Толк новости
Общество |

Между бессмертием и утечкой мозгов. Что ждет IT-отрасль на Алтае на фоне санкций

Российские айтишники уже начинают чувствовать на себе последствия санкций. Пока они проявляются в невозможности купить некоторый лицензионный софт. Однако в дальнейшем ситуация может обостриться
Читать в полной версии ➔

Западные санкции затронули много сфер и профессий. Их последствия уже начинают ощущать на себе и представители одного из самых востребованных и перспективных направлений на рынке труда, а именно программисты. "Толк" спросил у них, что может ждать IT-индустрию в ближайшем будущем и с какими проблемами работники сталкиваются уже сейчас.

"Сфера не может умереть"

Многие барнаульские программисты с последствиями санкций пока не встретились лицом к лицу. Работник одной из барнаульских IT-компаний Егор рассказывает, что лично он еще не ощутил никаких перемен. Но, например, другой барнаульский программист, Сергей, отмечает, что первые проблемы его компания уже почувствовала, однако их нельзя назвать значительными.

Дело в том, что некоторые иностранные производители программного обеспечения перестали продавать лицензии в России, и из-за этого в разработке возникают трудности. Это не сказывается на работоспособности их программных продуктов, однако процесс стал сложнее.

Так, у некоторых программистов закончился срок лицензии на ПО под названием dbForge SQL Complete, которое значительно ускоряет процесс написания кода. Программа подсказывает код, как только человек вводит первые его цифры. Без этого ПО специалисту приходится вводить все вручную и тратить на выполнение задач больше времени.

При этом старые лицензии пока остаются, и ими программисты пользуются.

Основатель интернет-агентства MITRA, генеральный директор компании Freematiq Денис Газукин тоже говорит, что сейчас сфера сталкивается с проблемой оплаты зарубежных сервисов. По его словам, проблемы есть с продуктами Google, Microsoft и других иностранных компаний.

Серверы, которые работают на зарубежной инфраструктуре, придется переносить, отмечает Газукин. Но в целом отрасль справляется с кризисом и не должна сильно "просесть", считает эксперт.

"Сфера IT относительно хорошо проходит все это. Она не может умереть, никуда она не денется ни при каких обстоятельствах. Большинству программ есть аналоги. Просто к чему-то привыкли, от чего-то в определенной зависимости оказались, что-то имеет худший функционал", – говорит Газукин.

А вот программист Михаил, который сейчас работает в IT-компании в Санкт-Петербурге отмечает, что большинству ПО, наоборот, нет отечественных аналогов, а даже если они и существуют, то под них необходимо выстраивать новую инфраструктуру, что потребует дополнительных затрат.

Сейчас даже если разработчик находит способ оплатить лицензию, многие компании просто отказывают продавать свои товары компаниям или специалистам из России. Причем проблемы с ПО касаются не только программистов, но и веб-разработчиков, системных администраторов, веб-инженеров и так далее. Всем им нужно иностранное ПО.

"В индустрии уже есть потери"

С поставками оборудования для программистов тоже существуют проблемы, причем серьезные, и в ближайшее время IT-сфера может это почувствовать. Директор занимающейся системной интеграцией и поставками компьютерной техники ООО "НТЦ Галэкс" Владимир Графеев рассказывает, что в плане оборудования сейчас "все встало". Цена на рынке нестабильная, сроки поставок неясны, а поставщики держат ценник максимум сутки. Также от компаний требуют отдавать 100% аванса.

"Мы ждем документа, который позволяет госзаказчикам менять и продукцию, и стоимость, и сроки. Без внесения изменений в законодательство с госзаказчиками на сегодняшний день работать невозможно", – рассказал Владимир Графеев.

Техникой, конечно, все еще можно пользоваться, компьютеры ни у кого не отключились. Однако по словам эксперта, со временем они перестанут соответствовать всем запросам специалистов.

Эксперт признается, что в "индустрии уже есть потери". Но сейчас трудно говорить, насколько они серьезны, точные прогнозы дать трудно.

Что касается отказа иностранных компаний от продажи своего ПО, то все это не так критично, считает Графеев. К тому же лицензии еще действуют – просто новые покупать нельзя.

Кроме того, отмечает спикер, в текущей ситуации государство может разрешить использовать пиратский софт. Однако обновлений в этом случае, конечно, не будет. Да и это довольно рискованно, отмечает еще один барнаульский программист, Дмитрий. Такое решение может повлечь за собой штрафы и вопросы к компаниям.

Навыки могут упасть

Без обновлений и актуальных изменений, отмечает Дмитрий, представители его профессии в будущем могут потерять востребованность и конкурентоспособность на мировом рынке.

"Сейчас у нас довольно сильные программисты, но если ты не будешь работать с тем, что сейчас популярно, то их компетентность будет падать. Знания, навыки программиста могут потерять в актуальности, их не будут брать иностранные компании", – указывает собеседник.

С зарубежными фирмами связаны российские аутсорс-компании, которые представляют собой небольшой коллектив разработчиков, работающих на иностранцев. Если контакты разладятся, то всякое сотрудничество может прекратиться.

К тому же встает вопрос приема денег из-за рубежа. Из-за ухода Visa, Mastercard и PayPal из России с оплатой труда российских программистов возникли проблемы. И если в частном порядке с фрилансером решить проблемы еще возможно, то в случае зарегистрированной фирмы, у которой есть бухгалтерия, прием финансирования сильно усложняется.

При этом маленьких компаний, которые работают на иностранцев, много. Там больше платят, есть много предложений, поэтому сегмент таких фирм достаточно широк.

Программист Михаил говорит, что с иностранными клиентами российские IT-компании работать уже буквально не могут. Специалисты из России не могут использовать вычислительные арендованные мощности, то есть европейские облака и серверы. Оплата по банковским картам не проходит. Переводы по номеру счета еще действуют, но банки выставляют огромный курс при конвертации.

Так, 11 марта фирма Михаила пыталась оплатить счет на 100 евро через Сбербанк, и вышла сумма на 15,2 тысячи рублей. Да и стоимость аренды серверов и облачной инфраструктуры в рублях выросла минимум на 80%, объясняет Михаил.

Даже в России цены на аренду вычислительной инфраструктуры в России сильно поднялись. Например, ценники в дата-центрах компании SELCTEL на выделенные серверы выросли в среднем на 30%. Процессоры и материнские платы закупить уже почти нельзя, они подскочили в стоимости от двух до четырех раз. Поэтому планировать бизнес стало нереально, объясняет программист.

В случае если ситуация затянется, то у программистов не будет не только полностью подходящего софта, но и нормальных компьютеров, на которых можно кодить.

Вычислительных мощностей для работы может тогда не хватить, говорит Дмитрий. Соответственно, программистам и айтишникам будет не на чем работать, что тоже способно сильно ударить по сфере.

Утечка мозгов

Сложившаяся ситуация также может привести к массовой миграции программистов за рубеж. Денис Газукин отметил, что уже сейчас "пошла волна тех, кто не согласен и уезжает за границу". Из его знакомых Россию покинули пока что двое. Один – по своей воле, а другого попросили уехать из РФ, так как он работает на американскую компанию. Фирма решила оплатить российским сотрудникам релокацию. Некоторым даже ставили ультиматум – либо мы вас увольняем, либо вы уезжаете, рассказывает Газукин.

Программист Дмитрий рассказывает, что сейчас зарплата стала сильно меньше по отношению к доллару. И поэтому может произойти серьезный отток мозгов в другие страны. Программисты мобильны и могут собрать достаточно денег на переезд в страну, где условия работы более благоприятные.

При этом некоторые компании уже решают отправить своих работников за границу. Например, тайваньская ASUS, закрывшая свой бизнес в России, планирует вывезти своих сотрудников из страны, пишут "Ведомости".

Как сообщало издание The Bell, российское IT-сообщество активно уезжает из страны. В конце февраля "Коммерсантъ" писал, что Россию собираются покинуть около пяти тысяч айтишников. Однако потом их количество только росло, 7 марта The Bell сообщал о нескольких тысячах потенциальных мигрантов. В одном из чатов, где состоял корреспондент, было более 30 тысяч человек.

Владелец нескольких IT-компаний рассказал изданию, что в среднем уехало или собирается покидать страну около 10% сотрудников фирм. Но в отдельных случаях число достигает 90%.

Предприниматели из этой сферы опасаются блокировок App Store и Google Play, куда они заливают свои приложения. Также причинами являются все та же остановка продаж продуктов компаний Microsoft, SAP, Oracle, многочисленные техносанкции, остановка работа Visa и Mastercard и проблемы с международными рейсами.

Читать в полной версии ➔