"Пионер" из стали. Что за серые конструкции появились на стройке у Нового рынка
В краевую столицу привезли блок одной из балок для будущего моста у Нового рынка. И это первая партия металлоконструкций, изготовленных для барнаульского объекта на тюменском заводе "Стальмост". Вторая прибыла в краевую столицу на следующий же день. Чтобы доставить все элементы, тралам исполнителя потребуется сделать 53 рейса. Как выглядят конструкции и чем будут укладывать на опоры – в материале "Толка".
Первый блок первой балкиВ ноябре исполнится полгода с момента, как мост у ТЦ "Пионер" полностью перекрыли. Это произошло 21 мая. С тех пор была сделана колоссальная работа. Во-первых, демонтирован старый аварийный путепровод. В настоящее время производят работы по устройству фундамента будущих опор. На четырех из них смонтируют металлоконструкции трехпролетного путепровода.
Первая партия уже приехала, а это значит, что скоро начнется один из самых зрелищных этапов реконструкции моста – сборка стального путепровода. Новый мост будет расти буквально на глазах у жителей Барнаула.
"Сегодня на строительную площадку привезли один из блоков главной балки пролетного строения. В целом основной путепровод будет состоять из шести балок, на их устройство потребуется 36 таких блоков", – рассказал замдиректора по капитальному строительству Барнаульского ДСУ-4 Денис Попрядухин.
По его словам, сам конструктив будет собираться на строительной площадке и монтироваться грузовым подъемным механизмом.
"Для монтажа будет использована спецтехника. Так, самый протяженный пролет рабочие будут собирать путем надвижки (или наката) с помощью гидравлического силового оборудования (домкрата). Менее протяженные пролеты предварительно соберут и смонтируют одним или двумя кранами большой грузоподъемности", – еще в октябре "Толку" рассказал Попрядухин
Нюансы сборки металлоконструкцийВ ходе беседы эксперт в общих чертах описал технические особенности сборки металлоконструкций.
"Предварительно собранные балки будут размещены на подходах к путепроводу. Под будущим пролетом перпендикулярно железнодорожным путям смонтируем специальные накаточные пути. По ним и будет производиться надвижка балок пролетного строения. Когда все будет готово, гидравлический механизм начнет медленно толкать собранные конструкции (поэлементно) над рельсами от одной опоры к другой, от Дома быта в сторону ТЦ "Пионер", – пояснил он.
По словам подрядчика, из балок в будущем обустроят основание под проезжую часть трехпролетного путепровода, который раньше был восьмипролетным.
Когда начнется монтаж мостаМостостроитель отметил, что завод "Стальмост" будет отгружать конструкции каждый день, поэтому тралы с огромными металлическими элементами станут постоянными гостями Барнаула. Они будут часто встречаться на дорогах города.
"Планируется, что до конца ноября основная часть металлоконструкций будет привезена на строительную площадку", – подчеркнул Попрядухин.
Тянуть со сборкой подрядчик не намерен. Как только будут готовы первые опоры, мостостроители приступят к монтажу элементов.
"Крупноузловую сборку металлоконструкций мы начнем в январе-феврале следующего года", – отметил замдиректора ДСУ-4.
Напомним, что общая протяженность металлического путепровода составляет 107,6 метра. Длина самого большого пролета – 48,6 метра, вес – 600 тонн. Протяженность самого маленького пролета (со стороны ТЦ "Пионер") – 27 метров, среднего – 32 метра. Их общий вес – 500 тонн. Проверка пройденаРанее telegram-канал "Мост" опубликовал первые кадры с завода "Стальмост" в Тюмени. Туда прибыли специалисты Барнаульского ДСУ-4, чтобы провести технический осмотр конструкций на предприятии. Мероприятие было плановым, о чем в начале августа "Толку" рассказал директор тюменского завода Виталий Колясников.
К приезду представителей компании-партнера работники завода "Стальмост" произвел так называемую контрольную сборку. Забегая вперед отметим, что проверка была пройдена.
"Ее проводят для проверки правильности разработки чертежей и собираемости конструкций. Мы смотрим габариты, проверяем, совпадают ли технологические отверстия, размеры деталей и многое другое. Для этого инженеры используют аппаратно-программный комплекс MONMOS для высокоточных измерений", – пояснил в ходе беседы с корреспондентом "Толка" Виталий Колясников.
Напомним, предприятие уже сотрудничало с барнаульским подрядчиком. Именно на этом заводе изготовили часть металлических конструкций для коммунального моста через Обь на въезде в краевую столицу.
Летом Колясников рассказал, что металлоконструкции для будущего путепровода состоят из 1,5 тыс. элементов.
"Каждый из трех металлических пролетов сталежелезобетонного строения будет состоять из шести главных балок, соединенных между собой поперечными балками и консолями. Самый "длинный" пролет будет расположен над железнодорожными путями", – рассказал нам руководитель предприятия.
Конструкции изготовлены из листов низколегированной (хромокремненикелевая) стали марки 15ХСНД толщиной от 8 до 40 мм. Она предназначена для производства сварных и сборных конструкций.
Опоры и сваиСейчас на стройплощадке продолжаются работы по устройству опор моста. Это сложный процесс, требующий много времени и сил.
Для металлического трехпролетного путепровода мостостроители возведут четыре опоры. Три из них "поставят" на буронабивные сваи. Для этого потребуется 66 свай длиной от 12 до 14 метров. Для устройства каждой из них нужно пробурить скважину, поставить в нее арматурный каркас и залить бетоном.
"В планах после окончания работ по устройству буронабивных свай в полном объеме завести подрядчика для работ по укреплению грунтового основания", – рассказал Денис Попрядухин телеканалу "Толк".
По словам эксперта, больше половины свай для первой опоры готовы. Для продолжения работ нужно демонтировать фундамент, оставшийся от аварийного моста. Как ранее рассказывал подрядчик, две старые опоры были оставлены, чтобы не тратить ценные технологические окна только на демонтаж. Их планировали снести параллельно с проведением строительных работ.
А пока на восьмипролетном путепроводе продолжаются работы по устройству буронабивных свай.
Для строительства опор для нового моста будет использована интересная технология. Грунты под сваями оказались недостаточно хорошими, поэтому их придется укрепить телом сваи.
В настоящее время на четвертой опоре будущего трехпролетного путепровода все буронабивные сваи уже установлены, аналогичные работы продолжаются на первой опоре. Затем рабочие приступят к устройству железобетонных ростверков – это конструктив, который объединяет все сваи в один монолит. Именно на них и будут возводить опоры.
Факты о путепроводе на проспекте Ленина "Четную" сторону моста перекрыли 10 мая. Тогда со стороны спальных районов можно было проехать в центр города как на городском электротранспорте, так и на личном автомобиле. 21 мая мост полностью закрыли для движения. По путепроводу на проспекте Ленина проехала последняя машина. 25 апреля был создан telegram-канал "Мост", где появляются самые оперативные сводки происходящего на строительной площадке. Тендер на реконструкцию моста на Новом рынке выиграла компания "Барнаульское ДСУ-4". Сумма контракта составила почти 1,7 млрд рублей. Реконструкция ведется за счет инфраструктурного бюджетного кредита, предоставленного Алтайскому краю на 2022-2023 годы. Из суммы, заложенной на реконструкцию моста, 350 млн рублей составила стоимость металлоконструкций для трехпролетного путепровода. Стальные элементы изготавливают на тюменском заводе "Стальмост". В ходе реконструкции моста параллельно будущему путепроводу была построена новая тепловая магистраль общей протяженностью 590 метров. Срок службы новых труб составит не менее 30 лет. Параллельно с началом реконструкции "заработали" выделенные полосы для общественного транспорта. Скоро на них начнут функционировать камеры фото– и видеофиксации нарушений Для обеспечения бесперебойной работы трамвайного сообщения рядом со строительной площадкой обустроили два разворотных кольца для городского электротранспорта. В связи с необходимостью обустроить пешеходный обход строящегося моста в районе Дома быта появился новый объект – металлическая лестница с тремя маршами и 24 ступенями Лебедь Андрюша, сделанный из старой трубы на старом мосту, как и его "стая", был демонтирован. 11 арт-объектов из 17 были отреставрированы и отправлены в новые места "обитания" – Барнаульский зоопарк и детскую школу искусств "Традиция". Открыть новый мост планируют в конце ноября 2023 года.