Руководство Сбера рассказало о том, как борется с киберпреступностью
Ежегодно россияне получают миллионы звонков от телефонных мошенников и теряют после таких разговоров миллиарды рублей. Поэтому Сбер, который большое внимание уделяет защите денежных средств клиентов, с 25 октября запустил новый информационный сервис для борьбы с киберпреступлениями. Об этом в интервью телеканалу "Россия-24" рассказал заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов.
Растущие масштабы киберпреступленийПротив России вот уже несколько лет ведется кибервойна. И ведется она в первую очередь со стороны Украины, заявил Станислав Кузнецов.
По его словам, крупные целенаправленные кибератаки в отношении нашей страны стали происходить после 24 февраля. Однако все началось еще в 2014–2015 годах, когда на территории Украины появилась "инфраструктура, которая ведет целенаправленную преступную деятельность против граждан России".
"Прежде всего средствами социальной инженерии. Никто всерьез не расценивал это как угрозы. А в 2016 году масштабы этих киберпреступлений начали расширяться, и фактически уже к концу 2017 года мы стали говорить о первых крупных финансовых потерях граждан России. Это десятки миллиардов рублей, которые уходили из кошельков наших граждан в сторону преступного мира Украины", – заявил зампред правления Сбербанка.
И отметил, что в 2020–2021 годах от действий мошенников россияне потеряли более сотни миллиардов рублей.
После 24 февраля 2022 года, по словам Станислава Кузнецова, кибервойна стала совершенно открытой и ее стали вести по четырем основным направлениям:
хищение персональных данных россиян и публикация, воровство информации компаний, кража денег через телефонное мошенничество и социальную инженерию, массовое распространение фейков."Мы фиксируем за последние семь-восемь месяцев не менее 2 млн фейковых сообщений в Telegram-каналах, которые сегодня активно используют россияне. За последние три недели, когда проходила частичная мобилизация, количество этих фейковых новостей доходило до миллиона сообщений", – рассказал Станислав Кузнецов.
По его словам, Сбер создал достаточно много инструментов для защиты денежных средств клиентов от мошенников. И они, по оценке экспертов, считаются одними из лучших в мире. Среди них есть и платформа, которая "при любой попытке украсть деньги у нашего клиента с точностью 99,5% не даст преступнику вывести их".
Выдержали крупнейшую атакуЗадача службы безопасности Сбера – обеспечить работу систем и надежную защиту клиентов, заявил Кузнецов. И у них есть необходимые инструменты, которые помогают обнаруживать предпосылки проведения кибератак против банка.
И в последнее время количество таких атак беспрецедентно выросло. Только в текущем году Сбер выдержал не менее 470 хакерских атак. Это больше совокупности атак за последние семь лет, отметил Станислав Кузнецов.
Крупнейшая в своей истории DDoS-атака произошла 7 октября, она длилась 24 часа и 7 минут. Однако специалистам Сбера удалось ее успешно отразить, и никаких перебоев в работе банка не фиксировали.
"Недавно мы выдержали крупнейшую атаку, которая происходила 7 октября, когда по заранее подготовленному плану с очень длительной подготовкой была спланирована специальная DDOS-атака. В ней участвовало не менее 104 тысяч хакеров, ее вели с инфраструктуры, расположенной в зарубежных государствах, численностью не менее 30 тысяч устройств", – рассказал Кузнецов.
Как бороться?Телефонное мошенничество продолжает процветать, и, по словам Кузнецова, подавляющее большинство россиян испытало хотя один-два раза звонки на себе.
По итогам 2022 года эксперты прогнозируют, что количество жалоб на мошеннические звонки составит более 4,5 млн штук, а официальный объем мошенничества в стране может превысить 15 млрд рублей. Неофициальный – порядка 165 млрд, говорится в расследовании Сбера.
"Я глубоко убежден, что у нас есть вся необходимая инфраструктура, чтобы успешно противостоять даже такому большому киберпреступному давлению на граждан нашей страны. Надо уметь координировать свои усилия, надо вовремя принимать решения, в том числе на законодательном уровне. И знаю, что этим активно занимаются депутаты, на правительственном уровне. Главное, очень хорошо разбираться в тех инструментах, которые работаю против нас", – считает топ-менеджер.
Но также, по его мнению, следует использовать больше возможностей для информирования населения о действиях киберпреступников.
И для этого Сбер запустил информационный ресурс, который поможет лучше разбираться с тем, как вести себя "при встрече" с телефонным мошенником.
"Мы запускаем новый информационный ресурс. На наш взгляд, это уникальная библиотека знаний в области кибербезопасности, которая, безусловно, поможет гражданам в нашей стране лучше разбираться в различных переплетениях отношений в киберпространстве. А главное – изучить элементарные правила о том, как себя нужно вести, чтобы противостоять мошенникам", – сказал Станислав Кузнецов.
Этот портал называется "Кибрарий", он содержит информацию в сфере противодействия киберпреступности, включает инструкции, видеоролики, различные сценарии киберпреступлений, которые совершаются против россиян.