От начала до конца: как реконструируют мост на Новом рынке и что будет дальше
Редакция "Толка" подробно рассказывает, какие работы были выполнены на объекте за это время и как будет происходить реконструкция сооружений в дальнейшем.
Текущий моментВ настоящее время работы на объекте ведутся согласно графику, рассказал на текущей неделе Николай Данилин, руководитель ДСУ-4 – подрядной организации, осуществляющей реконструкцию путепроводов.
"На сегодняшний день все сети связи перенесены, и рабочие приступили к дальнейшему демонтажу пролетных строений, которые расположены вне зоны железнодорожных путей. На этой неделе завершим работы по устройству буронабивных свай под опоры теплосетей и приступим к непосредственному их возведению. После подписания договора с РЖД будет сформирован график работ по демонтажу оставшихся пролетных строений. Но надо понимать, что темпы работ будут не такими, как на остальном участке. Это связано с тем, что работать мы будем по несколько часов в ночное время в рамках выделенных "окон" РЖД", – отметил Данилин.
Он также добавил, что у ДСУ-4 имеется опыт работы в рамках предоставления технологических окон, а поэтому алгоритм необходимых действий отработан.
Высказываясь о планах работ на 2022 и 2023 годы, Николай Данилин подчеркивал: "В этом году полностью проведем демонтажные работы, смонтируем опорные части. Еще мы планируем начать монтаж пролетных строений и выполнить переносы теплосетей. Уже в следующем году завершим монтаж пролетных строений, устройство покрытия на нем, восстановим трамвайные пути, установим освещение, контактные сети и запустим движение".
При этом руководитель ДСУ-4 особо акцентировал внимание на том, что этапы работ могут корректироваться.
"Мы должны в этапы укладываться, но есть основания, по которым что-то может измениться. Они могут перемешиваться, может выполняться несколько этапов одновременно. Поэтому для нас ключевая дата – окончание контракта", – подчеркивал Данилин.
Самое главное, по его словам, завершить реконструкцию в обозначенный срок – к 30 ноября 2023 года.
Как началась реконструкция путепроводовНапомним, что мост на новом рынке был полностью закрыт для движения транспорта ровно два месяца назад – 21 мая. До этого путепровод перекрыли частично – по всей ширине четной стороны проезжей части проспекта Ленина, то есть по направлению из центра города. Данное ограничение начало действовать с 10 мая.
Одновременно с частичным перекрытием путепровода специалисты приступили к строительству трамвайного разворотного кольца на Новом рынке. При создании этого объекта транспортной инфраструктуры строители уложили 155 метров одиночного пути.
Для этого дорожники задействуют более 200 тонн щебня, 285 деревянных шпал и 19 тонн рельсов, установили восемь новых опор контактной сети, проложили 200 метров контактного провода и примерно 500 метров несущего троса.
С 11 мая на мосту заработал временный пешеходный переход через железнодорожные пути. В оперативные сроки пешеходную связь "прокачали", сделав ее более удобной для горожан, которым необходимо добраться от Нового рынка к Дому быта. В частности, на этом участке установили лестничный сход и освещение. Кроме того, на тротуарах обустроили основания и бордюр, уложили асфальтобетонное покрытие.
Благодаря этому на обход закрытого моста по специально оборудованному переходу у горожан уходит не больше 10 минут.
Весь спектр работ в районе Нового рынка с самого начала находился на контроле городских и краевых властей. Так, 16 мая данная тема обсуждалась в правительстве региона. "Внимание надо уделить обеспечению своевременного трафика экстренных служб – скорой помощи, реанимации, пожарной службы, органов правопорядка. Помощь дорожно-патрульной службы ГИБДД требуется не только в месте проведения ремонта, но и на других участках дорог, куда направлены перераспределенные потоки транспорта, – и на шоссе Ленточной Бор, и на проспекте Строителей. Ситуация требует внимательного изучения и в случае необходимости – корректировки", – заявил губернатор Виктор Томенко.
Администрация города, в свою очередь, в ежедневном режиме осуществляет мониторинг дорожной обстановки и сам ход реконструкции объекта.
Высказываясь о важности реконструкции моста на Новом рынке и говоря о том, что данный проект затрагивает огромное количество горожан, глава Барнаула Вячеслав Франк подчеркивал: "Жители города, которые непосредственно осуществляют движение по улицам города и видят дорожную обстановку, должны иметь возможность вносить свои предложения по корректировке схемы движения, участвовать в этом процессе, а нам важно услышать их мнения, проанализировать и, если это действительно поможет, улучшить ситуацию, обязательно использовать в работе".
К концу мая в районе ТРЦ "Пионер" заработало первое разворотное трамвайное кольцо, которое обеспечило курсирование по обновленным маршрутам трамваев №1 и 4. В это же время специалисты приступили к демонтажным работам на самом путепроводе.
В середине июня стартовало строительство второго трамвайного разворотного кольца, теперь уже в районе остановки "Дом быта". Работы по его обустройству удалось завершить досрочно. Изначально ставилась задача создать объект к 1 июля, однако выполнить ее удалось раньше – уже 27 июня разворотное кольцо начало функционировать.
"Мы планировали открыть второе разворотное трамвайное кольцо 1 июля, однако работы были выполнены с опережением графика. Чем быстрее мы запустим движение, тем быстрее мы снимем вопросы логистики, которые возникли перед горожанами во время ремонта такого важнейшего для всего Барнаула объекта, как мост. Если в целом говорить о ходе ремонтных работ, то пока у нас нет сомнений по исполнению тех обязательств, которые были взяты. Мы идем по плану и в графике", – подчеркнул Вячеслав Франк.
Устройство второго разворотного трамвайного кольца заняло у работников "Горэлектротранса" менее двух недель. Длина кольца составляет 191 метр, смонтировано 230 метров контактной сети, установлено 12 опор контактной сети, использовано 230 тонн щебня. Заасфальтирована посадочная площадка.
А с началом июля рабочие приступили к бурению скважин буронабивных свай под устройство опор теплоснабжения. Отметим, что новая теплосеть будет лежать на четырех опорах, под которые будут смонтированы 18 свай диаметром 800 мм и погружены на 10-метровую глубину. В дальнейшем по той же технологии будет производиться создание опорных частей самого путепровода с разницей только лишь в их количественном и объемном отношении. Сваи будут полтора метра в диаметре и, соответственно, в 4 раза больше по площади в сравнении с теми, которые устанавливаются сейчас для теплосети.
Новая транспортная схемаРеконструкция путепроводов на проспекте Ленина в силу принципиальной важности этого транспортного узла предопределила необходимость провести серьезные изменения в вопросе организации и перенаправления транспортных потоков.
В связи с закрытием проезда по мосту, соединяющему две части города, предварительно профильными специалистами и экспертами в сфере дорожного хозяйства была разработана новая схема движения транспорта, в которой приоритет был отдан созданию условий для беспрепятственного движения в первую очередь общественного транспорта. Одним из таких мероприятий стало введение выделенных полос. Ранее в Барнауле движение транспорта по такой схеме не осуществлялось.
Выделенные полосы появились именно на тех дорожных участках, куда перераспределились основные потоки транспорта, в том числе общественного. Эти участки обозначены необходимой разметкой и соответствующими дорожными знаками.
Так, выделенная полоса действует на нескольких участках проспекта Ленина: от улицы Матросова до улицы Аносова, далее непосредственно по улице Аносова в направлении проспекта Калинина. Еще одна выделенная полоса введена при движении по проспекту Ленина от улицы Северо-Западной до поворота на улицы Аносова, а также от улицы Партизанской до площади Октября.
На проспекте Калинина, где проходит основной поток машин, выделенные полосы организованы от площади Октября до улицы Пионеров в оба направления и от улицы Аносова до улицы Кулагина в сторону центра.
На проспекте Строителей выделенные полосы действуют от проспекта Красноармейского до Павловского тракта и от переулка Ядринцева до проспекта Красноармейского.
Также большой пассажиропоток передвигается на электротранспорте, поэтому для беспрепятственного движения трамваев были выполнены работы по обособлению путей дорожными столбиками на улице Челюскинцев (от улицы Партизанской до улицы Победной по четной стороне, по нечетной – от проспекта Строителей до улицы Молодежной), а также по улице Советской Армии (от моста до Павловского тракта). Именно на этих участках поток машин создает заторы для проезда трамваев.
При этом, по данным ежедневного мониторинга, в рамках которого анализируется время в пути общественного транспорта, движение автобусов осуществляется согласно графику, а на некоторых маршрутах скорость движения транспорта увеличилась по сравнению с периодом до введения выделенных полос. Эффективность выделенных полос отмечают и перевозчики, предлагая сохранить их и после завершения работ по реконструкции моста. Обособление трамвайного движения дорожными столбиками также положительно сказалось на работе трамвайных маршрутов. Время движения по маршруту сократилось.
Напомним, в соответствии с Правилами дорожного движения на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств также разрешено передвигаться транспортным средствам с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. В их числе полиция, скорая помощь, МЧС, спецслужбы, аварийные газовые службы и т.д., школьным автобусам, транспортным средствам, используемым в качестве легкового такси и велосипедистам.
Кроме того, передвигаться по выделенной полосе могут водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета при выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств.
На сегодняшний день соблюдение правил дорожного движения с учетом организации выделенных полос должно исполняться водителями транспортных средств в обязательном порядке.
Мнением относительно практики выделенных полос поделился депутат Барнаульской гордумы Вячеслав Перерядов: "Для нас и для жителей города очевидно, что движение по полосам в часы пик плотное, но мы убедились, что выделенные полосы позволяют городскому общественному транспорту двигаться быстрее общего потока машин. Отмечу, что работа регулировщиков в напряженных узких местах очень полезна: движение транспортных средств значительно ускоряется и сегодня для жителей города пользоваться общественным транспортом допустимо и удобно".
Свою оценку новой транспортной схеме дал член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
Во время своего недавнего визита в краевую столицу он ознакомился с реализацией проекта по реконструкции моста на Новом рынке.
"Любой город – сложная инфраструктура, состоящая из учета интересов жителей и автомобилистов. Есть такие работы, которые нельзя оттягивать, ведь любые замедления могут привести к негативным последствиям. Важно всегда принимать такие решения, которые бы опережали подобные негативные события и не допускали аварийных ситуаций на дорогах. Поэтому то, что происходит сейчас в Барнауле – ремонт моста, – большая ответственность органов власти. Большинство горожан пользуются общественным транспортом. Считаю одной из главных задач городских властей – создать комфортные условия проезда для людей, использующих общественный транспорт, в частности для семей с детьми, студентов и пенсионеров", – отметил общественник.
Кроме того, Илья Зотов высказался и о социальном контексте вопроса реконструкции моста на Новом рынке, высоко оценив опыт Барнаула в части ввода специального пересадочного проездного билета, который дает возможность горожанам при переходе через путепровод на проспекте Ленина бесплатно продолжить движение на электротранспорте.
"Возможность бесплатной пересадки в течение 100 минут – уникальный опыт. Самая большая пересадка была в Москве: ее длительность – 90 минут. Это позитивная мера, которая не несет нагрузку на семейный бюджет. Больше таких примеров грамотного комплексного подхода – реконструкция путепровода, ввод выделенных полос и специального проездного билета – в России нет. Мы видим, что в Барнауле ведется большая системная работа с учетом интересов горожан", – подчеркнул председатель Общероссийского объединения пассажиров.
Важно отметить, что по поручению главы краевой столицы Вячеслава Франка в Барнауле начнет действовать единый проездной билет для школьников и студентов на всех маршрутах общественного транспорта, работающего по регулируемым тарифам.
По мнению градоначальника, это станет одной из эффективных мер поддержки школьников и студентов, особенно на период реконструкции путепроводов на проспекте Ленина. Так, с 1 сентября 2022 года пассажиры, которые использовали проездные билеты типов "Школьный", "Для школьников из малообеспеченных семей", "Студенческий", могут воспользоваться ими для поездки на городских автобусах, обслуживаемых по регулируемому тарифу. Ранее этими проездными можно было воспользоваться только на электротранспорте. Продажа проездных билетов начнется с 15 августа. Соответствующие изменения внесены в постановления администрации краевой столицы, связанные с проездом отдельных категорий граждан в городском пассажирском транспорте.
На возмещение компенсации перевозчикам за провоз пассажиров, которые воспользуются упомянутыми проездными, из бюджета города дополнительно выделено 23,8 миллиона рублей.
Представители системы образования подержали такое решение, отметив, что это действительно станет подспорьем для молодежи.
В частности, ректор Алтайского государственного технического университета Андрей Марков подчеркнул: "Мне, как председателю Совета ректоров вузов Алтайского края и Республике Алтай и ректору крупнейшего вуза Алтайского края, эта идея представляется максимально оправданной и своевременной в сложившихся условиях ремонта моста на Новом рынке. Также это значительно повысит мобильность студентов высших и средних специальных учебных заведений. Многим нашим студентам в связи с закрытием моста приходится до своих образовательных учреждений добираться с пересадками. Кроме того, практически все краевые учреждения культуры, спортивные объекты находятся в центре города. Возможность воспользоваться проездным билетом в автобусах станет хорошим подспорьем для наших студентов, позволит им сэкономить средства на проезд".
По словам председателя Совета директоров муниципальных общеобразовательных организаций города, директора гимназии №123 Юлии Колмагоровой, такой шаг станет и хорошей социальной поддержкой для тех детей, которым приходится добираться до школы на общественном транспорте.
Что же касается позиции городской Общественной палаты относительно хода ремонтных работ на Новом рынке, то ее выразил зампред данной структуры Петр Фризен.
"В Общественной палате города ремонт моста находится на особом контроле. Мы видим не только хороший темп работ, но и грамотную организацию дорожного движения. Радует, что в еженедельном режиме глава города Вячеслав Франк вместе с заместителями проводит выездные рабочие совещания на мосту. Надеемся, что по завершении работ мы вместе с жителями сможем поставить позитивную оценку", – сказал Фризен.