Толк новости
Общество |

Стой, стрелять буду! На Алтае обсуждают инициативу охоты на бездомных собак

Сейчас умерщвлять можно только неизлечимо больных собак. Но регионы просят разрешить убивать и агрессивных животных. А теперь появилось предложение разрешить на них охоту
Читать в полной версии ➔

В Алтайском крае появилась инициатива внести бездомных собак в перечень охотничьих ресурсов. То есть разрешить убивать тех, кто забредает на охотничьи угодья, а то и просто в лес. Предложение пока только на словах, но уже у него есть и сторонники, и противники. "Толк" поговорил и с теми, и с другими.

"Заели, задрали, никаких сил"

Об этой инициативе на итоговом совещании министерства природы региона 1 апреля обмолвился глава комитета парламента Алтайского края Сергей Серов.

"Попытаемся ввести их (диких собак. – Прим.ред.) в охотничьи ресурсы. То есть в селе нельзя будет убивать, а за селом – это уже охотугодья", – сказал он.

Да и в целом по проблеме с бездомными собаками высказался очень эмоционально:

"Заели, задрали – никаких сил. Сейчас по закону только отлов. Так ее поймали, лишили определенных органов, но зубы остаются. И они становятся еще злее. В Тогуле собаки задрали 17 косуль. Хуже волков, те забили больного, съели и лежат пять дней переваривают. А эти пока не положат… Ну сколько смотреть на это можно?".

В пресс-службе АКЗС "Толку" пояснили, что аграрный комитет действительно рассматривает возможность подготовки такой законодательной инициативы. Живущих в дикой природе предлагают внести в федеральный закон об охоте к охотничьим ресурсам. По мнению авторов, собаки, которые уходят из населенных пунктов в дикую природу, вторгаются в устоявшуюся экосистему и наносят ей значительный урон. То есть речь исключительно о тех животных, которые обитают вне населенных пунктов.

Собаку жалко, а зайку нет?

Заместитель Серова по комитету, депутат Вячеслав Лаптев уточнил в беседе с "Толком", что такое предложение высказывали уже несколько депутатов.

В том числе и он сам.

"Я очень люблю животных, но надо понимать, что есть зачастую безобидные брошенные собаки, которые ходят по селу и питаются на мусорках. А есть давно одичавшие и опасные собаки, которые умеют добывать себе еду, в том числе и охотясь. Это не друг человека, это натуральный хищник", – сказал Лаптев.

По его данным, только в прошлом году собаки загрызли более 100 косуль в алтайских лесах. И это только выявленные факты, а сколько могло быть загрызенных детенышей, рассуждает он.

"Почему-то выходит, что диких собак стрелять негуманно. А разрешение на отстрел зайца, который никого никогда не кусал, можно получить спокойно", – приводит в пример несогласованность мер депутат.

Вячеслав Лаптев уверен, охотники могут распознать, дикая ли это собака им встретилась. Но, конечно, он против, чтобы охотничьи ружья использовали вне леса.

Сейчас краевой закон включает в следующие виды охотничьих ресурсов: волк, лисица, корсак, рысь, росомаха, барсук, куница, соболь, горностай, солонгой, колонок, бурундук, норка, бобр, сурок, суслик, крот, белка, ондатра, рябчик, тетерев. Надо не убивать, а воспитывать

О необходимости эвтаназии говорят и некоторые главы районов, на плечах которых сегодня как раз и лежат обязанности по "обращению" с безнадзорными хвостатыми.

Но в основном все сходятся во мнении – нужно системное и комплексное решение проблемы. Это, например, неоднократно в беседе с "Толком" подчеркнул глава Залесовского района Александр Пластеев.

"Усыпление, убийство на охоте – это крайние меры. Надо создавать приюты, хотя бы окружные, должны быть специально обученные специалисты, которые бы правильно отлавливали, лечили животных. Нужна пропаганда обращения с собаками и другими животными", – считает он.

В Залесовском районе проблема не стоит так остро, как в некоторых других муниципалитетах. О разгуле диких собак в лесах рядом Пластеев тоже не слышал.

500 курсов, 600 экзаменов

Довольно скептически к статистике убийства лесных зверей собаками отнесся и глава Тогульского района Владимир Басалаев. Того самого Тогула, где якобы убили 17 косуль. Ведь иногда собаками могут прикрываться и браконьеры.

Для леса это проблема не очень-то и актуальная, говорит он. А вот для населенных пунктов – да. Глава района считает, как временная мера отстрел возможен, но решать проблему надо иначе.

"Мы боремся со следствием, а не с причиной. Дело то не в собаках, а в людях. Во всем мире, чтобы стать владельцем собаки, надо пройти 500 курсов, сдать 600 экзаменов и не факт, что вы еще получите разрешение. А у нас взяли, поигрались и выбросили на улицу", – сказал Басалаев.

Напомним, что АКЗС уже направляло на федеральный уровень предложение разрешить гуманное усыпление собак. Но только тех, кто проявляет немотивированную агрессию и в течение месяца для животного не находится хозяина. С подобными предложениями выступали и другие регионы. Но, как заявил Сергей Серов, уже пришел отказ.

Впрочем, депутаты АКЗС не предлагали лишь усыпление. В числе мер, которые в регионе считают необходимыми, ужесточение штрафов для хозяев собак (если животное выбросили или отпускают погулять без привязи и контроля), обязательное чипирование домашних животных. А также отказ от практики возврата отловленных Шариков и Рексов из приютов на прежние места обитания.

Первые блины комом

Алтайский край не первый регион, где решить проблему собак пытаются охотничьими ружьями. Например, в Республике Марий Эл к охотничьем ресурсам относятся "одичавшие собаки" и "одичавшие кошки". И убивать их можно с конца августа по конец февраля.

В Самарской области подобный закон действовал в отношении диких собак до 2020 года, но потом по предложению губернатора меру отменили.

В 2019 году в Ульяновской области бурно дискутировали по поводу подобной инициативы регионального минприроды. Ульяновский охотсовет идею поддержал, собственно, они это изначально и предложили. Кстати, по данным областного департамента охоты и рыболовства, что в 2019 году от клыков диких собак в регионе погибло более 70 косуль.

"Охотпользователи сообщали о том, что находят повсеместно в лесах трупы косуль, зайчат, растерзанные бродячими собаками (…). Собаки, ушедшие с подворий, сформировали дикие стаи, которые бесконтрольно размножаются и обладают признаками волчьих стай, которые опасны как для молодых кабанов, косуль, зайцев, лосят, так и для людей, находящихся в лесу", – заявил тогда министр природы и цикличной экономики региона Дмитрий Федоров.

Но в итоге поправки в закон так и не внесли.

С предложением стрелять по псам уже в 2022 году выступали и воронежские охотники. До 2010 года отстрел собак в регионе был разрешен.

"Собаки постоянно встречаются в лесах, питаются зайцами и другими животными. С 1994 по 2009 год правилами охоты на территории Воронежской области они были разрешены к отстрелу", – сказал член экспертного совета по охоте и сохранению охотничьих ресурсов, руководитель стрелкового клуба Альберт Горбачев.

Но здесь инициативу уже не поддержали в департаменте природных ресурсов и экологии. В том числе и потому, что сложно будет понять, бездомная это собака или домашняя, а то и вовсе охотничья.

Пока очень непонятно и по алтайским диким собакам. Поддержат ли меры общественность и большинство депутатов – вопрос.

Читать в полной версии ➔