Тотальная оцифровка. Как переход в онлайн делает Барнаул чище и умнее
Алтайский край ежегодно производит свыше 600 тысяч тонн твердых коммунальных отходов (ТКО). Около половины общей массы приходится на Барнаульскую зону, включающую в себя столицу края и пригород, а также Новоалтайск, Павловск, Первомайский район и еще несколько близлежащих муниципалитетов. Даже небольшой сбой процесса сбора и утилизации мусора угрожает экологической безопасности города. Современные технологии практически полностью исключают такие накладки. И здесь Барнаул стал одним из лидеров. Как перевести мусор в цифру, загнать мусоровозы в онлайн и сделать город "умнее", обсудили на пленарном заседании Стратегической сессии, организованной АНО "Цифровая экономика" (г. Москва) совместно с краевыми минцифры и минстроем.
Место встречи – БарнаулДля начала отметим, что стратегические сессии по "Цифровой прокачке региона" – событие для Барнаула не новое. Краевая столица регулярно становится местом встречи для местных и федеральных экспертов. Здесь представители бизнеса, власти и науки могут в формате беседы обменяться лучшими практиками в сфере самых современных технологий.
"И если в 2021 году мероприятие было посвящено развитию предпринимательства, то в этом году выбор пал на стандарты "Умного города". Мы действуем в рамках поручения президента России, логика которого была в том, чтобы синхронизировать ведомственный проект "Умного города" с другими национальными проектами образования, здравоохранения и т.д.", – рассказал перед началом стратсессии замминистра цифрового развития и связи Алтайского края Дмитрий Чегров.
Он пояснил, что главная цель такого своеобразного мозгового штурма состоит в том, чтобы разъяснить, каким стандартам должен соответствовать действительно "Умный город" и какие рамки придется соблюдать во всех сферах жизни городского округа в новой цифровой реальности нацпроекта по цифровизации в Алтайском крае.
Стратсессия собрала на одной площадке городские службы, представителей исполнительной власти региона, экспертов федерального и краевого уровней. Они обменялись лучшими практиками и новейшими технологиями для разных сфер жизни городов – от строительства самых умных многоквартирных домов и дорог до новой эры организации вывоза и утилизации мусора.
В приоритете – бесперебойностьЦифровизацию в сфере ТКО можно смело считать "зелеными" инвестициями в будущее, уверены в компании "ЭКОСОЮЗ". От того, насколько качественно и эффективно будет организован вывоз мусора, зависит санитарное и экологическое состояние целого города, а также комфорт и самочувствие его жителей.
Неудивительно, что крупнейший в Алтайском крае региональный оператор оцифровал внешние и внутренние процессы. В цифру перешли транспортная логистика, тарифное регулирование, внутренние бизнес-процессы, взаимодействие с органами регулирования, институтами развития, а также общественностью.
"Ежегодно только Барнаульская зона производит порядка 270 тысяч тонн мусора. Поэтому на нас лежит большая ответственность. Если в работе регоператора возникнет сбой, и он один день не будет вывозить мусор, то жителям уже будет дискомфортно. Промедление на несколько суток грозит санитарной катастрофой. Поэтому нам всегда было важно обеспечить бесперебойную работу каждого направления работы предприятия. Благодаря цифровизации эта приоритетная задача успешно решается", – рассказала в ходе обмена практиками заместитель директора по экономике и финансам Мария Кулагина.
Хороший примерКак отметили на стратсессии, на гребне волны цифровизации сегодня находится вся отрасль ЖКХ Алтайского края. В частности, на цифровое взаимодействие перешли жизненно важные организации – ресурсоснабжающие компании. Они на пути к полному переводу всех процессов в новый формат, а их сервисы с каждым годом становятся все прозрачнее для конечного потребителя.
В этом контексте практика регоператора стала очень полезным примером. Будучи одной из ключевых организаций для жизнеобеспечения большого города, компания показала, как IT-технологии работают в реальной жизни.
Например, все мусоровозы регоператора привязаны к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Она обеспечивает точное позиционирование объекта в пространстве с минимальной погрешностью.
"Мы можем отследить маршрут любой машины в режиме реального времени, онлайн проверить, не выпал ли кто-то из графика. Более того, система позволяет заложить определенные временные границы для мусоровозов, она сама просигнализирует, если кто-то из водителей опоздал на тот или иной объект. Вдобавок в случае поломки, ДТП или любой другой внештатной ситуации, отследив местоположение других машин, мы можем оперативно найти ту, что расположена ближе, чтобы с минимальными потерями времени обеспечить вывоз мусора", – рассказала заместитель директора по экономике и финансам Мария Кулагина.
Обратная связь и другие сервисыЭксперт отметила, что благодаря цифровизации рядовые потребители теперь практически не замечают сбои. А если они все же возникают, горожане оперативно сигнализируют об этом через сервис обратной связи. Кстати, это еще один пункт в списке оцифрованных направлений, получивший название РЭО Радар.
"Сервис значительно ускоряет и облегчает процесс реагирования и обработки обращений. Так мы значительно повышаем эффективность своей работы и делаем жизнь горожан еще комфортнее. А главное, люди видят, что мы не игнорируем, а быстро реагируем на их просьбы, вместе делая город чище", – поделилась с "Толком" Кулагина.
К слову, есть в копилке "ЭКОСОЮЗА" вполне экологичная практика. Компания практически полностью ушла от объемного бумажного документооборота.
"Например, раньше мы были вынуждены коробками возить экономическое обоснование тарифа, распечатанное на бумаге. Благодаря приложению для отправки юридически значимых документов в регулирующие органы используется приложение – Единая информационно-аналитическая система (ЕИАС Мониторинг). В бумажном виде подается только письмо с обращением. Все остальное загружается в удобный сервис", – пояснила в ходе стратсессии эксперт.
При этом компания экономит бумагу, что во всем мире считается серьезным вкладом в экологию.
Большая ответственностьОцифровку прошли и внутренние бизнес-процессы регоператора. Бухгалтерский учет, документооборот, управление персоналом и многое другое проводится с помощью платформы "1С". Через нее же предприятие налаживает процесс взаимодействия с перевозчиками и отчитывается перед профильными ведомствами. В частности, формирует отчетность для Российского экологического оператора (ППК РЭО).
"Региональный оператор – аналитический и координационный центр, который осуществляет контроль за деятельностью операторов-участников рынка твердых коммунальных отходов: перевозчиков, переработчиков, сортировщиков, полигонов накопления ТКО и т.д. Поэтому именно он несет полную ответственность за происходящее в его сфере, за качество предоставления услуг. Поэтому в каждую единицу времени мы должны быть в курсе происходящего, иначе быстро выпадем из процесса, что может привести к недопустимым сбоям. Это невозможно без специального инструмента, которым и стала цифровизация", – подчеркнула Кулагина.
Участники стратегической сессии отметили, что такой подход ведет к скорейшему внедрению цифровизации не только в городе, но и в крае. По словам экспертов, такие важные отрасли, как строительство и дорожная инфраструктура, на пути к полному переходу на цифру (БИМ-система только готовится к внедрению, а дороги еще не все оцифрованы). Но параллельно с ними работает та же сфера ЖКХ, часть которой уже вносит в копилку цифровизации Барнаула большой вклад. А это напрямую связано с успешной реализацией проекта "Умный город".