Проблемы инклюзии: почему дети с ОВЗ подвергаются травле и как с этим бороться
Около двух тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в школах Барнаула. Практика внедрения инклюзивного образования в учебный процесс, по наблюдению специалистов, дает свои результаты и позволяет особенным учащимся быстрее адаптироваться в обществе. Однако не всем детям удается найти общий язык со сверстниками. Жительница Барнаула обратилась в редакцию "Толка" еще в конце 2023 года, рассказав, что ее сын подвергается нападкам со стороны сверстников в школе. "Толк" попытался разобраться в истории, а также выяснить, как устроено инклюзивное образование в Алтайском крае и насколько оно эффективно.
"Вынужден защищаться"В редакцию сетевого издания "Толк" обратилась жительница Барнаула Людмила (имя изменено. – Прим. ред.). Женщина рассказала, что ее сын с диагнозом "синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)" систематически подвергается нападкам со стороны одноклассников и педагогов в школе. Саша (имя изменено. – Прим. ред.) учится в лицее №130 и, по словам мамы, директор якобы делает все возможное, чтобы перевести ребенка на домашнее обучение.
Чтобы разобраться в ситуации, женщина приходила в школу несколько дней подряд понаблюдать, как происходит взаимодействие с ее сыном.
"Я четыре дня находилась в школе и увидела, что над моим ребенком просто издеваются. Такие дети очень неудобны в работе, они требуют дополнительных сил и индивидуального подхода. От них педагоги стараются избавиться", – говорит она.
Директор лицея комментировать ситуацию отказалась. На официальном сайте учебного заведения есть раздел "доступная среда", в котором указано, что в организации созданы специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Вместе с тем в комитете по образованию города Барнаула сообщили, что дети с диагнозом "СДВГ" не относятся к категории ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). О ситуации, возникшей в лицее №130, сотрудники подразделения мэрии осведомлены.
"В комитет по образованию города Барнаула поступали обращения по поводу сложившейся ситуации в МБОУ "Лицей №130". Заявителю даны официальные ответы в установленные законодательством сроки", – сообщили в пресс-службе комитета.
В документе (есть в распоряжении "Толка"), который направили маме мальчика, говорится, что в учебном заведении была проведена внеплановая проверка с выходом комиссии. По ее результатам установлено, что воспитательная работа в классе ведется в соответствии с намеченным планом, в который включены различные мероприятия и формы работы по развитию детей.
"По результатам проверки администрации лицея даны рекомендации. Вопрос остается на контроле в комитете", – говорится в заключение документа.
Такой ответ не устроил Людмилу, поэтому 23 января 2024 года она обратилась за помощью в правоохранительные органы с просьбой "провести проверку по факту буллинга в учебном заведении и принять соответствующие меры".
"Мы пошли в полицию, потому что ребенок в школе вынужден защищаться, помощи ниоткуда нет", – сказала она.
"Есть определенные трудности"Последние несколько лет в школах Алтайского края внедряют инклюзивное образование. Во всяком случае это декларируется. Под инклюзией подразумевается форма обучения, при которой все дети, независимо от их особенностей, имеют право учиться в общеобразовательных учреждениях.
По данным министерства образования и науки региона, диагноз "СДВГ" у детей классифицируется как "нарушение активности и внимания" согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра:
"Образование обучающихся с ОВЗ организуется как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в зависимости от рекомендаций врачей и заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Педагогические работники регулярно повышают свою квалификацию, в том числе по вопросам психолого-педагогической помощи детям, имеющим трудности в обучении.
В городском комитете по образованию "Толку" объяснили, что дети с ОВЗ могут получить образование в любом общеобразовательном учреждении Барнаула, где созданы специальные условия. Выбор организации – право родителей или законных представителей.
"К особым условиям относятся: использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение программ обучающимися с ОВЗ", – пояснила главный специалист отдела общего образования Наталья Коновалова.
Инклюзивное образование само по себе подразумевает социализацию детей с ОВЗ. Вместе с этим в школах города, как рассказали в комитете, реализуются многочисленные мероприятия по развитию личности детей с ОВЗ и их социализации.
"В работе с детьми с диагнозом "СДВГ" важен комплексный подход. Со стороны педагогов – знание особенностей проявления диагноза и применение соответствующих методов и приемов, способствующих успешному обучению детей и взаимодействию с одноклассниками, со стороны школьного психолога – реализация коррекционно-развивающих занятий и консультирование, а со стороны родителей – выполнение рекомендаций медицинских работников и психолога", – добавляет Наталья Коновалова.
В 85 школах Барнаула учится около двух тысяч детей с ОВЗ. Помимо этого, в текущем учебном году сформировано 59 отдельных коррекционных классов, в которых обучаются 624 особенных ребенка.
"Педагоги, работающие с детьми данной категории, своевременно проходят курсы повышения квалификации. Безусловно, есть определенные трудности в такой работе, так как ребята имеют разные нарушения в развитии. Их решению способствует работа школьных психолого-педагогических консилиумов во взаимодействии с администрацией школ, специалистами комитета по образованию Барнаула", – уверила собеседница.
"Должно быть взаимное сотрудничество"Психологи уверяют, что начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни каждого ребенка, а особенно ребенка с ОВЗ.
"Обучение ребенку с ОВЗ дается за счет высоких психологических затрат – повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы. Возможны неадекватные поведенческие реакции. И первостепенная задача учителя и психолога школы – помочь такому ребенку освоиться в коллективе сверстников", – объясняет Юлия Попова, заведующая отделением полустационарного социального обслуживания в реабилитационном центре для детей с ОВЗ "Журавлики".
По словам специалиста, диагноз "СДВГ" тоже входит в классификацию ОВЗ:
"Дети с ограниченными возможностями здоровья – это малыши с различными отклонениями в физическом, психическом или сенсорном развитии, которые мешают им полноценно жить, учиться и адаптироваться в обществе. Таким ребятам необходимы особые условия и сопровождение в учебном процессе и повседневной жизни. И, конечно, диагноз "СДВГ", выраженный в эмоциональных и поведенческих особенностях, делает ребенка нуждающимся в особых условиях и относит его к этой группе".
Юлия Попова уверяет, такие дети нуждаются в дополнительном закреплении и повторении материала. Большую роль в этом играют и родители, ведь их поддержка необходима также и педагогу:
"В идеале должно быть взаимное сотрудничество, которое позволит создать максимально комфортные условия для обучения гиперактивного ребенка".
Это дети "10 минут", чаще всего они не в состоянии дольше держать внимание. Им трудно делать домашние задания, у них речь опережает мысль, сложно выстраиваются отношения со сверстниками, они нуждаются в строгом режиме дня, отвлекаются на уроках, зачастую их эмоциональная сфера несколько отстает в развитии.
"Учитель должен наладить взаимоотношения такого ребенка с одноклассниками, иначе есть опасность, что он превратится в изгоя. Педагог в начальной школе – большой авторитет для ребят, и если он сможет в классе создать "принимающую среду" для всех детей, то процесс адаптации пройдет легче", – предупреждает специалист.
Чтобы не допустить буллинга среди школьников, взрослые должны участвовать в проработке этого вопроса. Родители – выстраивать доверительные отношения с ребенком, чтобы он мог делиться всеми переживаниями, а учитель – быть внимательным к признакам зарождающихся проблем в классе и не игнорировать их.
"Само не пройдет", и дело не в том, что "сейчас такие дети". Не нужно путать травлю с непопулярностью. Суть травли – насилие, и это вопрос нарушения прав детей, за которое несет ответственность взрослый. И родителям необходимо обсудить с учителем эту тему, если они узнали от ребенка о подобное", – говорит эксперт.
Обсуждение и информирование детей, по ее словам, – это одна из эффективных мер профилактики травли. Важно обсуждать эти темы и вместе смотреть такие фильмы как, например, "Чучело" и "Повелитель мух".
"Современное общество становится все более "принимающим" людей с особенностями, но нам еще есть куда расти в этом отношении. В любом взаимодействии как дети, так и взрослые учатся принимать отличия другого человека, ведь они есть у всех, независимо от имеющихся диагнозов. И всем полезно осознавать это, учиться принимать и уважать", – подытожила психолог.