Семеро на одного. Почему молодежь не утоляет кадровый голод предприятий на Алтае
Алтайские предприятия испытывают дефицит квалифицированных рабочих кадров. Поколение с многолетним опытом постепенно уходит на пенсию, а молодые специалисты не успевают закрыть освободившиеся ставки. Особенно остро эта проблема ощущается в селах, куда заманить работников порой не удается даже на высокую зарплату. При этом колледжи и техникумы отмечают рост интереса к рабочим специальностям и не испытывают проблем с набором абитуриентов.
Почему так происходит? В каком месте система дает сбой? И как решают закостенелую проблему? Эти и многие другие вопросы "Толк" обсудил с представителями бизнеса и учебными заведениями.
Днем с огнем не сыщешьКадровый голод на производственных предприятиях и в сельском хозяйстве ощущается уже несколько лет. И с каждым годом он только усиливается. Больше всего не хватает специалистов среднего звена. "Если главного инженера еще найти можно, то слесаря – уже сложнее", – отмечает гендиректор компании "Рикон" и общественный помощник алтайского бизнес-омбудсмена в сфере сельхозпроизводства Олег Махнаков.
Одна из причин дефицита квалифицированных рабочих кадров – недостаточная подготовка. Средние профессиональные учебные заведения выпускают крайне мало нужных специалистов, говорят предприниматели. Из-за этого бизнесу приходится "драться" за ребят, которые выпускаются из колледжей, училищ и техникумов. А иногда стоять в очереди, чтобы заполучить будущего работника к себе на практику.
"Мы выращиваем экономистов, юристов и так далее. И они, не найдя в регионе работу, уезжают. А те, кто отучился в средних специальных заведениях на комбайнеров и трактористов, оказываются в дефиците", – говорит Олег Махнаков.
По его мнению, в учебных заведениях крайне недостаточно бюджетных мест на рабочие специальности. А конкурс довольно высокий, из-за чего поступить на выбранное направление могут не все желающие. И выходит, что отрасль "теряет" будущих работников еще до того, как начать их обучать.
"Не должно быть так, чтобы пять человек претендовали на место. Если в вузе при таком конкурсе ребенок не прошел, то он идет в колледж. А если в среднем профессиональном заведении пять человек борются за место? Куда ребенок пойдет, если не поступит? Скорее всего, уйдет из региона или пойдет туда, где будут свободные места. Но не факт, что это окажется то, что он хотел, и после окончания он будет нужен на рынке. Поэтому необходимо в разы увеличивать финансирование средних профессиональных учебных заведений, увеличивать места на направления", – считает Олег Махнаков.
Глава Союза крестьянских (фермерских) формирований Алтайского края Александр Балаков тоже обратил внимание на скромный набор абитуриентов и нехватку направлений подготовки. По его словам, количество техникумов и училищ заметно сократилось. Если в советские годы такие "школы" были практически в каждом районе (а то и не по одной), то сегодня, по данным регионального минобра, на весь Алтайский край приходится 56 средних профессиональных учебных заведений. Но тех, кто готовит "остродефицитных" кадров, можно посчитать по пальцам, говорят предприниматели.
"У нас в Волчихе было СПТУ, которое готовило водителей и механизаторов. Но сейчас такого направления нет. Хотя потребность в нем высокая. У нас приобретены хорошие "КамАЗы", но только работать на них кому? И такая ситуация наблюдается во многих фермерских хозяйствах, которые входят в состав союза", – рассказывает Балаков.
По его словам, сейчас аграриям крайне не хватает зоотехников, ветврачей. В одном из хозяйств нет главного агронома, а в двух других они хоть и есть, но не учились на эту специальность и обучаются уже в процессе работы. У некоторых организаций есть проблема с бухгалтерами, так как их мало, а нагрузка на них с годами возрастает.
Нуждаются сельскохозяйственные предприятия также в механизаторах и водителях. Хотя их дефицит пытаются "закрывать" за счет приобретения более производительной техники. Но при этом фермеры отмечают: если бы они продолжали использовать старые машины, то половина из них попросту бы стояла.
"Сегодня ни в одном нашем хозяйстве нет токарей. Они все вышли на пенсию, и больше их нигде не обучают. По крайней мере, мы не можем найти. И каждый болт и гайку вынуждены покупать, хотя есть станки и условия, чтобы их создавать, но нет людей. Не хватает электриков, сварщиков. Дефицит кадров, я считаю, самая главная проблема сельского хозяйства", – резюмировал Балаков.
Обратная сторона медалиПри этом спрос на рабочие профессии в последние году растет (или, по крайней мере, не падает). В нескольких ссузах, которые готовят кадры для сельскохозяйственных и производственных предприятий, "Толку" рассказали, что не испытывают проблем с нехваткой абитуриентов.
Директор Заринского политехнического техникума Татьяна Цаберябая отмечает, что причин у растущего спроса несколько. Во-первых, сами предприятия повернулись к этой проблеме и стали теснее работать с будущими специалистами, оплачивают студентам труд во время производственной практики (хотя 5-10 лет назад на это шли лишь единичные предприятия).
Во-вторых, сработала профориентационная работа со школами. К примеру, в Заринске уже с 7-го класса детей приглашают изучать востребованные специальности, проводят экскурсии на предприятиях. И практика показывает, что такие кандидаты после выпуска техникума имеют 100-процентное трудоустройство (потому что изначально идут туда, куда хотели, а не куда их направили родители или позвали знакомые).
Бывает и так, что дети поступают на рабочие специальности по принципу "пойду, куда возьмут", главное – не тратить два года в школе и не готовиться к ЕГЭ. Зачастую, как отмечают в учебных заведениях, они слабо мотивированы и в обучении, и дальнейшем трудоустройстве по профессии.
В то же время ссузы отмечают и другую тенденцию: к ним все больше стали приходить абитуриенты с хорошим баллом аттестата и успешными результатами выпускных экзаменов. И, как показывает практика, они уже больше заинтересованы пополнить ряды будущих специалистов.
Слабое местоРешило бы увеличение бюджетных мест кадровую проблему? На этот вопрос учебные заведения смотрят неоднозначно.
К примеру, в Алтайском транспортном техникуме уверены: спрос на ряд направлений у них настолько высокий, что даже при увеличении квот они бы смогли их полностью закрыть.
Другой момент – сделать это без спроса со стороны предприятий не получится.
"Бюджетные места, конечно, можно увеличить. Но для этого мы должны заручиться заявками работодателей, чтобы понимать, для кого мы их готовим. Если от крупных предприятий мы такой запрос получаем, то о потребности в кадрах на небольших крестьянских хозяйствах мы не знаем", – рассказывает Татьяна Цаберябая.
И в ссузах считают, что вряд ли бы только увеличение набора студентов позволило закрыть кадровые пробелы предприятий.
Директор Павловского аграрного техникума Татьяна Артюшкина привела в пример ситуацию с агрономами. Их сейчас готовят три учебных заведения, и каждый год на это направление набирают примерно по 75 человек.
"И, возможно, этого было бы достаточно, если бы они все шли работать в сельское хозяйство. Но по факту получается, что мы набираем 25 человек, а до конца обучения доходят 12-14 студентов. Остальные либо уходят совсем, либо принимают решение сменить специальность. Поэтому не уверена в том, стоит ли расширять бюджетные места, если не все дети доходят до выпуска", – говорит руководитель техникума.
По данным краевого министерства образования, ежегодно более 16 тысяч выпускников поступают в профессиональные образовательные организации после 9-го класса. Сокращение бюджетных мест с 2016 года не зафиксировано. Кроме того, контрольные цифры приема для обучения по программам среднего профессионального образования за счет средств регионального бюджета ежегодно увеличиваются в среднем на 1%. Так, на 2021-2022 учебный год было 11 413 бюджетных мест, что на 61 квоту больше прошлого года. А на 2022-2023 учебный год – 11 544 бюджетных места, что на 131 превышает прием 2021 года. Отрубает желаниеДругая история – готовы ли работодатели брать к себе молодых специалистов? Есть, конечно, немало примеров "гостеприимных" предприятий, которые и жилье предоставят, и всем тонкостям производства обучат. Но все же такие далеко не все.
Ряд компаний попросту не хотят возиться со студентами. В ссузах рассказали, бывали случаи, когда учащиеся ехали на практику в хозяйство, но им негде было жить, питаться приходилось за свой счет, а на предприятии работодатель не закреплял за "молодняком" наставника. Вместо этого подростку (а на производственную практику преимущество идут дети 17 лет) давали работу из серии "перетащи – подмети – убери".
И именно после такого опыта у будущего специалиста теряется всяческий интерес к работе и выбранной специальности.
Ни зазвать, ни удержатьТруднее с привлечением молодых кадров обстоят дела в селах. Кто-то, конечно, возвращается в родные края, но их не так много, как хотелось бы местным предприятиям.
"Молодежь, оканчивая сельскохозяйственные учебные заведения, предпочитает оставаться в городе. Находят себе работу на торговых предприятиях, в сервисных компаниях, уезжают на Север – в общем, делают все, чтобы только не возвращаться в село", – говорит Александр Балаков.
Главная причина, как считают предприниматели, – молодежь не устраивают местные социальные условия и инфраструктура: разбитые дороги, нехватка врачей или учителей и так далее. И не заманивает специалистов те зарплаты, которые предлагают предприятия. Хотя, по словам Александра Балакова, за последние годы аграрии пересчитали размер заработка в сторону повышения. И некоторые предложения сегодня не уступают в своем размере городским.
Однако депутат и председатель комитета по образованию в АКЗС Александр Молотов отмечает, что далеко не все работодатели могут предложить начинающему специалисту достойную зарплату, да и, как ни крути, другие регионы эту "ставку" все равно перебьют.
"Хороших ребят, которые побеждают в профессиональных конкурсах, забирают другие регионы. А мы не можем предложить им конкурентную зарплату. Поэтому все так или иначе упирается в финансовые вопросы. Сейчас край делает многое, чтобы повысить оплату труда. Но это бюджетникам. А предприятия – это преимущественно частные корпорации. И там разброс по выплатам большой, и рычагов воздействия на них нет. При этом отсутствие горизонта планирования, стабильности, конечно, многих ребят от рабочих профессий отвращает", – считает Молотов.
В том числе из-за такой непривлекательной перспективы многие выпускники колледжей и техникумов решают продолжить учиться в вузе, рассчитывая, что это поможет им в будущем получать больше.
Также сегодня молодежь более мобильная, нежели была раньше. Они могут без долгих раздумий собраться, скинуть резюме в любую организацию страны и поехать туда работать. Причем изначально после окончания обучения, как говорят в учебных заведений, у выпускников таких планов нет. Но когда они создают семьи и рожают детей, то уже смотрят в ту сторону, где платят больше.
Целевое обучение – это, конечно, хорошая история по привлечению специалистов в село (превалирующая часть студентов ссузов из сел), но оно несовершенно.
К примеру, аграрии рассказали, что пробовали заключать целевые договоры и платили за их обучение, но позже они расторгались и специалистов хозяйства не получали. А вот техникумы обратили внимание на то, что работодатели либо не требуют от выпускника никакой работы, либо не охотно идут на заключение целевых договоров, как бы их в этом ни убеждали. Хотя в 2022 году сразу несколько хозяйств уже заявили о намерении воспользоваться этой формой сотрудничества.
Еще один фактор, который "отбирает" молодых кадров, это армия: сразу или через несколько месяцев после выпуска служить уходят 40-70% выпускников.
И за год, пока они служат, как отмечают в техникумах, у них меняется мировоззрение. Им показывают возможности и плюсы службы по контракту. И часть из тех, кто уходит после колледжа, там и остаются или поступают в военные учебные заведения.
P.S. Мы обсудили с экспертами и причины недополучения кадров и попытались поискать пути решения. Но оказалось, что единого рецепта, который бы в одночасье изменил эту ситуацию, нет. В одном наши спикеры сошлись единогласно: в этой истории бизнес, учебные заведения и власти должны объединиться и искать решение проблемы совместно. Возможно, региону нужна новая программа по закреплению специалистов в селе. Возможно, предприятия должны занять более активную позицию в работе с учебными заведениями и будущими специалистами. В любом случае участники "рынка" надеются на то, что эти процессы не затухнут и оптимальное решение в ближайшее время найдется.