Поехали. Что изменится в Барнауле с появлением нового муниципального перевозчика
На барнаульском рынке автобусного сообщения может появиться новый игрок – муниципальный. Власти города и края всерьез рассматривают вариант создания предприятия, способного пополнить пул перевозчиков и улучшить качество услуги за счет нового подвижного состава. На первый взгляд, инициатива выглядит как спасательный круг для хронически болеющей отрасли. Так ли это, и где брать деньги – "Толк" узнал у экспертов.
Форма и содержаниеВозможные сценарии развития сферы общественного транспорта региональные и городские власти, а также представители профильных комитетов и общественных организаций обсудили на рабочем совещании с главой Барнаула Вячеславом Франком.
Один из его участников, руководитель регионального исполкома Общероссийского народного фронта Сергей Войтюк рассказал "Толку", что организационно-правовая форма для будущего предприятия еще не выбрана. Вопрос пока дискуссионный.
Но сам факт того, что организация жизненно необходима городу, никто не оспаривал.
"На рабочем совещании в мэрии в основном речь шла о необходимости поиска формы для решения злободневной для барнаульской городской агломерации проблемы, связанной с общественным транспортом", – пояснил глава исполкома ОНФ.
Эксперт отметил: не исключено, что в своем поиске Барнаул пойдет по столичному пути, и власти города учредят компанию в формате частно-муниципального партнерства, либо создадут структурное подразделение "Горэлектротранса". Второй вариант логичен в связи с рекомендацией госфинансистов не плодить унитарные предприятия.
Директор предприятия Николай Петряшин пока не спешит комментировать такую возможность, справедливо ссылаясь на мнение профильного комитета мэрии.
Добавим: по мнению экспертов, новая форма станет проводником для участия в государственных программах финансирования сферы пассажирского транспорта. Это поможет реализовать ряд социальных проблем. Например, так можно будет спасти нерентабельные маршруты.
Старые "раны"Напомним, вопрос дальнейшего развития общественного транспорта в Барнауле не раз попадал в повестки множества обсуждений, как во властных кругах, так и среди общественников. Тем временем проблемы только копились: тарифы росли, качество подвижного состава и обслуживания падали, кадровый голод не утолялся.
Закрытие моста на Новом рынке поставило проблему ребром. Для предотвращения транспортного коллапса власти города планировали пересадить горожан с личного авто на автобусы. Общественному транспорту даже выделили отдельные полосы "А", чтобы те курсировали без задержек.
Ожидалось, что увеличившийся пассажиропоток принесет перевозчикам больше денег, и они смогут, наконец, вложиться в улучшение качество перевозок.
Но мечты о прекрасном будущем разбились о суровую реальность – автовладельцы остались в своих машинах, проблемы перевозчиков остались не решенными.
Поиск решенияНа первом заседании дискуссионного клуба "Точка зрения" председателя комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Ивана Гармата спросили, почему город не может включиться в решение проблем частных перевозчиков. Оказалось, для этого у властей просто нет подходящих инструментов.
Как раз таким инструментом и может выступить муниципальное предприятие-перевозчик. Но все понимают: на учреждение организации нужны большие деньги.
"Создание муниципального предприятия, имеющего собственный подвижной состав, актуально для нас, но требуется детальная и всесторонняя проработка данного вопроса. Безусловно, это дорогостоящее мероприятие, поэтому необходимо консолидировать наши возможности, региональные и федеральные. Также важна поддержка наших общественников и депутатов. Без регионального софинансирования это будет сложно решить. При этом речи об отказе от услуг частных перевозчиков не идет", – отметил накануне Вячеслав Франк.
Зампредседателя Барнаульской гордумы Сергей Струченко добавил, что источником средств могут быть бюджеты разных уровней. По его словам, минтранс края готов поддержать город в создании муниципального предприятия.
Не о чем говоритьУзнав о планах властей Барнаула, частные перевозчики пока не спешат с выводами. Во-первых, мэрия еще ничего не учредила. Во-вторых, на появление новой структуры наверняка понадобится время.
"Сейчас говорить о чем-то конкретном рано", – заметил гендиректор "БарнаулПассажирТранса" Валерий Касплер.
Руководитель компании "Евробус+" Роман Арапов заметил, что спокойно относится к перспективе появления муниципального перевозчика, особенно если тот возьмет на себя автобусы большой вместимости. Рентабельность такого вида общественного транспорта под вопросом, поэтому на дорогах Барнаула их становится все меньше.
"Мы всего лишь участники рынка, которые давно работают в данной сфере. Я считаю, что должна быть обеспечена здоровая конкурентная среда, независимо от того частный это или муниципальный перевозчик. В то же время, если государство поддерживает одних, почему бы не проработать механизм, когда помощь может доходить до всех", – поделился спикер.
Эксперты отмечают, у перевозчиков тоже связаны руки. Издержки растут, а прибыль – нет. При этом, перевозчики замечают, что повышением тарифов проблему не решить, да и существующие субсидии не покрывают всех издержек. Так, за проезд льготников (скоро к ним присоединятся школьники и студенты с едиными проездными) предприятия получают субсидию, которая покрывает не всю разницу.
В завершение отметим, что пока вопрос с появлением нового городского транспортного предприятия находится на стадии обсуждения и поиска источников финансирования для реализации проекта. Мы же пока можем следить за ситуацией и волевыми политическими решениями.