"Отрасль встанет на колени". Депутаты поспорили о росте цен на проезд в Барнауле
Власти Барнаула решили внедрить долгосрочный план повышения цен на проезд в общественном транспорте. Этот проект вынесли на заседание гордумы 2 декабря, где он буквально "расколол" присутствующих на два лагеря. Оппозиция восприняла предлагаемое решение в штыки и даже предлагала снять вопрос с повестки. Однако представители второго "фланга", к которому присоединился и мэр Вячеслав Франк, заявили, что без решения этого вопроса транспортная отрасль попросту встанет, ведь ситуация в ней крайне тяжелая.
О чем речь?Проект решения предлагает закрепить возможность применять долгосрочные тарифы в сфере общественного транспорта.
По словам главы комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Барнаула Павла Есипенко, это необходимо для "обеспечения поступательной тарифной политики в сфере пассажирских перевозок, бесперебойной работы и качества транспортного обслуживания".
Он отметил, что внедрение долгосрочных тарифов позволит предоставить перевозчикам больше гарантий.
Вдаваться в подробности вопроса на заседании гордумы Есипенко не стал. Но обратил внимание депутатов, что в первоначальную версию документа была внесена поправка.
"Неприемлемый подход"Депутаты "встретили" этот проект критично.
В частности, депутат фракции "Справедливая Россия – За Правду" Захар Торычев отметил, что введение долгосрочных тарифов, по сути, подразумевает постепенное повышение стоимости платы за проезд в общественном транспорте в течение нескольких лет:
"Получается, что стоимость может расти при отсутствии экономического обоснования. Кому это выгодно? Естественно, перевозчикам. Но я уверен, что перед тем, как повышать стоимость проезда, у барнаульцев должны вырасти зарплаты. Но на практике этого не происходит. На наших горожан ложится все большая экономическая нагрузка. Мы считаем это несправедливым, поэтому фракция будет голосовать против введения долгосрочных тарифов".
А депутат фракции КПРФ Юрий Красильников возмутился тем, что депутатам перед заседанием был разослан измененный вариант решения. И, мол, раньше все было понятно, а теперь появились разночтения. Он заявил, что этого вопроса вообще не должно быть в повестке.
"Вы говорите, что будем устанавливать долгосрочный тариф на проезд в общественном транспорте на несколько лет вперед, но в рамках этого тарифа цена билета будет каждый год повышаться, а может, и два раза в год или еще как-то. Этот подход совершенно неприемлемый. Предлагаю вообще отложить рассмотрение этого вопроса. Либо сейчас мы его не принимаем и отправляем на доработку автору. Потому что нельзя позицию три раза менять", – раскритиковал проект коммунист.
Иначе не на чем будет ездитьПосле такой минутки критики слово взял глава города Вячеслав Франк. Он подчеркнул, что в транспортной отрасли сложилась напряженная ситуация. И когда все дорожает, размер тарифа не может оставаться на прежнем уровне годами.
"Разве не растут цены? Почему мы этот вопрос так заполитизировали? <...> Два года не повышался тариф. А что, это самый большой тариф? Есть уровень инфляции, и что-то должно меняться", – заявил Франк.
Он согласился с депутатами, что должен быть и соответствующий рост зарплат населения. При этом градоначальник обратил внимание на то, что он есть.
"И вы, коллеги, государевы мужи, надо немного менять отношение. Ведь можно так отрасль поставить на колени. И завтра ездить будет не на чем. <...> Тариф надо увеличивать – это мое мнение. Его нужно поднимать ежегодно. Может быть, это неприятно услышать, но если надо будет – будем поднимать два раза. Не надо будет, значит, не будем. И это мы с вами будем обсуждать", – отметил глава города.
Выступающие депутаты также обратили внимание присутствующих, что если будет принят долгосрочный тариф, то это не значит, что он будет только расти. Он сможет как повышаться, так и понижаться. И решение о его изменении будут принимать каждый год.
"У нас ситуация крайне сложная. Конечно, я бы хотел, чтобы не повышались цены на проезд. Но тогда мы останемся без транспорта. Если мы не будем никаких перспектив давать транспортной отрасли, если перевозчики будут бояться того, что два-пять лет не будут подниматься тарифы, но это же бизнес, им же нужно развиваться, вести стратегическое планирование, то мы просто останемся без транспортного сообщения", – резюмировал председатель комитета по законности и местному самоуправлению в БГД Иван Огнев.
Ключевая проблемаДепутат от фракции "Новые люди" Никита Федюнин отметил, что одна из ключевых проблем общественного транспорта заключается в нехватке водителей. И пока не понятно, как будет решаться этот вопрос в условиях новой тарифной политики.
Глава города Вячеслав Франк отметил, что эту проблему так просто не решить.
"Представляете, что у нас произошло. Я могу сейчас немного ошибиться, вы меня простите. В 2020 году в Барнауле обучалось на водителей примерно 300 человек, а в последние годы – не более 100. Втрое упала престижность профессии. Из 100 человек водительское удостоверение получили, по-моему, 27 человек. Не сможем мы сейчас с вами, не сформировав комплексное решение по этой проблеме, четкий вынести ответ. Но этот вопрос должен найти решение", – подчеркнул Франк.
Градоначальник убежден, что этот вопрос сегодня прозвучит и на прямой линии губернатора. И предложил после нее еще раз встретиться и обсудить, как можно исправить ситуацию.
Спикер БГД Галина Буевич после завершения обсуждения подчеркнула, что на заседании не рассматривают вопрос об организации общественного транспорта. А рассматривают вопрос, при каких условиях могут быть введены долгосрочные тарифы и когда они могут пересматриваться.
Большинством голосов депутаты поддержали представленный проект решения (32 отдали голос за), но трое народных избранников все же выступили против.