Такие звери. Зачем в алтайском селе "варят" металл для барнаульского зоопарка
Архитектор Александр Деменко 10 лет назад всерьез увлекся скульптурами из железа. Со временем хобби переросло в небольшой бизнес, а разработка эксклюзивных объектов – в любовь всей жизни. Одну из работ для барнаульского зоопарка забрал Сергей Писарев. С нее началась дружба директора "Лесной сказки" и талантливого скульптора. Что из этого вышло, и какие еще мысли варятся в творческой голове архитектора? Железный занавес перед "Толком" приоткрыл сам создатель необычных скульптур.
Две стихииВ обычной жизни Александр Деменко занимается проектированием деревянных домов. Творческие идеи в иной стихии – огня и металла – он реализует на заводе металлоконструкций (ЗМК в Тальменке). С чего же все началось?
Будучи человеком творческим и имея буквально "под боком" потенциал ЗМК (предприятие отца – Прим. ред.), я решил воплотить свои идеи в металле. Одной из первых серьезных работ стали два льва, которые до сих пор украшают здания на проспекте Красноармейском в Барнауле.
Архитектор признается, что долго не мог найти для львов покупателя, ведь подобные скульптуры на тот момент еще не пользовались большой популярностью. Их купили, но дело вновь застопорилось. Все изменилось года полтора-два назад.
– Во многом помогли странички в социальных сетях, где я начал активно выкладывать свои работы, в том числе архитектурные проекты. Дело сдвинулось с мертвой точки, заказы пошли один за другим. Сейчас я работаю над несколькими проектами.
Деменко работает в относительно новом, развивающемся направлении в скульптуре – создает полигональные объемные фигуры. Их делают из многоугольников, предварительно смоделированных в 3D-программах (особенность в том, что модель создается не вручную, а на компьютере).
В России сейчас много мастеров, работающих в такой технике. Но они не всегда индивидуально подходят к работе и зачастую пользуются уже готовыми макетами из интернета. Мне же гораздо интереснее сначала разработать чертежи проекта, продумать каждую деталь, а уже потом реализовывать в металле. Весь процесс вертится вокруг меня. Единственное, чего я не делаю своими руками – не "варю" детали. Этим занимается сварщик, я лишь слежу и помогаю собирать скульптуру.
Первая встреча с директором зоопаркаНапример, так была сделана фигура кибер-медведя, которая украсила вольер одной из любимых всеми питомиц барнаульского зоопарка – медведицы Глаши. Металлическая морда зверя выполнена в классической полигональной технике. И второй такой фигуры в мире нет.
Медведя я делал не для зоопарка, а в качестве примера того, что я в принципе умею делать. Люди редко что-то заказывают, пока не увидят готовый результат, поэтому расчет был на то, чтобы показать товар лицом. Фотографии медведя перепостили на стену одной из алтайских групп в соцсетях. Там стали появляться комментарии о том, как было бы здорово поставить медведя в барнаульский зоопарк. Спустя какое-то время мне в личку пришло сообщение от директора "Лесной сказки".
Накануне нашей беседы с Александром Деменко, Сергей Писарев рассказал "Толку", что мечтает наполнить краевую столицу красивыми скульптурами. И на зоопарке лежит серьезная миссия – стать хорошим примером того, как это работает.
Так в "Лесной сказке" появились питерские "Курочка ряба" и чугунный "портрет" медведицы Глаши, а потом и арт-объект в виде морды кибер-медведя в полигональной технике от тальменского мастера. В июле к коллекции присоединится четырехметровый олень.
Но вернемся к первой встрече Писарева и Деменко.
Директор зоопарка приехал на завод металлоконструкций, чтобы перед покупкой своими глазами посмотреть на скульптуру медведя. Ему все понравилось, и он предложил мне сделать еще и оленя. Я тут же ухватился за эту идею, ведь задолго до нашего знакомства я обдумывал, чем займусь в будущем. Хотелось запустить какой-то большой, более серьезный проект, чем те, который я уже реализовал.
Рождение железного зверяРабота над чертежами будущей скульптуры оленя шла на протяжении четырех месяцев. Все это время у проекта был только один критик – сам Деменко.
Когда я показывал чертежи Сергея Писареву, он говорил только: все хорошо. Но мне самому не нравилось, поэтому я переделывал модель много раз. Техника, в которой была выполнена эта модель, отличается от всего того, что я делал раньше. Я постарался передать плавное перетекание поверхностей одинарной кривизны. К таковым относятся, например, листы бумаги. Ну и, разумеется, листы металла тоже можно изогнуть как бумагу. Поскольку техника необычная, то сначала сделал пробную голову из бумаги... В будущем можно дальше совершенствовать эту технику, добиваясь еще более плавных изгибов поверхностей.
Кстати, на саму сборку скульптуры ушел месяц. Таким образом, работа над оленем заняла пять месяцев. Сейчас мастер наносит на него последние штрихи, и на этой неделе железный зверь отправится в Барнаул на ПМЖ.
Четырехметровая фигура оленя и постамента изготовлена из чермета. Сверху нанесен грунт, на который мы наложили автомобильную краску. Скульптура будет черного цвета с "позолоченными" элементами – как медведь, установленный в зоопарке.
В будущем Александр Деменко планирует совместить свою основную профессию и хобби и заняться комплексным благоустройством городских территорий.
Поскольку в первую очередь я архитектор, хочу объединить два направления – скульптуру и архитектуру. Начать планирую с нарядных беседок с высоким уровнем проработанности элементов. По сути, это будут те же скульптуры, только больше и с возможностью их полноценно эксплуатировать. Они будут выглядеть не хуже самых изысканных ювелирных украшений. Это будут городские "жемчужины".
Начать преображение городских пространств архитектор и скульптор хотел бы в Барнауле, чтобы "краевая столица заиграла новыми красками".