"Вы сами-то верите?" В Барнауле хотят построить гараж под шаткой горой
Здание гаража с перспективой расширения до большого автокомплекса хотят построить неподалеку от развязки улицы Мамонтова и проспекта Красноармейского. Для этого застройщик намерен врезаться в гору, на вершине которой стоят частные дома и, по некоторой информации, расположено заброшенное лютеранское кладбище. Часть экспертов предположили, что из-за строительства она может обрушиться, но докладчик убедил их, что застройщик знает, на что идет. Аргументы обеих сторон – в материале "Толка".
Гараж под горойНовый объект планируют построить на улице Мамонтова, 145. Согласно данным публичной кадастровой карты, по этому адресу находится участок пологой горы (с северной стороны) площадью 5,2 тыс. кв. метров. Он густо зарос кленами. Земля в муниципальной собственности и предназначена для хранения автотранспорта.
Застройщик намерен в ближайшее время освоить небольшой процент от территории, чтобы построить гараж с техническими помещениями, где можно будет хранить несколько автомобилей. Слева от проектируемого участка на данный момент расположен бокс для обслуживания автомобилей с магазином.
"Так как в этой зоне градостроительный регламент не установлен, то мы (для понимания освоения площадки) покажем, как будет выглядеть площадь застройки объекта при освоении 20% и тот минимум – назовем его первой очередью строительства, – который объективно возник из-за больших инженерных затрат, которые будут здесь заложены", – рассказал в ходе презентации объекта автор проекта архитектор Владимир Золотов.
Два этажа, подпорная стенка и не толькоВ настоящее время гора откосом выходит на проезжую часть по улице Мамонтова. Для освоения участка нужно в уровне дороги срыть гору, отметил докладчик.
В результате здесь должно появиться двухэтажное здание со светлыми фасадами и обширным остеклением. Въезд в гаражи будет осуществляться через ворота.
Над зданием со стороны левого торца появится возвышающаяся над основным объемом часть, где разместят лестничную клетку с выходом на кровлю для эксплуатации гаража.
"Вечерняя подсветка, на наш взгляд, зданию просто необходима, потому что это черный лес и гора. В данный момент вызывает желание как-то ее оформить, подсветить и помочь движению транспорта", – рассказал Золотов.
На первом уровне организуют гаражи для машин. Въезд оборудуют со стороны дороги. Вдоль нее устроят пешеходный тротуар и озеленение в виде газона.
"Второй этаж мы заглубим по рельефу. Здесь будут размещены подсобные помещения", – пояснил архитектор.
Расстояние вверх по полой горе от проезжей части до верха, где стоит частный сектор, составляет около 30 метров. Для обустройства второго этажа строителям придется "зарыться в гору" не более чем на три метра. Для стабилизации грунта возведут подпорные стенки и контрфорсы (сооружения для поддержки или укрепления стены – прим. ред.).
Расширение плановВ перспективе небольшой семиметровый гараж может разрастись до гораздо больших размеров. При этом все принятые в малом объеме принципиальные решения будут продлены.
Плюсом ко всему должны появиться два дополнительных въезда, дублирующий проезд по территории, а также запроектировано продление тротуара. Кроме повторяющихся возвышений с лестничными клетками акцент будет сделан у дальнего левого торца большого здания – здесь разместят информационные стенды.
"Это решение было разработано первым. Заказчик готов был в данной ситуации пойти на комплексное освоение территории. Но, посчитав затраты, пришел к выводу, что готов начать освоение площадки, но в меньших объемах – в том виде, который показан выше", – отметил докладчик.
Угол примыкания наклонной части горы направлен к плоскости кровли. На пересечении будет организован отвод. Ливневку организуют по периметру, что обезопасит крышу от влаги. В том числе эти планы могут быть реализованы в будущем в рамках последующих очередей строительства.
Борьба пессимистов и оптимистовИз-за перспективы сложного инженерного вмешательства некоторые члены градосовета усомнились в экономической целесообразности и жизнеспособности будущего здания. Так, Евгений Носенко поинтересовался у Золотова: "Вы сами-то верите?".
"Я не говорю, что это будет легко и просто, но есть люди, которые город двигают вперед и застраивают самые неудобные участки. Мы даже не думали, что такой объем, как бывшая ВДНХ можно осуществить. Однако он сделан: подъемы, спуски, набережная делается", – ответил на это Золотов.
Он подчеркнул, что на участке будет проведено ополаживание, как это было сделано для Нагорного парка. А перед тем как строить амбициозные планы, заказчик проконсультировался со специалистами-гидрологами и геологами-оползневиками.
"Коллеги, топоним "гора" не должен нас вводить в заблуждение. Она грунтовая, сложенная из слоев просадочных, в том числе водопроводящих, пород. На мой взгляд, нельзя трогать этот массив и его подрезать. То, что вы предлагаете, на мой взгляд, это техническая ошибка. Нельзя трогать гору, пока она стабилизировалась", – поделился соображениями замдиректора МКУ "Архитектура города Барнаула" Сергей Боженко.
Он добавил, что если в ходе строительных работ будут затронуты водоносные слои, то "начнется катастрофа". Кроме того, на вершине возвышения помимо частных домов расположено старое лютеранское кладбище. И если грунт поплывет, могут возникнуть сложности, в том числе общественной значимости.
Не все эксперты согласились с коллегой. Барнаульский архитектор Петр Анисифоров напомнил, что за последние годы инженерные разработки ушли далеко вперед. Имея под рукой детально проработанный проект, специалистам не составит труда стабилизировать гору.
"Освоение природных ресурсов в центральной части города необходимо. А как иначе?" – заключил он.
"Как эскизный проект он вполне жизнеспособен. Решение интересное и смелое", – высказал мнение исполдиректор Союза архитекторов и проектировщиков Западной Сибири Сергей Шадрин.
Он отметил, что в случае если более глубокое изучение геологии объекта покажет нецелесообразность проекта, то заказчик наверняка сам откажется от его реализации. Поэтому в качестве начала освоения площадки эскиз можно одобрить.
В итоге большинство экспертов решили дать шанс заказчику и согласовали проект. Но с условием полноценной проработки всех инженерных, технических и экономических нюансов.