Автобусный ренессанс. Когда в Барнауле появится общественный транспорт мечты
Реконструкция моста на проспекте Ленина обострила ряд застарелых дорожно-транспортных проблем. В числе наиболее резонансных – качество общественного транспорта. Изношенный подвижной состав, нерегулярность движения, озлобленные водители и кондукторы – последние три месяца жалобы пассажиров сыпятся как из рога изобилия. Как разрубить Гордиев узел накопившихся вопросов и станет ли транспорт действительно удобным? В сложных вопросах "Толку" помог разобраться председатель комитета по экономической политике и собственности БГД Валерий Касплер.
Большие автобусы для большого города– Валерий Владиславович, закрытие моста на Новом рынке многое изменило в жизни Барнаула. В первую очередь в сфере общественного транспорта. Эксперты по-разному трактуют это влияние. Как вы оцениваете ситуацию?
– Что касается автобусного сообщения, то за счет пассажиропотока ситуация несколько стабилизировалась. На первый взгляд, утверждение может показаться спорным, но это так. Объясню почему. После закрытия моста часть людей все же пересела с личных автомобилей и трамваев на автобусы.
В случае с электротранспортом перераспределение пассажиров произошло, с одной стороны, из-за разрыва сообщения в районе путепровода, с другой – из-за введения льготных проездных для школьников и студентов. Посмотрим, что изменится в следующем году, когда откроют мост и пустят по нему трамваи.
Это одна сторона вопроса. Другое дело, как перераспределение отразилось на перевозках. Не все предприятия оказались готовы к увеличению пассажиропотока. Это хорошо заметно в часы пик. Автобусы не справляются с потоком людей и не могут вывезти всех пассажиров из густонаселенных районов, поэтому люди скапливаются на остановках и подолгу ждут транспорт. Как правило, горожанам просто не хватает места в малогабаритном общественном транспорте.
– Иными словами, Барнаулу не хватает автобусов большой вместимости?
– Я в этом убежден. В основном пассажиров возят на транспорте среднего и малого классов. Их вместимость ограниченна и не справляется с нагрузками. В связи с этим возникает вопрос: нужны ли нам такие автобусы?
В ряде городов России от общественного транспорта малого и среднего класса вообще отказались. И мне кажется, что это правильный подход. Во-первых, большие автобусы безопаснее. Практика показывает, что травматизм снижается с увеличением габаритов автотранспорта. Во-вторых, один большой автобус заменяет четыре-пять маленьких "маршруток", что снижает нагрузку на транспортный трафик в городе, то есть ведет к уменьшению пробок.
Разная экономика– Многие перевозчики настаивают, что им невыгодно переходить на большие и более дорогие в обслуживании автобусы. Действительно ли разница настолько велика?
– Конечно, содержание большого автобуса гораздо затратнее, чем маленького. Им нужно больше топлива, дороже обходятся обслуживание, расходники, запасные части и т.д. К тому же в большом автобусе не ограничишься только водителем, нужен еще и кондуктор, а это еще дополнительная статья расходов в виде зарплаты.
В то же время при разной экономике тариф на все виды городского пассажирского автотранспорта единый. Поэтому перевозчиков можно понять. По той же причине при обновлении автопарка (что случается все реже) предприятия отдают предпочтение малогабаритным транспортным единицам. При этом больших автобусов становится все меньше. "Маршрутки" буквально "доедают" экономику больших автобусов, что не совсем правильно.
Те бело-зеленые "ЛиАЗы", которые до сих пор ездят по городу, – это остатки когда-то большого парка примерно в 150 единиц. Каждое утро можно было наблюдать завораживающее зрелище, когда 100 автобусов друг за другом выезжали на маршруты с территории автоколонны.
Сегодня этого предприятия уже нет.
– Давайте представим идеальную картину: по Барнаулу ездят только автобусы большой вместимости. Куда в этом случае девать сотни маленьких?
– Для замены малых автобусов на большие нужно время, за один год их не поменяешь – это планомерная работа.
Еще в советское время появилось такое понятие, как "маршрутное такси", или "маршрутки". В свое время их было много в Москве, пара направлений действовала в Барнауле.
Проезд в них стоил раза в три дороже, чем в автобусе. Но люди платили за скорость и более комфортные условия. Почему бы не вернуть такой формат, при условии что маршрутная сеть будет закрыта автобусами большой вместимости.
Важно понимать, что идеальная схема движения предполагает еще и оптимизацию маршрутов, дублирующих друг друга. Если по ходовым и протяженным направлениям начнут ездить большегабаритные автобусы, то мешающие под ногами условно "Газельки" или "Пазики" будут уже не нужны.
Престиж профессии и достойная зарплата– В этом году по отрасли особенно ударил дефицит кадров. Почему предприятия не могут найти рабочие руки и во всем ли виновата зарплата?
– Скажу больше, эта глубинная проблема, без решения которой мы можем дойти до точки невозврата. Городские перевозчики могут остаться вообще без водителей. Уже сейчас конкуренция в этой сфере рынка труда падает. Не удивительно, что водители начинают наглеть и нарушать дисциплину, хамить, курить в автобусе. Каждый из них прекрасно знает, что в современных условиях без работы он точно не останется. Вот они и бегают между предприятиями – из одного выгонят, в другом возьмут.
Престиж водительской профессии падает. Зарплаты у них не самые высокие, автобусы старые, условия работы тяжелые: они работают в любую погоду и при любых условиях, будь то пробка, жара или мороз. В ряду самых сложных и тяжелых профессий водительская работа должна оплачиваться достойно. Поэтому мы постоянно теряем людей. Молодежь сюда не стремится, в автопарках остались еще и "старики", часть из которых глубокого пенсионного возраста. Они доработают и все – где мы будем искать им замену?
Люди теперь с большей охотой идут работать на более оплачиваемую работу, например на мусоровозы. Денег платят больше, техника новая, стресса меньше, работа не такая ответственная.
Сейчас на половине маршрутов работает не по два, как это должно быть, а по одному водителю. У многих нет сменщиков, а ведь они тоже люди и должны когда-то отдыхать, имеют право заболеть.
– Основной аргумент – низкие зарплаты. Ее рост спасет отрасль?
– Благодаря этой мере начнется формирование кадрового потенциала, с которым не стоит затягивать, если мы не хотим оставить отрасль без водителей автобусов.
Еще раз повторюсь: работа ответственная и тяжелая. Разумеется, она должна достойно оплачиваться. На тех промышленных предприятиях, где могут себе позволить высокие зарплаты, нет такой проблемы, как дефицит кадров. Зато у них есть конкуренция, и уже предприятия выбирают себе работников, а не наоборот.
Главное, понять, из каких средств обеспечить рост зарплат. Тариф повышать нельзя, поэтому остаются только меры господдержки. Вопрос в том, в какой форме их применить. И здесь нельзя допускать скоропалительных действий – нужно обдумать стратегию. Но делать это нужно именно сейчас, иначе может оказаться поздно.
– Чем еще можно помочь общественному транспорту?
– Я уже давно говорил о том, что сфера требует глобальных изменений. Вариантов несколько: можно поддержать перевозчиков субсидиями и рядом преференций, например в части снижения аренды помещений, где размещаются предприятия, перевод их на брутто-контракты, организация муниципального транспортного предприятия. В каждом варианте есть свои плюсы и минусы, а также разная экономика. Для бюджета дешевле организовать поддержку пулу имеющихся перевозчиков. Но это не говорит о том, что он единственно правильный.
В любом случае без поддержки краевых властей городу будет сложно справиться со скопившимися проблемами.
Как появился пешеходный мост на Новом рынкеВо время беседы Валерий Касплер рассказал корреспондентам "Толка", как появился так называемый пешеходный мост в районе Нового рынка. Сейчас по нему организован обход путепровода.
Сооружение построили не больше 20 лет назад, и по нему действительно должны были ездить вагоны ГЭТ. Тогда в городе планировали изменить схему трамвайного сообщения, чтобы убрать электротранспорт с проспекта Ленина от площади Октября до Нового рынка и дальше.
Планировалось, что трамвайная линия пройдет от проспекта Строителей (в районе железнодорожного вокзала), мимо нынешнего ЖК "Локомотив", по улице Профинтерна и Новоугольной, чтобы выйти на Новом рынке. Здесь трамвай должен был пересечь проспект Ленина под углом в 90 градусов, повернуть на этот мост и уйти на улицу Кулагина и проспект Калинина, чтобы соединиться "ветками" с улицей Северо-Западной.
Почти 40 лет назад Валерий Касплер окончил алтайский политех по специальности "автомобили и автомобильное хозяйство". С тех пор его жизнь тесно связана с транспортной отраслью. С 2004 года он впервые был избран депутатом Барнаульской городской Думы по одномандатному избирательному округу №16 в Октябрьском районе. В настоящее время является гендиректором барнаульской компании "Сибирьавтоцентр".