Минобрнауки России рассказали о нюансах реформы высшего образования
В Минобрнауки России рассказали, что в обновленной системе высшего образования будут предусмотрены отличные от Болонской системы ступени, сообщает Sovainfo.ru.
Что из себя представляет новая модель высшего образованияВ ведомстве отметили, что новая модель имеет следующие уровни: базовое высшее, специализированное высшее по программам магистратуры и отдельно выделенный уровень профобразования – аспирантура для подготовки научных и научно-педагогических кадров.
Итоговые параметры определят по результатам реализации пилотного проекта с учетом предложений университетов-участников и экспертного сообщества. Переход на новую систему высшего образования планируется с 1 сентября 2026 года.
Что будет с бакалавриатомВ Министерстве пояснили, что в новой модели понятие "бакалавриат" будет исключено. При этом в пока действующей системе эта ступень является самостоятельным уровнем высшего профобразования.
Но в ведомстве отмечают, что с переходом на другую модель установят соответствие новых программ действующим. При этом права студентов, обучающихся сейчас, сохранятся и они окончат ту программу, на которую поступили.
"В рамках новой системы освоение программы высшего образования будет полноценным и достаточным для выхода на рынок труда. Вместе с тем для получения углубленных знаний по выбранному профилю или освоения дополнительных компетенций (например, управленческих) выпускники смогут поступить на программы магистратуры, ординатуры или ассистентуры-стажировки", – отметили в ведомстве.
Что будет с магистратуройСейчас, если человек окончил бакалавриат по одной специальности, но хочет сменить профессию – он может пойти на вторую "вышку" или же выбрать магистратуру. Но, судя по информации Минобрнауки, после реформы будет другой подход.
"Поступить на программы магистратуры и расширить знания в соответствующей профессиональной области будет возможно в рамках уже полученной специальности", – пояснили в Минобрнауки.
Таким образом, вторая ступень "вышки" является логичным продолжением первой и человек развивается в целом в рамках одной специальности.
Как будет действовать профпереподготовкаВ Минобрнауки пояснили, что диплом о высшем образовании дает право заниматься определенной деятельностью, занимать должности в соответствии с требованиями к уровню образования или квалификации.
В то же время документ о повышении или присвоении квалификации также дает его обладателю право заниматься определенной деятельностью в соответствии с требованиями к квалификации. В ведомстве подчеркнули, что дополнительное профобразование не является уровнем подготовки и направлено на профессиональное развитие человека.
Отмечается, что требования к уровню образования и квалификации для тех или иных должностных обязанностей и трудовых функций устанавливаются профессиональными стандартами и квалификационными справочниками.
Например, педагог-психолог должен иметь высшее образование или среднее профобразование по направлению подготовки "Педагогика и психология". Пока четких решений о том, может ли психолог не иметь базового высшего по профилю, нет. Но такой законопроект обсуждается уже несколько лет.
Декан психологического факультета одного из вузов Вероника Кирсанова говорила, что эксперты и законодатели не могут прийти к согласию в этом вопросе. Главной причиной разногласия является отсутствие четких определений в том, кого следует считать психологами, имеющими право осуществлять профессиональную деятельность.