Большая перемена. Как на вузах скажется исключение России из Болонской системы
Облик российского образования в последние годы определялся во многом участием в Болонской системе. На этой неделе замглавы федерального минобрнауки Дмитрий Афанасьев объявил, что на фоне санкций нашу страну исключили из нее. О том, какими последствиями это "изгнание" может обернуться, "Толку" рассказали алтайские эксперты.
Уровни сложностиПод Болонской системой принято подразумевать положения, принятые Болонской декларацией, которую 29 европейских стран подписали в 1999 году. Цель документа была проста: обеспечить сопоставимость образования в разных государствах, чтобы облегчить международное взаимодействие как в учебной сфере, так и в сфере науки.
Среди положений декларации – двухуровневое образование, подразумевающее бакалавриат и магистратуру, сопоставимость получаемых степеней, а также содействие европейскому сотрудничеству в разработке критериев оценки качества образования.
Россия к участию в Болонском процессе (результатом которого и стала декларация) присоединилась в 2003 году. До этого самой распространенной формой высшего образования по большинству специальностей в стране был пяти– или шестилетний специалитет, оставшийся с советских времен. Сейчас этот вариант сохранился в некоторых учебных заведениях наряду со своеобразным гибридом – бакалавриатом, который длится пять лет вместо стандартных четырех.
И похоже, что исключение России из Болонского процесса, несет за собой очередные перестановки в образовательной системе. Однако какими они будут?
Учебный занавесСудя по логике текущих событий, основным последствием исключения России из Болонского процесса станет появление проблем, связанных с международным сотрудничеством вузов.
"Одной из задач Болонского процесса было создание единой образовательной среды. Сейчас нас из этой среды в одностороннем порядке исключают", – отметил председатель комитета АКЗС по образованию и науке, преподаватель Алтайского государственного университета Александр Молотов.
По мнению Молотова, именно академическая мобильность, например возможность российских студентов учиться в зарубежных вузах, понесет основные потери. Возникнут и сложности, связанные с признанием российских дипломов за рубежом.
А вот для большинства учащихся и преподавателей внутри России, по прогнозу Молотова, ничего кардинальным образом не изменится.
"Студенты как учились, так и будут учиться. Те, кто учился на бакалавриате или магистратуре, те доучатся. А возвращение советской системы специалитета – это вопрос не одного года", – уверяет депутат.
Кстати, именно возврат к специалитету Молотов и рассматривает как основную альтернативу двухуровневой системе. По мнению депутата, для некоторых сфер (той же родной для Молотова юриспруденции) советский подход, направленный на подготовку специалистов широкого профиля, подходит несколько лучше.
Back in USSRНичего плохого в возвращении к специалитету нет и по мнению ректора Алтайского государственного института культуры Галины Буевич, которая является председателем Барнаульской городской Думы. По ее словам, преимущества прошлой системы отмечают многие педагоги. Кроме того, в творческой сфере специалитет зачастую никуда и не уходил.
"По ряду направлений у нас специалитет сохранялся всегда. Например, по музыкально-инструментальному исполнительству была и двухуровневая система подготовки, и был специалитет. По направлению "актерское искусство" у нас вообще не было двухуровневой подготовки", – сообщила Галина Буевич.
И действующие образовательные программы перевести на рельсы специалитета АГИК сможет безболезненно. Сложности, как и Александр Молотов, Галина Буевич ожидает увидеть только в сфере международного сотрудничества. Впрочем, и эти проблемы можно будет преодолеть.
"Даже когда у нас был специалитет, мы взаимодействовали, смотрели, какие предметы, какие образовательные модули изучали студенты из других стран, и приводили программы в соответствие", – привела пример из практики Буевич.
А вот, например, в Новосибирском государственном университете экономики и управления явно настроены куда более тревожно.
"Что делать со студентами, которые ныне обучаются по болонским правилам?(...) А что делать выпускникам этого года, которые планировали поступать в магистратуру? Часто можно слышать об увеличении сроков обучения до пяти или даже шести лет, но возникает вопрос: готовы ли семьи к увеличению сроков обучения, да еще на фоне сложной социально-экономической обстановки?" – назвал целый ряд возможных проблем заведующий кафедрой мировой экономики, международных отношений и права НГУЭУ Денис Борисов.
Он также отметил, что увеличение сроков обучения может вызвать у учащихся психологическое отторжение.
Кроме того, не ясно, готова ли к нему существующая инфраструктура вузов. А от государства, по мнению Борисова, требуются "решительные действия и определенность".
Попытки же затянуть переход к новым стандартам образования или же начать его параллельно с сохранением старой системы будут, по мнению преподавателя, ошибкой.
Таким образом, вопрос о последствиях выхода России из Болонской системы на данный момент остается открытым. И адекватно оценить их, очевидно, можно будет только исходя из конкретной практики.