вид. После этого приступили к восстановлению фасадов, мощению внутридомовой территории и внутренней отделке. На все работы вместе с приспособлением здания для современного использования ушло порядка двух-трех лет. О сумме вложенных денег сказать сложно, наверное, десятки миллионов… Точную цифру уже не вспомню, а врать не люблю. Могу лишь добавить, что на объект была потрачена бездна сил.
После реконструкции в 2006 году в здание зашли арендаторы. Здесь открылся магазин стройматериалов. А в 2016-м улицу Льва Толстого полностью закрыли на реконструкцию. Здесь запланировали грандиозную переделку: прокладку ливневой канализации, замену дорожного покрытия, обустройство тротуаров, озеленение и многое другое.
Преобразования растянулись на два года. Благое для города дело ударило по бизнесу, обосновавшемуся на старинной улице. Купеческий дух, витавший здесь полтора века подряд, начал постепенно "выветриваться".
– Нас буквально отрезали от основных коммуникаций, поэтому арендаторам пришлось съехать. А мы встали перед непростым выбором: подождать реконструкции и попытаться возобновить торговлю, запустив арендаторов, либо через боль сменить формат и выйти на новый виток своего развития.
Новые форматы и боль во спасениеАнатолий Овчинников пояснил: на тот момент улица Льва Толстого ассоциировалась с промтоварными магазинами, строительными отделами и т. д. Именно сюда съезжался весь город за сантехникой, обоями и линолеумом. Заблокированные ремонтом торговые площадки перестали привлекать клиентов – людской трафик почти иссяк.
– Деловая активность сместилась в сторону спальных районов Барнаула. Тогда в историческом центре города не было особо ярких точек притяжения – в основном здесь царили административные здания. Так что перед нами стояла непростая задача – создать ее самим. Нужно было найти такой формат, чтобы люди сами потянулись к нам. Предстояло как-то пережить непростые времена: через боль отказаться от привычного – торговли, изменить специфику места, вокруг которого сложилась большая и многогранная купеческая история, и наполнить его новыми смыслами.
Так на базе красивого памятника архитектуры в старом городе появилось творческое пространство "Кислород". Его первым резидентом стал барнаульский "Крепостной театр". На улицу Льва Толстого потянулись творческие люди, молодежь и просто ценители интересного и интеллектуального досуга. Но перед этим…
– Новое наполнение рождалось через боль. Чтобы понять, в какую сторону идти, я перебрал тонны информации, изучил европейский опыт развития исторических центров разных городов. Нам нужна была своя история. Вот так и родилась идея подключить творческих людей, способных своей харизмой завлечь горожан и оживить старинную улицу, а заодно и наладить трафик. И мне кажется, что мы справились с поставленной задачей. Вместе с актерами мы переформатировали это прекрасное место, наполнили его людьми, жизнью.
Со временем дороги бизнесмена и "Крепостного театра" разошлись. Актеры переехали в другое место, а потом и вовсе обзавелись своим "домом" на улице Кирова. Однако история создания нового пространства в старом городе так и осталась в числе самых ярких примеров взаимовыгодного и благотворного сотрудничества творческих людей и бизнеса.
– Это была история не про деньги, а про самореализацию. У каждого был промежуточный этап, когда нужно было заявить о себе. И мне кажется, у нас получилось создать одну из первых альтернативных театральных площадок. Актеры обрели своего зрителя, продуктивно работают, ставят спектакли, проводят мастер-классы и прочее. А у нас получилось одно из самых интересных мест в городе.
Повторюсь: для этого пришлось кардинально поменяться и, как бы банально это ни звучало, выйти из зоны комфорта. Мои коллеги по цеху так и не решились на что-то подобное, хотя все происходило на их глазах, и они с интересом наблюдали, что из этой идеи выйдет.
Исторический фундамент для туризмаПараллельно с творческим пространством "Кислород" в бывшем магазине "Дешевка" открылся ресторан "Ясная поляна". И это отдельная глава захватывающей истории по спасению здания XIX века.
Арендаторов Овчинников искал долго и скрупулезно. В итоге нашел надежного партнера, включившегося в процесс сохранения архитектурной ценности и ее приспособления для новой жизни, в том числе финансово, что оказалось очень кстати.
– Многие тогда крутили пальцем у виска, говоря: "Какой тут может быть ресторан? Здесь всю жизнь торговали обоями да унитазами". Несмотря ни на что, опыт оказался удачным и теперь у нас есть одно из лучших заведений города. В этом году ему исполнилось пять лет.
Жаль, если бы тогда, в кризисное для бизнеса на Льва Толстого время, среди предпринимателей нашлись такие же новаторы, то за несколько лет мы бы все вместе переформатировали эту часть исторического центра в нечто гораздо более интересное, чем набор торговых площадок с сантехникой и стройматериалами.
Почему это так важно? Да все просто: это потенциал для развития Барнаула в сфере туризма. Даже будучи только хабом между Белокурихой, Горным Алтаем и Россией (а иногда и целым миром), он может многое выиграть за счет исторического центра. Но для этого нужно подготовить инфраструктуру, создать центры притяжения с кафе, ресторанами, сувенирными магазинчиками, местами для прогулок. База для этого у нас есть – наше архитектурное наследие, большая часть которого требует восстановления и долгосрочных вложений.
Горький опытИзменить ситуацию к лучшему можно, но без господдержки это слишком сложный процесс, отмечает собеседник. Не каждый на такое решится.
– В России постоянно меняется предпринимательский климат: то кризис, то пандемия. Стабильности нет, поэтому тяжело входить в долгосрочные, трудно окупаемые проекты. Как правило, первоначальный бюджет за несколько лет увеличивается в разы. Такие финансово тяжелые подводные камни заставляют бизнесменов лишний раз подумать, прежде чем вложиться в тот или иной исторический объект.
У меня тоже был негативный опыт. Здание на улице Льва Толстого – не единственный восстановленный мной памятник архитектуры. Есть и другие объекты. Один из них – здание на улице Луговой, 3 (памятник регионального значения "Жилой дом"). После реконструкции здесь открылся коктейль-бар "Горький". Для меня это был знаковый проект, в который я вложил всю душу. У нас нет культуры коктейльных баров. Была идея сделать для города что-то новое, взбодрить его.
Однако не успел "Горький" открыться, как его накрыла пандемия, а потом и ограничения графика работы подобных заведений до 9 часов вечера. Год он был закрыт, после чего восстановиться так и не смог. Сейчас историческое здание используется в хозяйственных целях – здесь разместилась закрытая кухня для точек общепита и доставки здорового питания.
– Если бы нас тогда поддержали, то этот памятник мог прекрасно вписаться в туристический кластер и стать еще одним интересным местом притяжения туристов. Поэтому, я уверен, триггером для привлечения предпринимателей в архитектурное наследие может стать какая-то госпрограмма даже регионального уровня. Например, субсидирования или кредитования на особых условиях.
Триггер для бизнесаВозможно, предположил Овчинников, госпомощь подогреет интерес к еще одной жемчужине старого города – дому купца Поскотинова. Как и магазин "Дешевка", он сгорел и прозябает в руинах. Хотя мог бы стать одной из красивейших гостиниц высокого класса, пропитанной историческим флером. Такая практика распространена в Центральной России, но почему-то не приживается у нас, поделился размышлениями собеседник. И добавил: "Наверное, они ждут, когда здание полностью разрушится".
Кстати, некоторые горожане полагают, что цепляться за прошлое, особенно в архитектуре, не стоит, а прошлое нужно попросту отпустить и не тратить на него деньги, особенно из бюджета. Может быть, они правы и незачем восстанавливать разрушающее наследие, ведь снести старое и построить новое – гораздо проще и дешевле?
– Люди, которые говорят подобное, никогда не владели таким чудом. Когда заходишь в помещения памятника архитектуры, чувствуешь его особую энергетику. Здесь даже дышится по-другому. Возможно, это мое субъективное восприятие, но я действительно все это чувствую. Кажется, что каждый кирпичик, дощечка или деталь фасада буквально пропитаны историей. Она витает в воздухе на молекулярном уровне.
А новоделы?.. Что в них? Только бетон и стекло. Я думаю так: в городе должно быть место и для новой архитектуры, и для старой. И сосуществовать они должны гармонично, но параллельно.