Число бюджетных строек в Алтайском крае резко сократится, но не деньги на них
В 2025 году число социальных объектов, которые строятся либо проходят капремонт, в Алтайском крае по сравнению с прошлым годом сократится почти вдвое – с 284 до 153. Однако бюджетных денег на эти работы будет выделено больше – если в прошлом году сумма составила 13,6 млрд рублей, то в этом запланирована в объеме 15 млрд. Об этом на недавнем заседании Союза строителей региона рассказал замминистра строительства и ЖКХ края Игорь Спивак. Притом есть некоторые проблемы с поиском подрядчиков.
"По объему средств адресная инвестиционная программа увеличилась, но с учетом инфляции это все те же деньги", – прокомментировал ситуацию Александр Мишустин, руководитель Союза.
Самые крупные стройки в регионе (но не все соцобъекты) курирует краевое учреждение "Единый заказчик капитального строительства". Его директор Александр Морозов на заседании Союза уточнил, что в первом полугодии планируется "расторговать", то есть определить подрядчиков на строительство, две больницы и одну школу.
"[Новых] капремонтов пока не предвидится", – отметил он.
В 2025 году продолжатся работы на "переходящих" объектах – тех, что начали в предыдущие годы. Например, в 2024 году только в системе образования капремонт проводили в 47 школах, 14 детсадах и двух учреждениях допобразования. По итогу года на 42 из этих 63 объектов работы завершились. Это следует из ответов минобразования края депутатам краевого парламента (есть в распоряжении "Толка").
"В адресной инвестиционной программе всего пять новых объектов. Все остальное – это продолжение ранее заложенных проектов. Это о чем говорит: и здесь объемы упадут. Да, деньги останутся, но это идет достройка", – прокомментировал "Толку" Александр Мишустин, руководитель Союза строителей.
При этом в министерстве образования отмечают, что среди проблем по-прежнему одной из важных остается дефицит в регионе подрядных организаций, а также порой срыв торгов из-за отсутствия заявок от исполнителей – те не хотят входить в бюджетные проекты, стоимость которых остается фиксированной на фоне значительного удорожания стройматериалов. То есть цена стройки фактически растет, а ее бюджет остается тем, что разыгран на торгах. В итоге подрядчик вынужден или уходить в минус, или требовать пересмотра сметы, а это увеличение сроков и риски их срывов, за которые подрядчик несет ответственность.
Тем не менее Игорь Спивак отметил, что на фоне снижения объемов жилищного строительства бюджетные стройки могут стать тем ресурсом, который поддержит отрасль. Впрочем, он же признал, что для самых крупных застройщиков небольшие "социальные" стройки в удаленных районах вряд ли могут быть экономически интересны.