Толк новости
Образование |

Для развития молодежи: что такое координационный центр и как он работает в Барнауле

Работа координационных центров позволяет не допустить возникновение конфликтов среди молодежи, укрепить их гражданскую позицию и многое другое
Читать в полной версии ➔

Вот уже почти три года в России по инициативе аппарата Национального террористического комитета существует сеть координационных центров по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, противодействию идеологии терроризма и профилактики экстремизма. О том, как проводится эта работа в Барнауле, какие направления выделяются в качестве приоритетных и для кого предназначена программа в интервью "Толку" рассказал директор координационного центра Алтайского государственного университета Александр Воронцов.

"Работаем с молодежью"

– Расскажите, как давно у нас создан центр и что подтолкнуло на его создание?

– Сеть координационных центров создана на базе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. В 2022 году запустили пилотный проект, благодаря которому такие центры появились в 43 субъектах. Алтайский край попал в эту программу, поэтому что наш центр – практически старожил. Основное же количество центров было сформировано только в 2024 году.

Сейчас можно говорить о том, что координационные центры существуют во всех субъектах Российской Федерации, включая и новые регионы.

– Что это за структура? Какие направления у вас есть?

– Формирование у молодежи активной гражданской позиции, противодействие идеологии терроризма, профилактика экстремизма и недопущение межнациональных и межконфессиональных конфликтов в молодежной среде.

Кроме 83 региональных координационных центров, есть еще 10 векторных, которые задают направление деятельности наших центров. В качестве примера приведу наиболее активный. Это московский Центр российской гражданской идентичности, пятигорский Центр духовно-нравственной ценности РФ, ростовский Национальный центр информационного противодействия терроризма в сети интернет. То есть для нас они разрабатывают методические рекомендации, дают основные установки деятельности, а мы осуществляем это в регионах.

К тому же, хочу добавить, что мы размещаемся и базируемся на базе Алтайского государственного университета, но работаем абсолютно со всеми высшими учебными заведениями края. В первую очередь, конечно, подведомственными Министерству образования.

– Как конкретно по этим направлениям работаете?

– У нас есть документ, который регламентирует нашу деятельность, "паспорт выполнения работ". Он содержит определенные ежегодные количественные показатели, которые мы должны выполнить.

Основных направлений у нас несколько. Первый — это образовательные программы. Мы учим людей противодействию терроризму, выполнению комплексного плана, профилактике скулшутинга и других деструктивных форм, которые развиваются в молодежной среде, профилактике в сети интернет. В этом году провели девять программ повышения квалификации.

И если говорить о востребованности, то она очень высокая. Во-первых, это обусловлено тем, что наш центр проводит программы за счет субсидий. То есть для слушателей, которые приходят на курсы, это абсолютно бесплатно. И второе – кроме нас такие программы не дает никто.

– Для кого они предназначены?

– Если мы проводим профилактику скулшутинга в образовательных организациях – это директора учебных заведений и их заместители по воспитательной работе. Программой по профилактике терроризма заинтересованы не только педагогические работники, но и те люди, которые непосредственно задействованы в противодействии идеологии терроризма и экстремизма. В этом году обучение прошли более тысячи человек.

Следующее направление деятельности – работа с молодежью. Выстраиваем ее тоже по нескольким направлениям. Одна из самых активных площадок – дискуссионная -"Открытый диалог". То есть на данный момент у нас сформирован пул так называемых лидеров общественного мнения, людей, которых мы приглашаем для бесед со студентами. Естественно, обсуждаем все возможные темы, касающиеся нашего направления деятельности от формирования активной гражданской позиции до противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма.

В числе гостей участники СВО, лидеры духовенства, представители правительства Алтайского края, муниципальных органов власти, представители силовых структур и Управления гражданской обороны. То есть это очень широкий круг людей.

Следующее направление нашей деятельности уже больше зависит от активности молодежи – проведение круглых столов, конференций и семинаров со студентами. Темы, которые затрагиваем, также вытекают из названия центра.

– Приведите какой-то пример самой удачной встречи?

– Самый яркий диалог состоялся в городе Бийске, куда мы пригласили участников СВО. На этой встрече присутствовали представители ОМОН, Министерства обороны и ЧВК "Вагнер". Этот диалог я считаю самым удачным, потому что гости рассказывали о своей работе, а студенты задавали им большое количество вопросов.

"Перевыполняем планы"

– Центр существует почти три года, наверняка какие-то итоги уже подводите. Как отслеживаете, насколько продуктивна работа?

– Работа действительно продуктивна. В 2023 году мы вошли в пятерку лидеров и получили благодарность Министерства науки и высшего образования. Поэтому, я считаю, что наш центр действительно функционирует так, как надо. Результаты есть.

Сначала студенты очень осторожно относились к нам. Сейчас при центре создан волонтерский отряд, куда молодые люди приходят сами, так как хотят участвовать в нашей деятельности. Есть также и студенты, которые участвуют в просветительских мероприятиях.

– Ключевые мероприятия уже проведены, до конца года осталось совсем немного времени. Что еще запланировано?

– Центр не прекращает работу вообще никогда, даже после того, как выполним полностью паспорт мероприятий. До конца года запланировано еще проведение одной конференции, которая состоится на базе исторического института.

Плюс к этому есть повседневная деятельность, которую никто никогда не отменял. Это написание годового отчета в Министерство и планирование деятельности на 2025 год.

– Как заинтересованные люди могу вас найти?

– У нас есть несколько электронных ресурсов, где мы размещаем информацию векторных центров, о которых я рассказывал раньше. Это Telegram-канал нашего центра, сообщество во ВКонтакте и вкладка на сайте университета.

Для молодых людей там очень много полезной и интересной информации. Например, такой как разработки Векторного центра по противодействию идеологии терроризма.

– Удалось ли выполнить планы, которые поставило перед вами Министерство науки и высшего образования?

– Мы на хорошем счету у Министерства, потому что даже перевыполняем планы. Что касается обучения, то необходимо было задействовать в процесс 300 человек, а у нас это больше тысячи. Что касается открытых диалогов, мы провели 62, вместо указанных 40, и значительно перевыполнили план по количеству участвующих в них студентов. Также провели 26 открытых лекций, конференций и круглых столов, а нужно было 15. И так по всем остальным направлениям.

Читать в полной версии ➔