Зима не страшна. Как в Барнауле обновляли непростую теплосеть на Новом рынке
Тема отопления в Алтайском крае стабильно остается одним из самых важных инфраструктурных вопросов. Главная причина этого – не самый мягкий климат, который в зимнее время создает множество разных вызовов. Верно это как для сельских районов, так и для городов, в том числе и для краевой столицы. В Барнауле перед отопительным сезоном прошло масштабное обновление оборудования, необходимого для того, чтобы холодный сезон для горожан прошел комфортно. Один из участков городских теплосетей, впрочем, оказался особенным, так как находится рядом с реконструируемым мостом на Новом рынке. Как прошло обновление теплосетей у строящегося путепровода на проспекте Ленина и как город подготовился к отопительному сезону – в материале "Толка".
Городские артерииВдоль путепровода на барнаульском проспекте Ленина, реконструкция которого стартовала в текущем году, расположен важный отрезок теплоснабжения города. Это тепловые магистрали М-21 и М-22. К ним же "присоседился" отрезок квартальной теплосети в районе дома на проспекте Ленина, 104. Реконструировать мост, не задев трубы, было невозможно, а потому власти объявили аукцион, который и определил исполнителя для этой почти хирургической операции.
Победителем стала компания "СТЭК", которая уже очень давно работает на объектах Сибирской генерирующей компании. К примеру, в 2022 году специалисты "СТЭК" перекладывали теплосети на пересечении барнаульских улиц Малахова и Германа Титова.
Масштаб работ у реконструируемого моста оказался более чем серьезным. Подрядчику предстояло отремонтировать порядка 590 метров трубопровода. В том числе 106 метров крупной магистральной трубы диаметром 1 тыс. мм, 253 метра 700-миллиметровой трубы, 107 метров 600-метровой и 121 метр "узкой" 300-миллиметровой трубы.
Один из участков самой широкой – тысячемиллиметровой – трубы оказался "с подвохом". Там необходимо было сделать своеобразную арку. А все для того, чтобы в дальнейшем специальный технологический транспорт мог подъехать к месту монтажа опор уже нового путепровода.
Впрочем, на этом особая специфика работы не закончилась. Часть сетей необходимо было прокладывать в специальных защитных футлярах. Всего таких "бронированных" труб проложили 257 метров. Необходимость в дополнительной защите коммуникаций связана с тем, что они пересекают железнодорожные пути.
Стоит отметить, что прежние тепломагистрали отличались весьма почтенным возрастом. Так, М-22 в 2022 году стукнуло 53 года, а вот М-21 была немного младше и лишь готовилась разменять пятый десяток – ей исполнилось 48 лет.
"Срок службы тепловых сетей по нормативам составляет 30 лет, поэтому они свое отработали. В Барнауле 60% всех сетей старше 30 лет. 900 км уже отработали свой срок. Нами была проведена экспертиза промбезопасности. Мы определили, какие трубы пребывают в удовлетворительном состоянии, после чего составили экспертный акт о продлении срока службы. Эти сети неоднократно продлевались, так как металл еще находился в удовлетворительном состоянии", – пояснял ранее директор Барнаульской теплосетевой компании Александр Гросс.
Так что работа компании "СТЭК" предстояла непростая. Но интересная.
Запуск теплаСтартовала реконструкция тепловых сетей на путепроводе 15 июня, сразу после демонтажа пролетных строений на восьмипролетном путепроводе. Как только этот блок работ завершился, специалисты барнаульского Дорожно-строительного управления №4 (занимается реконструкцией путепровода) приступили к работам по устройству фундаментов под опоры для тепловой сети. Вместе с этим ДСУ-4 и "СТЭК" начали закупать необходимые для реконструкции материалы.
Разделение труда между организациями полностью соответствовало их профилю. ДСУ-4 взяло на себя бетонирование фундаментов и устройство стоек. А "СТЭК", соответственно, всю специализированную деятельность. Это, например, сварные работы и непосредственно прокладка теплосетей.
Укладывать их начали 13 августа. Первой смонтировали массивную трубу теплоснабжения (та самая "тысячемиллиметровка"). Длина первой достигала 48 метров, а вес – 45 тонн. Монтировали трубу параллельно с работами по разбору старого путепровода на Ленинском проспекте. Она, впрочем, шла в ночное время, в так называемые "технологические окна", которые подрядчику предоставило РЖД. Это временные отрезки, когда по железнодорожным путям, проходящим под путепроводом, не движутся поезда и можно проводить на площадке необходимые строительные работы.
Также, по оценке заместителя директора ДСУ-4 Дениса Попрядухина, диаметр труб которые необходимо проложить, также являлся фактором, осложняющим работу. Реконструируемые сети были не "рядовыми", а магистральными. Кстати, всего в Барнауле порядка 200 км таких "исполинских" сетей.
Александр Гросс ранее указывал и на то, что работы, связанные с высотой (а монтаж теплосети это как раз пример таковых) сложны и сами по себе. Что вкупе с магистральными трубами и стесненными условиями работы из-за близости железной дороги могло серьезно сказаться на процессе. Чтобы провести реконструкцию, пришлось задействовать специальную технику и оборудование: подъемные краны, вышки и многое другое. Кроме того, рабочих для этой задачи также тщательно подбирали: для ее выполнения требовались люди с определенным опытом и квалификацией.
Общая стоимость работ по перекладке тепловых сетей составила 97 млн рублей. Из них 51 млн рублей пошли на работы на трехпролетном путепроводе, а 46 млн рублей – восьмипролетном.
"Победа любит подготовку"Впрочем, сама по себе подготовка столицы Алтайского края в начале отопительного сезона также была достаточно масштабным мероприятиям. Более половины средств, которые "Сибирская генерирующая компания" вложила в подготовку к новому отопительному сезону, ушли на модернизацию инфраструктуры Барнаула.
Городская администрация начала подготовку к зиме еще в мае 2022 года. То есть практически сразу после окончания прошлого отопительного сезона. Во всех частях города провели сверку объектов – жилых домов, школ, детских садов и других социальных учреждений. Там определили порядок подачи информации о получении актов готовности к отопительному периоду.
Уже к 25 мая власти получили акты готовности на 223 дома, а к концу июля этот показатель достиг значения в 1624 дома. Также в середине лета в краевом центре выполнили треть требуемых плановых работ по подготовке к отопительному сезону.
Отдельно следует отметить и вклад поставщиков тепла. В 2022 году СГК заменила и обновила в краевой столице 38 километров тепловых сетей. В ремонтную и инвестиционную программы городских ТЭЦ вложили 1,43 млрд рублей. Там отремонтировали все основное оборудование.
Улучшение городской отопительной инфраструктуры не всегда связано со строительством новых сетей. Так, к примеру, жители Новосиликатного в 2022 году прощаются со старой котельной. Теперь микрорайон будет подключен к ТЭЦ, для подключения новостроек к системе централизованного теплоснабжения прокладывают 1,7 км новых сетей и 15 километров сетей.
Запасы топлива на барнаульских ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 к началу сезона даже многократно превышали нормативные. На 15 сентября там хранились 95,9 и 257,5 тысяч тонн угля. И мазута, также необходимого для работы, как сообщили в СГК, тоже хватает.
В 2022 году угольные проблемы не грозят не только Барнаулу, но и другим городам и районам. Твердое топливо для населения есть во всех 253 точках продажи, и даже проблемный город Яровое к новому отопительному сезону подошел с рекордными запасами: 41,8 тысяч тонн при нормативе в 6,2 тысячи тонн.В процессе подготовки к холодам в Барнауле провели и обязательные гидравлические испытания, которые, как водится, сопряжены с отключением горячей воды. Однако в последние годы продолжительность этого периода дискомфорта становится только короче.
В 2020 году он длился по 22 дня для жителей в контурах ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, а в 2022-м его продолжительность составила только 13 дней. И это, как отмечают в СГК, еще не предел. Однако некой революции – то есть того, что горячая вода будет все лето – ожидать пока все же не стоит. В будущем срок отключения горячей воды в СГК планируют уменьшить до одной недели.
Как отмечают в СГК, одним из направлений, оптимизация которого может сократить летние "засухи", является улучшение работы управляющих компаний. Раньше были нередки случаи, когда все технические работы уже были завершены, однако УК не спешили включить воду. К примеру, потому что окончание требуемых процедур приходилось на конец пятницы. Впрочем, сейчас такого уже практически не происходит.
Все в срокКак и ожидалось, реконструкция теплосети рядом с путепроводом завершилась в срок – к началу отопительного сезона. Традиционно в столице Алтайского края он стартует в середине сентября. Хотя дать тепло в дома и социальные учреждения могли и раньше 15-го числа, и позже, в зависимости от температуры воздуха. Так, в 2019 году отопительный сезон в Барнауле стартовал 25 сентября, в 2020 году – 22 сентября, а в 2021 – 21 сентября. Текущей осенью отопление запустили 22 сентября, после того как накануне в городской администрации было подписано соответствующее постановление.
На 23 сентября отопление получили более 1,4 тысяч многоквартирных домов Барнаула. Всего же в городе их 2 863. Что же касается социальных объектов, например, школ и больниц, то там темпы включения тепла были даже выше. К 23 сентября его получили 93% учебных заведений и учреждений дополнительного образования, 99% детских садов, 61,4% зданий медицинских организаций. Впрочем, многие из этих объектов начали отапливать гораздо раньше.
Например, в СГК сообщали: уже на 19 сентября в Барнауле тепло подали в 64 детских сада и семь медучреждений. А к 20 сентября – в двух школах, еще двух детсадах и одной больнице. Кроме того, досрочно, в заявительном порядке, подключили к отоплению центр досуга в поселке Лесном и ДК в Новосиликатном.
Кстати, отопление раньше срока можно подключить и в многоквартирном доме. Однако для этого требуется соответствующее решение жильцов и техническая возможность это сделать.
Единственным неудобством, связанным с реконструкцией теплосети на путепроводе, для барнаульцев стало краткосрочное отключение горячей воды. Причиной стала необходимость провести все те же гидравлические испытания. Отключение прошло с 22 по 25 августа, и охватило порядка 400 тысяч барнаульцев. Оно затронуло 1750 многоквартирных домов, 371 частный дом, 94 детских сада, 88 школ и 48 зданий больниц. Кроме того, часть жителей города столкнулась не с отключением, а со снижением параметров подачи (речь идет про 161 многоквартирник, семь детсадов, две школы и пять медучреждений).
Пара слов о главномНапомним, в текущем году в столице Алтайского края приступили к масштабной стройке – реконструкции путепровода на Новом рынке. Этот мост даже старше самой "взрослой" тепломагистрали на этой площадке. Он был создан в 1961 году, и на момент начала строительных работ ему уже исполнился 61 год.
До появления этого объекта Барнаул был разделен железнодорожной выемкой, преодолеть которую можно было только пешком. Долгие годы существования моста по нему ежедневно перемещались тысячи автомобилей и городской общественный транспорт. И спустя несколько десятилетий путепровод оказался серьезно изношен.
В 2016 году многострадальный мост на проспекте Ленина изучила профильная экспертиза. Ее диагноз оказался неутешительным: в бетонных опорах сооружения появились трещины, которые в будущем не сулили ничего хорошего. А значит, настало время обновить это связующее звено.
Власти Барнаула подготовили проект масштабной реконструкции путепровода, который в 2022 году получил одобрение экспертов. Воплощение идеи в жизнь стало возможным благодаря федеральному инфраструктурному кредиту в размере более двух миллиардов рублей. Краевая столица получила его благодаря отсутствию у города крупных задолженностей.
Официальным стартом реконструкции моста на Новом рынке стало 21 мая, когда движение по путепроводу для транспорта полностью перекрыли. Хотя за несколько дней до этого, 10 мая, участок проспекта закрыли частично. Это было необходимо для того, чтобы построить первое разворотное трамвайное кольцо из двух. Они позволили сохранить движение электротранспорта на Ленинском проспекте.
Кольцо №1 появилось рядом с торгово-развлекательным центром "Пионер". На этом участке свое направление движения меняют трамваи №1 и №4. При его строительстве использовали 19 тонн рельсов, 200 тонн щебня, 285 деревянных шпал, 200 метров контактного провода и примерно 500 метров несущего троса.
Второе кольцо построили около "Дома быта", оно обошлось в 1,2 млн рублей. Общая длина рельсов, которые использовались для его создания, составила 191 метр, а длина контактной сети – 230 метров.
Однако перед тем, как начать демонтаж старого путепровода, необходимо было решить ряд других коммуникационных вопросов. С моста убрали все контактные сети, которые обеспечивали движение электротранспорта. Также за пределы сооружения вынесли электрические кабели. Убрали и трубу водоснабжения диаметром 250 миллиметров, подключив потребителей к альтернативному источнику.
Менее масштабной, но все равно важной была и работа по "переселению" с моста лебединой стаи, которые стали негласным символом столицы Алтайского края. Речь о том самом декоративном лебеде "Андрюше" и его "родне".
Патриарх лебединой стаи появился на путепроводе еще в 2004 году. Его создатель, тренер-самбист и основатель спортшколы "Спарта" Валерий Метелица установил птицу на мосту в качестве своего рода подарка Барнаулу ко Дню города. А в дальнейшем к нему присоединилось множество других самодельных птиц, которые создали местные жители.
Однако с началом реконструкции путепровода судьба птиц оказалась под вопросом. Который, впрочем, быстро удалось снять: часть семейства теперь будет жить в парке "Лесная сказка", а еще несколько пернатых переехали на территорию школы искусств "Традиция" во Власихе. Самого же Андрюшу забрала дочь Валерия Метелицы.
Непосредственно демонтаж старого путепровода занял не так уж много времени. Он был практически закончен уже в начале сентября. Работы проводились не только днем, но и ночью. Для разбора конструкции барнаульское "ДСУ-4" использовало первые 25 из полученных от РЖД "технологических окон". Трехпролетный путепровод разобрали несколько быстрее, чем его восьмипролетного "брата", причем как раз потому, что под ним проезжает меньше поездов.
Одновременно с "зачисткой площадки" дорожники приступили к строительству нового моста. Уже 6 сентября здесь начать рыть котлован для установки первой опоры. После этого там пройдет обустройство шпунтового ограждения. Это конструкция, предназначенная для защиты стенок котлована от оползней и осыпаний почвы.
Большую часть работ, связанных с опорными частями нового путепровода, дорожники намереваются завершить до зимы. Собирать само сооружение начнут после того, как в Барнаул приедут металлоконструкции из Тюмени. И первые поставки запланированы уже на осень 2022 года. Их изготовлением занимается завод "Стальмост", чья продукция использовалась, например, на барнаульском Старом мосту.