"Быть на одной волне": что думают молодые педагоги Барнаула о работе в школе
Школы Алтайского края остро нуждаются в кадрах. На сегодняшний день существует нехватка около 400 учителей. Власти региона совместно с директорами всячески пытаются привлечь молодых специалистов на работу различными выплатами, подъемными, краевыми и федеральными программами. Накануне Дня учителя "Толк" поговорил с молодыми педагогами барнаульских школ и выяснил, что они думают о профессии, современном образовании и своем предназначении.
"В ногу с учениками"В педагогику Ольга Воронкова пришла осознанно. Еще в детстве она хотела стать учителем, а ее детские игры были часто связаны со школьным сюжетом. Как она признается сама, с возрастом интересы менялись от повара до юриста, но в 11-м классе она окончательно решила посвятить педагогике жизнь.
"В 2017 году я поступила в Алтайский государственный педагогический университет по направлению "специальная психология", а в 2021 году в магистратуру по направлению "психологическое консультирование", что еще раз доказывает о заинтересованности в своей работе и желании совершенствоваться в данном направлении", – рассказывает Ольга.
Девушка уже почти год работает на должности педагога-психолога и по совместительству учителем-дефектологом в школе №117. Для многих это небольшое время для того, чтобы получить необходимые практические навыки в профессии, но Ольга думает иначе:
"За это время я получила большой опыт работы с детьми от 6 до 17 лет, родителями и школьной документацией. Каждый день я использую эти знания в своей работе".
По ее мнению, современный учитель должен идти в ногу с учениками. А чтобы понимать детей, необходимо знать их интересы и увлечения.
"Одно из важных качеств, которым должен обладать учитель, – стрессоустойчивость наравне с эмпатией. Сюда же я бы отнесла креативность, чтобы вести интересные уроки с занимательными заданиями", – объясняет педагог.
Ольга считает, что учителем быть несложно, ведь когда она видит в глазах детей заинтересованность и искреннюю детскую любовь, то все проблемы и сложности уходят на второй план.
"Профессия выбрала меня сама"Ксения Брехунова преподает русский язык и литературу школе №135. Параллельно с этим она занимает должность советника директора по воспитательной работе, а также является классным руководителем.
В профессии девушка уже два года. Работать начала, еще будучи студенткой пятого курса, однако становиться учителем даже не планировала.
"Профессию я не выбирала, она выбрала меня сама. Когда училась в 11-м классе, все советовали мне поступать в педагогический университет, но у молодежи ведь принято думать, что поступление в пед – это плохо, а учителя ничего не зарабатывают. Вот и я не хотела. Даже говорила всем: "Зачем мне ваш педагогический, я там никогда не буду учиться!" – поделилась Ксения.
После сдачи ЕГЭ девушка поняла, что проходного балла ей хватит для того, чтобы поступить именно на филологический факультет. Как сама рассказывает, случилось это по закону судьбы.
"Поступив в вуз, я была точно уверена, что учителем не стану. Ведь с дипломом филолога можно работать где угодно", – сказала она.
Несмотря на это, Ксения очень хотела пойти в студенческий отряд и поехать работать в загородный лагерь, в котором проводила свое детство. Туда она приезжала как домой и с каждым разом убеждалась, что взаимодействовать с детьми и организовывать их – это именно то, чем ей нужно заниматься в жизни.
"Работая с детьми, ты каждый день узнаешь мир по-новому. Вот так и родилась любовь к профессии, поэтому на пятом курсе решила не сидеть на парах, а уже идти и практиковаться в школе, чтобы прокачивать опыт", – говорит девушка.
Во время очередного урока "Разговоры о важном" Ксения спросила детей о том, каким они видят современного учителя. Школьники сошлись на мнении, что он должен доступно и в то же время с юмором объяснять какую-либо информацию.
"Я с этим согласна, с детьми нужно быть на одной волне, чтобы они тебя понимали. Но в то же время важно быть их наставником и относиться с пониманием к каждому ребенку. Хочу сказать, что это мы должны понимать их, а не они нас, как многие думают. Учителя были на их месте, а они на нашем – никогда", – добавила Ксения.
Главная цель учителя, по мнению Ксении, не только научить, но и воспитать. Также она считает, что каждый учебный предмет обязательно должен подтверждаться жизненными примерами.
"Например, я, будучи преподавателем русского языка, могу сказать детям, что мне пришло сообщение от кого-либо с ошибкой по теме нашего урока. От этого у них появляется еще больший интерес к знаниям".
Также Ксения отметила, что самое сложное в работе – все успеть. Но с этой трудностью можно легко справиться, видя улыбки детей и их любовь.
"Не готова ее променять"Еще один молодой специалист Барнаула – учитель начальных классов Виктория Афанасьева. Вот уже три года после окончания университета она работает в школе №102.
Девушка еще с детства знала, что будет учить младших школьников, потому что очень любила свою первую учительницу и часто подражала ей в играх.
"Я считаю, что главная цель педагога – указать путь к знаниям и помочь пройти по нему достойно. С этим помогут справиться некоторые важные качества – справедливость, сдержанность и ответственность", – говорит Виктория.
Свою профессию девушка любит и не представляет себя на другом месте, а всю работу выполняет с большой радостью и трепетом.
"Мне нравится взаимодействие с детьми, их неподдельный интерес, горящие глазки, каверзные вопросы и искренняя любовь. Эту работу я не готова променять на другую", – говорит она.
Виктория также отметила, что, несмотря на некоторые трудности работы, она бы хотела, чтобы ее дети в будущем пошли по стопам своей мамы и стали учителями.
"Работать с детьми гораздо интересней"Никита Калягин работает учителем русского языка и литературы в лицее №101 уже почти год. Молодой человек честно признается, что изначально не видел себя в этой профессии, хотел связать жизнь с правоохранительными органами. Мечта не сбылась из-за состояния здоровья, тогда он стал задумываться о другом выборе.
"В один момент я понял, что мне нравится много говорить на разнообразные темы, слушать мнение своих одноклассников и учителей, а также вступать в дискуссии. Исходя из этого, выбор встал между филологией и журналистикой. Далее я руководствовался тем, что с детьми работать, на мой взгляд, гораздо интересней, а также тем, что работа в школе – это стабильность", – объясняет молодой специалист.
По мнению Никиты, современным учителям во время уроков важно немного отклоняться от курса, ведь короткий перевод занятия в дружескую беседу положительно сказывается на заинтересованности детей, тем самым учитель привлекает к себе внимание.
"Когда в процессе коммуникации все говорят на одном понятном языке, материал глубже оседает в памяти и лучше усваивается", – добавляет он.
Преподаватель объясняет, сложность его профессии в том, что не всегда можно наладить контакт одновременно со всеми учениками. Каждый человек по-своему индивидуален и к каждому нужно найти подход.
Уходить из школы Никита пока не собирается, но в дальнейшем все будет зависеть от его стабильности.