Езда с препятствиями: почему барнаульцы не спешат менять машины на велосипеды
Одна из основателей сообщества "ВелоБарнаул" Алена Зайковская – водитель с 10-летним стажем. Она готова сменить салон автомобиля на велосипед, чтобы не стоять в пробках. Ее примеру могли бы последовать многие, если бы не разные "но". Ими Зайковская поделилась с участниками дискуссионного клуба "Точка зрения" в СМГ, где обсудили дорожные и транспортные проблемы, обострившиеся после закрытия моста на Новом рынке.
Палки в колесаПервое "но" связано с чисто бытовыми условиями, уверена представитель городского сообщества. Во многих компаниях есть дресс-код, а вот мест, где можно принять душ и переодеться после езды на велосипеде, зачастую нет. Проблему, как правило, недооценивают, но она является едва ли ни первой в списке аргументов против двухколесного транспорта.
Еще одна причина – безопасность, точнее ее отсутствие. На дорогах Барнаула уверенно себя могут чувствовать только бывалые велосипедисты. Новички вынуждены передвигаться по более безопасным маршрутам. Из-за недостатка велодорожек это чаще всего тротуары. Но и здесь не все так просто. "Под колесо" может попасть люк, пешеход или мама с коляской.
"К сожалению, в Барнауле еще не созданы нормальные условия для того, чтобы безопасно доехать до центра города. Вы видели дорожки на Павловском тракте? Вписаться в знаки, которые там установлены, очень легко, провалиться колесом в решетку слива – еще проще. А на Змеиногорском тракте велосипедист запросто может въехать в открытые ворота или припаркованную машину", – отметила в ходе дискуссии Алена Зайковская.
(Не)хорошая попыткаПредставительница "ВелоБарнаула" пояснила "Толку": идея создать с нуля вдоль оживленных магистралей велодорожки сама по себе хорошая, а вот ее реализация "странная".
"Например, на Павловском тракте дорожку для велосипедистов в одном месте перегораживает лестница к магазину, в другом – лавочка. Все это приходится объезжать по тротуару и лавировать между пешеходами", – отмечает Зайковская.
К тому же на участке тракта в районе автосалонов не дают расслабиться два дорожных знака-"невидимки". Они установлены посредине и практически сливаются с асфальтом. И если первый знак велосипедисты успевают заметить, то во второй нередко вписываются даже бывалые. Проблема в том, что по ГОСТу передвинуть их нельзя, но столбики-то можно перекрасить и сделать заметнее, отмечает Зайковская.
"Инфраструктура для велосипедистов постепенно формируется. Велодорожка на Павловском тракте – это хорошая попытка, но она странно реализована. Притом недочеты можно оперативно решить без каких-либо особых вложений", – отмечает эксперт.
Вот и пандус лестницы для пешеходной связи на ремонтируемом мосту на Новом рынке тоже отчасти "не доделали", заметили другие участники дискуссии. По ней сложно закатить современные велосипеды и коляски. Одни не вписываются рулем, другие – колесами.
В ответ председатель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Барнаула Иван Гармат посоветовал пользоваться улицей Кулагина и по ней объезжать и обходить путепровод. По его словам, пандус выполнен по ГОСТу и не учитывает индивидуальные особенности всех колесных транспортных средств.
Транспорт для стойкихВ рамках заседания дискуссионного клуба также прозвучала точка зрения автомобилистов, не готовых пересаживаться на общественный транспорт. Претензии стандартные – низкое качество подвижного состава и обслуживания.
Присутствующие автовладельцы заявили: только апокалипсис может заставить их пересесть на общественный транспорт. В автобусах душно, водители до сих пор курят за рулем, а кондукторы не отличаются доброжелательностью. Вкупе с теснотой это не вызывает желания сменить прохладный салон автомобиля на автобус или маршрутку.
Отчасти поэтому пересадка горожан из личных авто в автобусы не сработала, заметила зампредседателя комитета по строительству, ЖКХ, транспорту и связи в АКЗС Людмила Суслова. Еще одна причина – нехватка подвижного состава. В часы пик автобусы и маршрутки не выдерживают пассажиропоток: с семи до девяти часов утра они забиты людьми.
"Горожане не могут сесть в автобусы. Транспорт настолько переполнен, что водители проезжают мимо остановок", – пояснила спикер.
Иван Гармат заверил: власти города в курсе проблем с общественным транспортом и стараются найти пути решения каждой из них. Но мгновенно улучшить качество общественного транспорта невозможно.
В частности, перевозчикам не хватает водителей. Сформированные коллективы неизбежно стареют, а молодежь не спешит осваивать рабочую профессию, в том числе из-за низких зарплат. И здесь у властей города просто нет инструментов влияния на перевозчиков.
"Многое зависит от тарифов. В них входят амортизация, затраты на ГСМ, налоги и заработная плата водителей. Сложившаяся цена за проезд уже внушительная для города и края, поэтому к данному вопросу нужно подходить взвешенно и выверенно", – пояснил Гармат.
Получается порочный круг, заметили на заседании: для разгрузки города от личного транспорта автовладельцы должны пересесть на общественный, но его качество оставляет желать лучшего. Для того чтобы изменить ситуацию, нужно увеличить пассажиропоток, но люди не спешат пересаживаться из своих авто на автобусы и трамваи.
И даже альтернативные способы передвижения не решают вопрос, так как вокруг них тоже немало нерешенных проблем.