Толк новости
Общество |

Проезд по карте. Как изменилась система оплаты в городском транспорте Барнаула

Жители столицы Алтайского края стали чаще рассчитываться за проезд в общественном транспорте электронными средствами платежа
Читать в полной версии ➔

Реконструкция путепровода на Новом рынке внесла коррективы в работу общественного транспорта Барнаула. И это касается не только изменения схемы движения маршрутов, но и модернизации системы оплаты проезда. В этом году появились новые проездные и пересадочные билеты, пассажиры стали чаще расплачиваться картами, а не наличными. Как организована оплата проезда в общественном транспорте? Насколько вырос спрос на проездные? И какие еще нововведения стоит ждать горожанам? Эти и другие вопросы "Толк" обсудил с руководителем МУП "Центртранс" Барнаула Юлией Дороховой.

Время транспортных карт

– Как сейчас работает система поездок в общественном транспорте в Барнауле? Изменилась ли она с учетом реконструкции моста на Новом рынке?

– Хотелось бы отметить, что в настоящее время в городе действуют 14 тарифных планов и жители могут подобрать для себя любой удобный в зависимости от интенсивности проезда в общественном транспорте, при этом стоимость проезда по таким тарифам ниже, чем за наличный расчет. Узнать подробно о каждом из них можно нас сайте МУП "Центртранс".

Если говорить о пассажиропотоке, то после начала ремонта путепровода ситуация по передвижению населения в городе не изменилась. У нас как фиксировалось около 7 млн поездок в месяц, так и фиксируется. Единственное, что поменялось, – население перераспределилось по маршрутам. И это произошло по объективной причине.

– С 1 сентября для студентов и школьников действует единый проездной, которым можно воспользоваться не только в электротранспорте, но и автобусах. Насколько он интересен пассажирам?

– Этот проездной оказался очень востребованным у школьников и студентов. И актуальность его растет ежемесячно. Так, в сентябре по отношению к аналогичному периоду прошлого года рост составил 48%, в октябре – 46%, а в ноябре его активация выросла в два раза. И сейчас она составила более 13 тысяч пополнений этих транспортных карт.

– А транспортная карта вообще имеет срок годности?

– Нет. Но у нее есть гарантийный срок, который составляет один год. Если у карты есть неполадки с чипом или еще какие-то моменты, то они, как правило, выявляются в течение года. А вообще срок пользования карты зависит от того, насколько бережно будете к ней относиться. И стоит отметить, что за шесть лет действия системы карты зарекомендовали себя в эксплуатации как надежное электронное средство платежа.

– Насколько выгодно пользоваться транспортными картами, нежели рассчитываться наличкой?

– Стоимость одной поездки по транспортной карте ниже, чем за наличный расчет. Если оплачивать проезд наличными, то он будет стоить 28 рублей, а по транспортной карте "Пенсионная", "Школьная" или "Студенческая" стоимость одной поездки составляет от 12 до 16 рублей.

– Дети из малоимущих семей могут пользоваться этой картой по льготному тарифу. Как его оформить?

– Да, у нас существует проездной билет для школьников, чьи семьи признаны малообеспеченными. И они могут оформить такую транспортную карту МУП "Центртранс" на проспекте Ленина, 6. Необходимо предварительно записаться по телефону, а после прийти и без очереди ее оформить. При себе нужно иметь документ, удостоверяющий личность школьника или его законного представителя, справку из школы и справку из органов соцзащиты, которая подтверждает, что семья имеет статус малообеспеченной. Как правило, оформление льготного тарифа занимает 5-10 минут.

Поездки с бесплатной пересадкой

– С началом реконструкции моста на Новом рынке начала действовать система пересадочных талонов. Как она себя зарекомендовала?

– Пересадочный проездной набирает популярность. Он стартовал в апреле. И по нему уже осуществлено более 23 тысяч поездок. В среднем в месяц таким проездным пользуются примерно 300-400 человек.

– Были ли перебои в работе пересадочных проездных или жалобы со стороны пассажиров?

– Нет. В основном обращались с уточняющими вопросами: где работает, как им воспользоваться.

Напомню, что воспользоваться им можно только на электротранспорте, на маршрутах, которые утверждены приказом комитета по дорожному хозяйству. Это три троллейбусных маршрута – №1, 6 и 7, а также четыре трамвайных – №1, 3, 4 и 7.

И работает пересадочный билет следующим образом. Когда вы заходите в транспорт, карту нужно приложить к терминалу. В этот момент пройдет регистрация поездки и начнется отсчет 100 минут. В это время нужно уложиться, чтоб пересесть на другой маршрут электротранспорта. Потом следует приложить карту к терминалу, пройдет регистрация поездки и выйдет нулевой талон – это будет бесплатная пересадка.

– А если оплатить не картой, а наличными?

– Это не будет действовать. Каждая поездка в таком случае будет считаться отдельной и за наличный расчет. То есть эта система работает только при оплате транспортной картой.

Трудности с банковскими картами

– Какая работа ведется, чтобы во всех автобусах и маршрутках можно было расплачиваться банковской картой? Потому что бывают случаи, когда за поездку просят перевести на номер телефона...

– У нас оборудование предусматривает расчет как по транспортной карте, так и по банковской. Если маршрут внесен на сайте "Центртранса", то там можно рассчитаться по электронным средствам платежа. На сегодняшний день у нас в городе работают 79 маршрутов, 71 из которых подключен к системе.

– Что тогда делать пассажиру, если водитель настаивает перевести деньги за проезд на мобильный телефон?

– Если маршрут подключен к системе, то в нем должен быть терминал. Ответственность за наличие терминала в салоне несет перевозчик. Если сложилась такая ситуация, что маршрут подключен к системе, но терминала нет, то поездка осуществляется бесплатно. Это закреплено нормативной базой, которая существует в Барнауле.

– Если попытался рассчитаться картой, но денег на ней не оказалось, то она попадает в стоп-лист и в общественном транспорте ей уже не воспользоваться, даже если на ней появились деньги. Как можно ее разблокировать?

– Можно обратиться к нам в клиентскую службу или в офисы ПАО Сбербанк, осуществляющего функции банка-эквайера. И узнать, почему карта попала в стоп-лист и когда из него выйдет уже после того, как на ней появились деньги. Мы, как правило, идем навстречу клиентам и помогаем вывести карту из стоп-листа.

– А бывает так, что списание денег за оплату поездки происходит не сразу, а только вечером. Это вообще нормальная ситуация?

– Расчет может быть как вечером, когда выгрузился терминал, так и спустя 7-10 минут. Поэтому не всем приходит вечером уведомление о списании средств, но такие случаи бывают. Это связано с особенностями работы системы.

– Как в целом оцениваете работу системы оплаты проезда в общественном транспорте в этом году?

– Мы видим, что система становится все больше востребованной. Уже 66% поездок осуществляется с помощью электронных средств платежа. Это на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наши пассажиры предпочитают уходить от оплаты наличными, выбирают либо транспортные, либо банковские карты. Отмечаем прирост по всем социальным категориям – и пенсионерам, и школьникам, и студентам. В то же время 61% роста наблюдается по "электронному кошельку", по которому поездка на четыре рубля дешевле. Также постепенно растет интерес к проездному "Курьерский", который стартовал в апреле.

Виртуальные карты и телефон как терминал

– Судя по всему, система работает бесперебойно и всё и вас, и пассажиров устраивает. Планируете ли какие-то нововведения?

– Да. В настоящее время на заключительном этапе находится тестирование мобильного приложения. Первую его часть мы планируем запустить уже зимой. Как оно будет работать? Мобильный телефон будет выступать терминалом, через который можно пополнить транспортную карту.

А вторая часть мобильного приложения будет разработана в 2023 году. Мы предполагаем, что через него можно выпустить виртуальную транспортную карту. Но чтобы приступить ко второму этапу разработки, нам нужно протестировать первый этап. Все это делается для удобства населения.

Читать в полной версии ➔