Как и зачем в Барнауле создают единую тарифную зону для общественного транспорта
Важно отметить, что данная мера вписывается в целую череду шагов, направленных на оптимизацию городской системы общественного транспорта, которые предпринимаются городскими властями на фоне масштабной реконструкции путепроводов на проспекте Ленина.
Единая тарифная зонаВопрос выравнивания тарифов на общественном транспорте для всего городского округа обсуждается в краевом центре уже на протяжении нескольких месяцев.
Еще в мае текущего года в связи с началом реконструкции моста на Новом рынке, который перекрыли до ноября 2023 года, глава города Вячеслав Франк особо акцентировал внимание на том, что закрытие проезда по путепроводам и связанные с этим вопросы транспортной нагрузки на основные магистрали города требуют дополнительных решений, которые позволят повысить интерес горожан пользоваться услугами общественного транспорта.
Одним из таких решений, способных сделать общественный транспорт Барнаула доступнее и удобнее для жителей краевой столицы и стало предложение изменения тарифов, действующих в общественном транспорте на пригородных маршрутах.
По словам депутата Барнаульской городской думы Вячеслава Перерядова, с подобного рода просьбами и предложениями жители города обращаются достаточно часто.
Высказался по данной проблеме и председатель городского комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Павел Есипенко. В частности, он пояснил, что в настоящее время в пригородном направлении цена проезда в зависимости от тарифной зоны составляет от 39,5 рубля до 81 рубля за наличный расчет и от 34,5 рубля до 72 рублей по электронному кошельку.
Всего автобусных маршрутов, работающих по пригородным направлениям, – 21: это 8 круглогодичных маршрутов и 13 сезонных. За 2021 год через пригородные маршруты было совершено свыше 3 млн поездок.Однако, не всегда стоимость проезда зависит от расстояния по маршруту, что вызывает недовольство у жителей определенных пригородных населенных пунктов.
"При упразднении тарифных участков в пригородном направлении предлагается установить единую стоимость проезда в размере 28 рублей. На основании расчетов, произведенных комитетом совместно с МУП "Центртранс" дополнительные расходы бюджета города для увеличения стоимости муниципальных контрактов автоперевозчиков составят ориентировочно 59 миллионов рублей. С учетом истечения сроков исполнения муниципальных контрактов по маршрутам регулярных перевозок ввести отмену тарифных участков возможно с 1 декабря текущего года", – резюмировал на майском совещании в администрации города Павел Есипенко.
Градоначальник Вячеслав Франк, в свою очередь, обратил внимание на целесообразность внесенного предложения и дал поручение более детально проработать финансовые механизмы для решения данного вопроса, после чего будет принято окончательное решение о возможности отмены тарифных зон.
Представители городского депутатского корпуса также высказались в пользу реализации данного предложения, акцентировав внимание на важности этого вопроса с социальной точки зрения. Принципиальная позиция, согласно которой тарифы на общественном транспорте для всего городского округа станут едины, была озвучена в июне.
"По предложению Вячеслава Франка и нашей фракции уже в этом году краевая столица придёт к единой стоимости проезда на территории всего городского округа – города Барнаула, а именно: наша инициатива – установить стоимость проезда в размере 28 рублей. Да, это приведёт к дополнительным расходам городского бюджета. Но вне зависимости от того, сколько потребуется найти дополнительных средств в бюджете, мы установим единую тарифную зону для всего Барнаула", – подчеркнул Вячеслав Перерядов.
В итоге городские депутаты обратились к профильному комитету администрации города с просьбой проработать все нюансы, связанные с финансовой стороной вопроса с тем, чтобы уже к концу года установить единую тарифную зону в краевой столице.
Забота об учащихсяМежду тем предложение выровнять тарифы для всех населенных пунктов городского округа – далеко не первая мера, призванная обеспечить максимальную доступность общественного транспорта в Барнауле.
Так, в краевой столице уже решен вопрос введения единых льготных проездных для школьников и студентов.
Тарифы "Школьный", "Для школьников из малообеспеченных семей", "Студенческий" начнут действовать на территории Барнаула с 1 сентября на городских и пригородных автобусных маршрутах, работающих по регулируемым тарифам.
Напомним, что ранее установить единый проездной билет для школьников и студентов поручил глава города Вячеслав Франк. По мнению градоначальника, это станет одной из эффективных мер поддержки школьников и студентов, особенно на период реконструкции путепроводов на проспекте Ленина.
В итоге с 1 сентября 2022 года пассажиры, которые использовали проездные билеты типов: "Школьный", "Для школьников из малообеспеченных семей", "Студенческий", могут воспользоваться ими для поездки на городских автобусах, обслуживаемых по регулируемому тарифу. Ранее этими проездными можно было воспользоваться только на электротранспорте. Продажа проездных билетов начнется с 15 августа. Соответствующие изменения внесены в Постановления администрации города, связанные с проездом отдельных категорий граждан в городском пассажирском транспорте.
На возмещение компенсации перевозчикам за провоз пассажиров, которые воспользуются упомянутыми проездными, из бюджета города дополнительно выделено 23,8 млн рублей.
"По оценке профильных специалистов введение льготного проезда по проездным билетам типа: "Школьный", "Для школьников из малообеспеченных семей", "Студенческий" на городском автомобильном пассажирском транспорте потребует выделения дополнительных средств для возмещения недополученных доходов перевозчикам в размере порядка 20 млн рублей. В случае положительного решения предлагаем ввести льготный проезд студентам и школьникам на городском автомобильном пассажирском транспорте на период закрытия путепроводов с 1 сентября текущего года", – отмечал ранее заместитель главы администрации города по дорожному хозяйству и транспорту Антон Шеломенцев.
Глава города Вячеслав Франк, в свою очередь, неоднократно указывал на то, что данный вопрос затрагивает интересы большого количества барнаульских семей и станет одним из эффективных мер поддержки студенчества, поэтому новый тарифный план должен быть обязательно введен и при этом на постоянной основе
"Срок, к которому профильные городские комитеты должны окончательно подготовить всю необходимую документацию, – сентябрь. Именно с 1 сентября – с начала учебного года – у школьников и студентов должна появиться эта новая возможность", – обозначил сроки принятия решения глава Барнаула.
В конце июля предложение комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула о распространении действия проездных билетов для школьников и студентов в городских автобусах, обслуживаемых по регулируемому тарифу, поддержали члены Координационного совета по ценообразованию.
Как отметил председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности администрации города Павел Есипенко, распространить действие проездных билетов для студентов и школьников на все маршруты общественного транспорта, работающего по регулируемым тарифам – это очень важное социальное решение.
"Теперь этими проездными смогут воспользоваться в автобусах, чтобы доехать до места учебы или занятий спортом, большое количество ребят, в том числе и проживающих в пригородных поселках", – сказал Павел Есипенко.
По его словам, в регионе льготные проездные для школьников и студентов есть только в Бийске и Рубцовске на горэлектротранспорте, в СФО – в Новосибирске, Омске и Кемерово.
Нововведение для учащихся будет работать следующим образом. По проездным билетам, как и ранее, школьникам и студентам предоставляется неограниченное количество поездок в течение календарного месяца. Стоимость активации электронных транспортных карт также не изменится и будет выглядеть следующим образом:
"Студенческий" – 650 рублей; "Школьный" – 550 рублей; "Для школьников из малообеспеченных семей" – 400 рублей.Как пояснила руководитель МУП "Центртранс" Юлия Дорохова, тем, кто уже пользуется электронными транспортными картами "Школьный", "Для школьников из малообеспеченных семей", "Студенческий", менять их не нужно.
"Тем, у кого еще нет такой транспортной карты, ее можно приобрести в киосках "Лига-Пресс" и "Роспечать-Алтай". Студенту для ее получения необходимо предъявить студенческий билет и документ, удостоверяющий личность. Школьнику – справку об обучении в общеобразовательной организации и документ, удостоверяющий личность (или документ законного представителя)", – пояснила Юлия Дорохова.
Чтобы приобрести проездной билет "Для школьников из малообеспеченных семей", необходимо обратиться в МУП "Центртранс" (проспект Ленина, 6) и предоставить справку, что семья признана нуждающейся. Пополнить проездные билеты можно онлайн через личный кабинет на сайте МУП "Центртранс" или личный кабинет банка.
Также, по словам Юлии Дороховой, в 2022 году увеличилось количество пользователей студенческих и школьных транспортных карт на 1000 человек по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Заместитель председателя комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Валерий Ведяшкин пояснил, что данные тарифы будут действовать на всех маршрутах общественного транспорта по регулируемым тарифам, где предоставляется право льготного проезда.
"В настоящее время таких маршрутов в городе 60, в том числе – трамваев и троллейбусов. По проездному можно совершить неограниченное количество поездок, и даже если нет прямого транспортного сообщения до нужной остановки, можно сделать пересадку, например, из автобуса в трамвай. Все это позволит увеличить транспортную доступность для жителей пригорода", – сказал Валерий Ведяшкин.
По его словам, на автобусах, которые работают по нерегулируемым маршрутам, где нет льготного проезда, действие данных проездных не распространяется.
Инициативу введения единых школьных и студенческих проездных в Барнауле высоко оценили непосредственные представители образовательной отрасли.
Так, ректор Алтайского государственного технического университета Андрей Марков указал на важную социальную функцию этого решения.
"Мне, как председателю Совета ректоров вузов Алтайского края и Республике Алтай и ректору крупнейшего вуза Алтайского края эта идея представляется максимально оправданной и своевременной в сложившихся условиях ремонта моста на Новом рынке. Также это значительно повысит мобильность студентов высших и средних специальных учебных заведений. Многим нашим студентам в связи с закрытием моста приходится до своих образовательных учреждений добираться с пересадками. Кроме того, практически все краевые учреждения культуры, спортивные объекты находятся в центре города. Возможность воспользоваться проездным билетом в автобусах, станет хорошим подспорьем для наших студентов, позволит им сэкономить средства на проезд", – подчеркнул представитель технического вуза.
С аналогичной позицией выступила и председатель Совета директоров муниципальных общеобразовательных организаций города, директор городской гимназии №123 Юлия Колмагорова, которая подчеркнула, введение единых проездных станет и хорошей социальной поддержкой для тех детей, которым приходится добираться до школы на общественном транспорте.
Пересадочный тарифА еще раньше в Барнауле в связи с реконструкцией путепроводов на проспекте Ленина внедрили так называемый пересадочный тариф, который также сказал свое слово в том, чтобы сделать городской транспорт доступнее для жителей краевой столицы.
Данный тариф дает возможность горожанам при переходе через путепровод на проспекте Ленина бесплатно продолжить движение на электротранспорте.
По словам руководителя МУП "Центртранс" Юлии Дороховой, данный тариф был введен с 21 мая на троллейбусных маршрутах № 1, 6, 7 и трамвайных маршрутах № 1, 3, 4, 7.
"Электронный пересадочный проездной билет удобен пользователям, которые вынуждены ежедневно выполнять пересадку из-за закрытия путепровода. Приобрести транспортную карту с данным тарифным планом или изменить тариф на действующей транспортной карте можно в киосках торговой сети "Лига Пресс" и "Роспечать-Алтай". Если у пользователя имеются на Электронном кошельке неиспользованные денежные средства, то за возвратом этих средств или сменой тарифного плана на "Электронный пересадочный проездной билет" с переносом остатка денежных средств, гражданину необходимо обратиться в МУП "Центртранс" города Барнаула. Пополнение карты возможно как через онлайн сервис "Отложенное пополнение", так и в киосках. Стоимость поездки по данному проездному билету составляет 28 рублей. После осуществления оплаты поездки на одном из указанных маршрутов горэлектротранспорта, пользователю предоставляется 100 минут для осуществления одной бесплатной пересадки на любой вид электротранспорта, в котором также действует пересадочный проездной билет", – рассказала Юлия Дорохова.
При этом на территории Барнаула действуют и другие проездные билеты, сохранены все льготные тарифы, поэтому пользователь может выбрать для себя наиболее удобный и выгодный.
В полной мере пересадочный тариф начал действовать с открытием второго разворотного кольца в районе остановки "Дом быта". Отметим, что до этого с момента перекрытия путепровода на проспекте Ленина до Дома быта ходили только троллейбусы, а со стороны ТЦ "Пионер" – только трамваи.
Высокую оценку действиям администрации Барнаула в вопросах перестройки транспортной системы краевой столицы в контексте реконструкции моста на Новом рынке дал член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
Высказываясь о сложности и масштабности этого проекта, общественник подчеркивал: "Любой город – сложная инфраструктура, состоящая из учёта интересов жителей и автомобилистов. Есть такие работы, которые нельзя оттягивать, ведь любые замедления могут привести к негативным последствиям. Важно всегда принимать такие решения, которые бы опережали подобные негативные события и не допускали аварийных ситуаций на дорогах. Поэтому то, что происходит сейчас в Барнауле – ремонт моста – большая ответственность органов власти. Сегодня я лично убедился в том, что органы власти работают в максимально открытом формате. Они действительно слышат жителей и настраивают свою работу на то, чтобы создать максимально комфортные условия для передвижения каждого. Большинство горожан пользуются общественным транспортом. Считаю одной из главных задач городских властей – создать комфортные условия проезда для людей, использующих общественный транспорт, в частности для семей с детьми, студентов и пенсионеров".
Говоря непосредственно о реализации механизма пересадочного тарифа, Илья Зотов отметил: "Возможность бесплатной пересадки в течение 100 минут – уникальный опыт. Самая большая пересадка была в Москве: её длительность – 90 минут. Это позитивная мера, которая не несёт нагрузку на семейный бюджет. Больше таких примеров грамотного комплексного подхода – реконструкция путепровода, ввод выделенных полос и специального проездного билета – в России нет. Мы видим, что в Барнауле ведётся большая системная работа с учётом интересов горожан".