Дорожный лайфхак. Эксперт политеха рассказал, как уменьшить пробки в Барнауле
Первое лето в условиях закрытого путепровода на проспекте Ленина транспортная сфера краевой столицы выдержала неплохо, отмечают эксперты. Однако уже осенью они ожидают усложнения ситуации на дорогах. Пассажиропоток увеличится, машин станет больше, а погода начнет ставить перед дорожными службами непростые задачи. О том, чего ждать на дорогах Барнаула со сменой сезона, "Толку" рассказал заместитель заведующего кафедрой организации и безопасности движения АлтГТУ Сергей Павлов.
Эффект летнего сезона– Сергей Николаевич, ваша кафедра занимается анализом не только эффективности, но безопасности улично-дорожной сети. Можно сказать, что дороги Барнаула сегодня безопасны?
– Прежде чем об этом говорить, нужно уточнить: основным критерием для оценки выступает статистика дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и погибшими. Именно ее мы и анализируем. Случаи, когда бьется только железо, в статистику не попадает.
Поэтому, исходя из факта снижения числа аварий, в которых пострадали люди, можно сказать, что дороги Барнаула стали безопаснее. Конечно, в этом вопросе нужно стремиться к нулю, чтобы происшествий, особенно со смертельными случаями не было в принципе. Но очевидно, что пока это невозможно.
– А что можно сказать о плотности потока транспорта? Будут ли усиливаться пробки?
– Скажем так, плотность потока – это не совсем подходящий критерий для описания дорожной ситуации в контексте возможных заторов. Грубо говоря, это количество машин на одном километре дорожного полотна. Нас же больше интересует интенсивность транспортных потоков, когда мы оцениваем количество транспортных средств, проезжающих через условное сечение дороги за единицу времени. Например, за один час. Она измеряется с помощью датчиков или простого подсчета, вручную так сказать.
Естественно, интенсивность транспортных потоков на основных магистралях Барнаула после закрытия путепровода на Новом рынке возросла. О точных цифрах говорить пока рано. Однако никакого транспортного коллапса пока так и не случилось.
Во-первых, летом происходит сезонное снижение интенсивности: одни уезжают в отпуск, другие просто меньше ездят в летнее время, студенты и школьники – на каникулах.
Во-вторых, после закрытия моста часть людей, все же, пересела в общественный транспорт. Доля небольшая, но она есть и должна быть учтена.
Скоро ситуация немного изменится. Машин на дорогах станет объективно больше. В связи с началом нового учебного года возрастет нагрузка на общественный транспорт. На фоне увеличения интенсивности движения автобусы и трамваи так и останутся самым удобным способом передвижения по городу.
Пересесть, чтобы помочь– Впереди нас ждет осень с дождями, а следом не заставят себя ждать морозы со снегопадами и обледенениями. Когда конкретно ждать изменения дорожной ситуации?
– Изменения начнутся уже в сентябре. Но не думаю, что их можно будет назвать кардинальными. Число машин увеличится примерно на 10%. Пока традиционно вызывает беспокойство начало зимнего сезона, когда в принципе снижается скорость транспортного потока. Из-за погоды, выпадения снега, сцепление с дорогой становится хуже. Уменьшаются геометрические параметры дороги.
Нужно понимать, что пропускная способность ключевых участков – на Павловском тракте и проспекте Калинина – уже достигает пиковых значений в пять-шесть тысяч единиц транспорта в час в обе стороны. Больше эти дороги пропустить просто не смогут. Поэтому скорость транспортного потока упадет не только из-за ухудшения погоды и уменьшения геометрии дорожного полотна, но еще и по причине конечности пропускной способности. К этому нужно быть готовыми.
– Кто в силах повлиять на ситуацию?
Если профильные службы будут вовремя обслуживать дорожные сети города (чистить дорожное полотно, посыпать его песко-соляной смесью, улучшая сцепление с ним и т.д.), то многих потенциальных проблем с заторами удастся избежать.
Но от самосознания населения города тоже многое зависит. Если люди пересядут с личного на общественный транспорт, дорожная ситуация в Барнауле значительно улучшится, в нем станет свободнее. При этом, горожане получат бонус в виде ощутимого снижения количества времени, потраченного на путь из дома на работу и обратно.
По статистике в среднем, в России на одном автомобиле едут 1,4 – 1,6 человека, при загрузке в пять человек. Личный транспорт ездит с недогрузом.
Не просто выделенки– Для увеличения комфорта проезда в общественном транспорте на дорогах Барнаула появились выделенные полосы для общественного транспорта. Получается, мера оправдала себя?
– Конечно. Скажу больше, именно наша кафедра предложила выделить полосу для автобусов на улице Аносова. Это стало самым оправданным решением. Если бы полоса "А" появилась на Северо-Западной, то мы бы получили на этой улице тот самый транспортный коллапс, который еще весной предрекали всему городу.
Связь с центром города все равно бы пришлось как-то обеспечивать, поэтому из двух зол мы выбрали самое меньшее. Таким образом, мы смогли обеспечить связь отдаленных районов Барнаула с его центром через выезд на улицы Северо-Западную, Матросова и проспекта Ленина.
При этом, улица Аносова закрыта только с одной стороны – при движении в сторону площади Октября. С другой стороны проезд открыт для всех видов транспорта. Тем, кому нужно заехать во двор дома на улице Аносова, придется сделать крюк через улицу Северо-Западную. Но, поверьте, это меньшее из неудобств.
– По какому принципу выбирались участки дорог для их обустройства?
– Перед тем, как приступить к проекту для мэрии, мы посчитали интенсивность движения транспорта и количество пассажиров в общественном транспорте.
Дело в том, что места для выделенных полос нельзя выбирать на глаз, для этого разработана специальная методика. Полосы "А" появляются только там, где могут значительно увеличить число пассажиров, проезжающих через данный участок за единицу времени.
В качестве отправной точки возьмем условную единицу в 100 тыс. Такое количество пассажиров общественного и личного транспорта условно может пропускать в час пик некий участок дороги, который мы рассматриваем в качестве претендента для обустройства выделенной полосы.
Если в данном месте нецелесообразно ее введение, то пассажиропоток упадет до условных 90 тыс. человек. Если появление выделенки наоборот целесообразно, то критерий возрастет до значений, превышающих 100 тыс. человек.
Условно говоря, по такой полосе за час проедет больше автобусов, которые не вынуждены стоять наряду с автомобилями в пробках, поэтому и увеличивается пропускная способность магистрали.
"Йель" раздора– Что вы думаете по поводу открытия парковочных карманов для транспорта в местах, где есть выделенные полосы?
– Понятно, что некоторым компаниям сложившаяся ситуация доставляет неудобства. Ну, во-первых, уже открыты парковочные места для инвалидов и грузового транспорта, чтобы беспрепятственно велась погрузка и разгрузка товаров.
Также совместно с администрацией города прорабатывается вопрос и возможность создания дополнительных парковок на проспектах Ленина и Калинина. Но здесь важно учесть и интересы пассажиров, передвигающихся на общественном транспорте, чтобы машины, выезжающие с парковок или стоящие там, не создавали дополнительных заторов. Данный вопрос в настоящее время находится на рассмотрении.
– Может быть, вообще разгрузить центр города за счет платных парковок?
– К таким инициативам нужно в любом случае подходить, исходя из экономической целесообразности. Но проблема есть, ведь многие машины просто простаивают в центре города по 8-9 часов. Утром и вечером такие автолюбители создают часы пик, сначала приезжая на работу, а потом возвращаясь назад.
Я не могу с уверенность сказать, что введение платных парковок приведет к достижению нужного эффекта. Но в любом случае предпринимать что-то в этом направлении, безусловно, нужно. И руководствоваться следует точными расчетами целесообразности и эффективности изменений на уровне города. Нельзя просто открыть парковки на выделенках или перекрыть центр города.