"Снежные" кубометры. Дорожники рассказали, почему Барнаул не станет сугробом
Каждая зима уникальна, уверен руководитель "Автодорстроя" Андрей Курышин. Например, с конца октября дорожники уже убрали около 40 тыс. кубометров снега, а в 2020-м к концу ноября не вывезли и 25 тыс. кубометров. Заранее спрогнозировать объем осадков сложно, зато можно как следует подготовиться к сезону уборки снега и учесть все дополнительные факторы. В 2022 год им стала реконструкция моста в районе ТЦ "Пионер". Как подготовились дорожники, чем усилили свой потенциал и зачем скупили тонны соли, "Толку" рассказали на предприятии.
Достойно встретили непогоду– Андрей Александрович, как вы оцениваете готовность дорожной службы к работе в зимнем сезоне?
– Содержание проезжей части зимой "Автодорстрой" обеспечивает в составе шести дорожно-эксплуатационных участков. Структурные подразделения нашей службы расположены во всех пяти районах Барнаула. Также есть и шестой участок. Он отвечает за содержание проспекта Ленина, части проспекта Комсомольского в старой части города, площадей Баварина, Сахарова, Советов, Октября и нескольких участков улиц.
Техника была подготовлена еще в октябре – оснащена зимним навесным оборудованием. Если помните, первые снегопады прошли в конце сентября и октябре. Уже тогда спецмашины выезжали для механизированной обработки опасных участков дорожно-уличной сети песко-соляной смесью. После этого проезжая часть и тротуары прометались от снега.
Погодные условия были изменчивые, нестабильные, поэтому в 20-х числах октября экипажи и зимняя техника начали заступать в полном составе, ежедневно и в две смены.
Своевременно были запасены реагенты в необходимом объеме, подготовлены снегоотвалы для вывоза снега. Поэтому считаю, что начало зимы мы встретили достойно. Дорожная служба круглосуточно выполняет свою работу по уборке проезжих частей от снега и приведению их в нормативное состояние.
Мост – не помеха– Из-за реконструкции моста на проспекте Ленина уборка снега в городе – актуальная тема, которую держат на контроле не только власти, но и горожане. Повлияет ли на работу предприятия закрытие моста на Новом рынке?
– Да, этой зимой особое внимание уделено основным объездным дорогам на период реконструкции путепровода на проспекте Ленина.
Для увеличения кратности уборки участков объезда путепровода создано пять бригад по вывозу снега с учетом дополнительной техники. Каждая из них закреплена за одним участком и обеспечена необходимым числом спецтехники – от пяти до семи единиц.
Бригады работают на проспекте Калинина от улицы Пионеров до проспекта Космонавтов, на улице Челюскинцев от Мамонтова до Строителей, на улице Советской Армии от Матросова до Строителей, на улице Пионеров, на проспекте Строителей и на проспекте Ленина от площади Баварина до улицы Пионеров.
Кроме того, изменения произошли в применении реагентов. На большей части городских дорог, как и раньше, используют песко-соляную смесь с 15-процентным содержанием соли. Мы заготовили 45 тыс. тонн – это средний уровень потребности прошлых лет.
В центральной части краевой столицы, где сейчас наблюдается более плотный автомобильный трафик, из-за перекрытия моста концентрация соли в песко-соляной смеси увеличена до 20%. Она "срабатывает" быстрее и при более низких температурах.
На самых проблемных участках объезда путепровода, а это спуски и подъемы, применяем песко-соляную смесь с заменой речного песка на песок из отсева дробления горных пород. Он имеет больший модуль крупности, и это улучшает сцепные качества и увеличивает механическое воздействие смеси на проезжую часть.
Миллион дорожных "квадратов" и "рабочие лошадки"– В этом году в обслуживание улично-дорожной сети Барнаула в зимнее время были дополнительно включены новые участки дорог и тротуаров. Какова теперь общая территория в зоне вашей ответственности с учетом новых объектов?
– Сейчас на зимнем содержании "Автодорстроя" территория, общей площадью 9,6 миллиона квадратных метров.
В муниципальном задании около 500 асфальтированных дорог, почти тысяча дорог сельских территорий и частного сектора, 250 тротуаров. В том числе на обслуживание включены участки дорог, которые были построены в новых жилых кварталах в последние годы. Например, улицы 280-летия Барнаула, 65-лет Победы, Христенко и другие. Увеличено число автобусных остановок и парковок, которые теперь будет очищать дорожная служба.
Хочу напомнить: кроме МБУ "Автодорстрой" в уборке города от снега участвуют и другие предприятия. Центральное ДСУ содержит часть Змеиногорского тракта, шоссе Ленточный Бор, Обской мост (от развязки на проспекте Красноармейском), участки дорог в селе Лебяжьем, ДСУ-4 обслуживает Гоньбинский тракт, "Благоустройство и озеленение" убирает общественные территории, парки, скверы и аллеи, администрации районов обеспечивают очистку внутриквартальных проездов, управляющие компании обслуживают дворовые территории.
– В этом году "Автодорстрой" планирует задействовать 248 единиц снегоуборочной техники. Что это за машины? И был ли обновлен ее парк в этом году?
– Техника обновляется регулярно. Ежегодно автопарк пополняется новыми машинами за счет средств краевого и городского бюджетов. В 2021-2022 годах мы получили 15 единиц техники и десять единиц навесного оборудования к ней. Автопарк при этом не увеличивается, так как мы заменяем старую технику новой, снижаем показатель ее износа, а это, конечно, положительно сказывается на производственном процессе.
Например, сейчас у нас есть еще 28 единиц законсервированной снегоуборочной техники, которая при необходимости также может выйти на линию.
Главные "рабочие лошадки" в зимнем сезоне – это коммунальные дорожные машины с широким функционалом. Они распределяют реагенты на проезжей части, а после с их помощью проводится механизированное подметание дорог. На тротуарах работают тракторы, оборудованные щетками, мини-погрузчики, подметально-уборочные машины. Для погрузки снега мы используем фронтальные и лаповые погрузчики. Для вывоза снега из города – самосвалы. Незаменимы зимой автогрейдеры, в пригородных поселках при сильных метелях применяем тракторы К-700.
– Сможет ли предприятие при необходимости вывести всю технику на дороги? Хватит ли для этого водителей и машинистов?
– Одновременно вся техника на линию не выходит никогда. Мы планируем работу спецтехники, учитывая все факторы. Все зависит от погоды и связанных с ней видами работ, которые выполняются для решения конкретных задач. Сюда же следует отнести необходимость ремонта и технического обслуживания техники. Не исключен и человеческий фактор: машинисты и водители иногда болеют.
Объясню на примере производственного цикла дорожной службы. Как только начинается снегопад, в первую очередь на дороги выезжают коммунальные дорожные машины для распределения реагентов. На этом этапе важно обработать песко-соляной смесью проезжую часть, чтобы не начал образовываться накат, который впоследствии может превратиться в наледь.
Другая техника в это время на линии просто не нужна. После того как реагент "сработал" и на дороге образовалась так называемая снежная каша, те же самые автомобили КДМ вновь проходят по маршруту, чтобы с помощью щеток и боковых отвалов смести ее к обочине.
Коммунальные дорожные машины после выполнения своей задачи возвращаются в гараж. Им на смену выходят автогрейдеры, формирующие снежные валы для погрузчиков. За ними следуют снегопогрузчики и самосвалы, чтобы погрузить снег и вывезти его на снегоотвалы. Дорожная служба чаще всего вывозит его ночью, а днем на этих дорогах проводится чистовая уборка – еще один цикл прометания и уборка куч снега с остановок и пешеходных переходов с помощью тракторов с ковшами и фронтальных погрузчиков удаляются кучи снега с остановок и пешеходных переходов.
Пешеходный обход и место для хранения снега– Выделенки на ключевых магистралях Барнаула стали настоящим спасением для водителей автобусов, маршруток и их пассажиров. Стоят ли эти полосы на особом контроле дорожной службы?
– Выделенные полосы появились в нашем городе для того, чтобы общественный транспорт не застревал в пробках на путях объезда путепровода. Они обустроены всего на одной стороне улицы Аносова и трех проспектах. Это не такие уж и большие участки. За ними закреплены отдельные бригады рабочих и техники, которые всегда находятся под контролем дорожной службы.
– Как справляется бригада, прикрепленная к пешеходному обходу моста у Нового рынка? Сколько человек задействованы и используют ли здесь снегоуборочную спецтехнику?
– За этим участком также закреплена отдельная бригада дорожных рабочих и техники. Часть тротуара и лестничные марши требуют ручной уборки, поэтому в нее вошли четыре дорожных рабочих. Для вывоза снега задействованы два человека и экипажи пяти единиц техники.
Техника используется по необходимости в зависимости от погодных условий. Здесь работает трактор со щеткой (на прометании тротуаров), трактор с ковшом либо фронтальный погрузчик и самосвал для вывоза снега. С помощью коммунальной дорожной машины распределяется реагент там, где она может проехать.
Бригада работает круглосуточно. Работы с использованием ручного труда производятся преимущественно днем, тогда как механизированную уборку дорожникам удобнее выполнять по ночам.
– Куда увозят весь снег, который убирают с дорог города зимой?
– На специальные снегоотвалы. Они расположены в удалении от жилых кварталов в разных районах города. Всего таких участков семь. Все они готовы к работе.
Обычно территории снегоотвалов хватает на весь зимний сезон. При необходимости в январе-феврале мы формируем вторые и третьи ярусы. Если количество снега превышает возможности наших снегоотвалов, то комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи оперативно принимает решение о дополнительных участках для этих целей.
Безопасные тротуары– Вы уже говорили о том, что тротуарам будет уделяться особое внимание. Сколько тротуаров придется убирать этой зимой, какие реагенты будут использованы?
– Всего "Автодорстрой" убирает от снега 250 тротуаров. В этом году мы начали применять новый реагент "Бионорд" на тротуарах по центральным проспектам, а также на улицах Никитина, Партизанской, Молодежной, Димитрова и Анатолия, на пешеходном обходе путепровода.
В состав противогололедного материала входят хлористые натрий и кальций, а также биофильная добавка, которая нейтрализует негативное влияние солей на окружающую среду, и ингибитор коррозии, который предназначен для снижения агрессивности воздействия реагента на металлы и обувь. У "Бионорда" есть ряд подтвержденных преимуществ по сравнению с песко-соляной смесью: высокая скорость плавления льда, более низкие температурные границы применения, полная растворимость.
Кроме того, для борьбы с зимней скользкостью тротуары посыпаются чистым песком без добавления соли.
– Установился снежный покров. Из города начали вывозить снег. Сколько было вывезено в ноябре? Сравнимы ли эти объемы с прошлыми зимами?
– С начала зимнего сезона с дорог города нашим предприятием вывезено более 38 тысяч кубометров снега. В прошлом году к этому времени мы вывезли более 84 тысяч кубометров снега, а в 2020-м – всего 25 тысяч кубометров.
Каждая зима уникальна. В этом году снежный покров установился во второй декаде ноября, но я уже говорил, что к зимнему содержанию мы приступили, как обычно, в конце октября. Были дожди, колебания температурного режима приводили к образованию гололедных явлений. Потом был небольшой период снегопадов, но снега выпало немного, мы работали в обычном режиме. Сейчас стоят морозы, главная задача – предотвращение наледи на проезжей части, а также поддержание комфортного и безопасного состояния тротуаров.