В новостройках Барнаула появился новый формат "пространства для дружбы"
Барнаульские новостройки пополнились новым форматом пространств — так называемыми соседскими центрами. Это помещения, где жители дома могут проводить время, общаться друг с другом и приглашать гостей. Первый такой центр открылся в ЖК "Арт Хаус". Подобные пространства планируются и в других строящихся проектах. Однако пока неясно, приживется ли этот "бонус от застройщиков" в долгосрочной перспективе.
Лобби для жильцовЕдиного термина для обозначения таких зон для общения жильцов ЖК нет. Их называют соседскими центрами, игровыми комнатами, зонами отдыха или коворкингами. Также может использоваться термин "лобби" — аналогично гостиницам, где предусмотрены места для общения, ожидания и отдыха.
В таких центрах могут быть столы для аэрохоккея или бильярдные, телевизоры, зоны для съемки видео, игровое оборудование для детей, библиотеки, кофемашины и многое другое. В некоторых проектах выделяются отдельные помещения для спортивных залов, йога-студий или мастер-классов.
Размер, интерьер и наполнение таких пространств зависят от класса жилого комплекса. В одних это может быть небольшая зона с диваном и телевизором, а в других — стильное пространство с дизайнерской мебелью и арт-объектами.
Директор УК "Новая волна" Евгений Овчаров в комментарии для "Толка" отметил: "Я ставлю себя на место собственников жилья. Мне было бы приятно спуститься вниз в такой центр, чтобы провести время, поиграть с детьми".
"Если жилой комплекс рассчитан примерно на 500 жителей, то такие комьюнити-центры – это хорошее и верное решение. В них жители начинают общаться, выстраивать добрососедские связи. Такие проекты уже работают в ЖК Санкт-Петербурга, Казани, Москвы и других городов", – комментирует Вадим Руссков, директор АН "Миэль", который рекомендовал такие центры девелоперам.
За чей счетГлавный вопрос — за чей счет создаются и обслуживаются такие пространства? В практике встречаются два подхода.
Коммерческая модель. Центр становится бизнес-проектом, где наполнение зависит от спроса, а жильцы платят за пользование — через абонементы или разовые визиты. Например, если нужно провести детский праздник, бронируется дата и вносится оплата.
Общедомовая собственность. Девелопер включает центр в состав общедомового имущества, а управляющая компания обеспечивает его содержание. Расходы на уборку, коммунальные услуги и обслуживание распределяются между жильцами. Посещение таких зон регулируется внутренними правилами, например, консьерж ведет журнал посещений, а также устанавливаются камеры.
В Барнауле пока реализуется второй вариант. По словам Евгения Овчарова, УК "Новая волна" провела собрание с жильцами, где разъяснила условия содержания соседского центра. В оплату коммунальных услуг входит уборка и обслуживание помещений.
Однако есть нюанс: жильцы вправе распоряжаться общедомовым имуществом и со временем могут отказаться от такого пространства, если посчитают его содержание нецелесообразным. В этом случае центр может быть сдан в аренду или продан, если найдется интересант.
Конкуренты кафеКонстантин Никитеев, руководитель АН "Ключ-Риэлт", обращает внимание, что соседские центры могут конкурировать с коммерческими площадями в жилых комплексах. Уютное помещение на первом этаже может использоваться не только для общения, но и, например, для организации кофейни, образовательных или бьюти-услуг. Это способно снизить поток клиентов в кафе и салоны красоты поблизости.
Тем не менее анализ заявленных проектов показывает, что девелоперы пока не рассматривают такие риски. Соседские центры проектируются преимущественно в ЖК бизнес– и премиум-класса как статусная опция, подчеркивающая премиальность жилья и служащая конкурентным преимуществом при продаже квартир. Но и в более бюджетных вариантах они тоже появляются, например, для проведения собраний жильцов или для праздников.