Толк новости
Общество |

Равенство и транспорт. Что принесет Барнаулу единая тарифная зона

В свете реконструкции путепровода на проспекте Ленина власти города предприняли ряд мер для оптимизации транспортной системы
Читать в полной версии ➔

Создание единой тарифной зоны в Барнауле совсем скоро станет реальностью: уже с 1 января 2023 года стоимость проезда в алтайской столице и ее пригородах станет идентичной. Об этом в ходе пресс-конференции 13 декабря рассказал мэр Вячеслав Франк. Впрочем, в комплекте с этой мерой транспортную отрасль ожидают и иные новшества, в том числе касающиеся и все тех же "пригородных путешествий".

В условиях, когда транспортная инфраструктура города столкнулась с новым для себя вызовом – реконструкцией одной из важнейших "артерий" в виде путепровода на Ленинском проспекте – все эти механизмы приобретают особенную важность. Более подробно о грядущих изменениях – в материале "Толка".

Автобусная география

Пригородных рейсов в барнаульском городском округе достаточно немало: таковыми считаются маршруты, которые выезжают за пределы самой столицы, но не покидают территорию округа. Это, например, рейсы №104, 104ю, 108, 109, 109оп, 111, 112, 112т, 113, 113к, 114, 117э, 118, 118э, 119, 119ш, 124, 124к, 125 и 151. Они направляются в пригородные поселки, например в Бельмесево, Черницк, Центральный, Березовка, Комсомольский, в барнаульский Научный городок и на Новомихайловское кладбище. И стоимость проезда сейчас там действительно серьезно варьируется.

Так, проезд внутри Барнаула на этих автобусах стоит одинаково: все те же 28 рублей. А вот, например, поездка на автобусе №104 до Бельмесево обойдется пассажиру, пользующемуся наличными, значительно дороже: уже 51 рубль. Поездка до Новомихайловского кладбища на автобусе №117 выйдет несколько дешевле: 39,5 рубля, что все еще дороже, чем проезд по Барнаулу. Чтобы доехать до Березовки от барнаульского поселка Урожайного на 113-м, предстоит отдать 62,5 рубля.

А для того, чтобы совершить поездку в отдаленное садоводство "Озерное" на рейсе 124к, барнаулец и вовсе должен будет заплатить 81 рубль (или 72 рубля в случае использования электронного кошелька). Что, конечно, может отразиться на семейном бюджете, особенно у тех, кто проживает в пригороде и в Барнаул ездит на работу.

Как результат, барнаульцы неоднократно обращались к властям с понятной просьбой: уравнять цены, чтобы сделать пользование пригородными маршрутами удобнее. Тем более что механизм образования цены не всегда понятен: далеко не обязательно итоговая стоимость зависит от длины маршрута. Что опять же мало кого радует.

Авторавенство

В мае 2022 года вопрос "разношерстных" тарифов, наряду с другими транспортными задачами, обсудили в ходе рабочего совещания в мэрии Барнаула. О том, что жители пригорода часто обращаются с проблемой тарифного неравенства высказался депутат Барнаульской Думы Вячеслав Перерядов. А первые контуры грядущей унификации тарифов обрисовал председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Павел Есипенко.

"На основании расчетов, произведенных комитетом совместно с МУП "Центртранс", дополнительные расходы бюджета города для увеличения стоимости муниципальных контрактов автоперевозчиков составят ориентировочно 59 млн рублей. Предложение депутатов поддержал и глава города Вячеслав Франк.

Стоимость проезда в Барнауле с 1 января составит 30 рублей.

Инициатива стала лишь одной из мер, призванных оптимизировать работу общественного транспорта в Барнауле в период реконструкции путепровода на Ленинском проспекте. Этот процесс стартовал в мае 2022 года и закончится в ноябре 2023 года. Впрочем, более подробно о нем – позже.

Нужный запрет

Официально эпоха разных тарифов для жителей Барнаула и пригорода подошла к закату в ноябре 2022 года, когда стало известно о повышении стоимости проезда в городе. Решение об объединении тарифов было принято мэрией.

О том, что тарифное неравенство будет прекращено, мэр Барнаула Вячеслав Франк сообщил в ходе брифинга в "Сибирской медиагруппе" 13 декабря. После этого о создании единой тарифной зоны можно говорить уже как о свершившемся факте, и сейчас разница в стоимости проезда доживает последние дни.

Любопытно также и то, что устранение тарифных различных для многих пассажиров станет, возможно, первым на их памяти примером снижения стоимости проезда. Общий знаменатель, к которому приведут цены на проезд в Барнауле – 30 рублей – все равно окажется гораздо меньше, чем действовавшее раньше "ценовое разнообразие".

Впрочем, нужно отметить и еще один важный нюанс: на один важный и популярный "дальний маршрут" единая тарифная зона не распространится. Речь, конечно, об автобусах, следующих в Новоалтайск. Увы, город-спутник пригородом алтайской столицы не считается и к ее городскому округу не относится, в силу того, что образует собственный и является административным центром Первомайского района.

Множество инструментов

Впрочем, на объединении тарифов изменения, внедренные в транспортную систему в 2022 году, не заканчиваются.

Так, уже немало сказано о выделенных полосах для общественного транспорта, организованных для того, чтобы в период реконструкции путепровода избежать появления автомобильных заторов. Выделенная полоса – это сегмент дороги, по которому может перемещаться только общественный транспорт. Количество автомобилей на такой линии, таким образом, серьезно сокращается. Что делает движение значительно легче и быстрее.

Барнаульский перевозчик Олег Бесчастный в интервью "Толку" отмечал: автобусы благодаря этому новшеству перестали выбиваться из графика и начали ходить по расписанию. А его коллега по цеху Николай Усольцев рассказывал о том, что полосы пришлись по душе и пассажирам. Причина проста – на путь до дома или работы стало уходить гораздо меньше времени. При этом Усольцев также подчеркнул, что был бы очень благодарен мэрии, если бы выделенки охватили большее число барнаульских дорог.

Впрочем, первое время город к выделенным полосам просто привыкал. Горожане на личных авто нередко "вылезали" на эту часть дороги. Однако установка камер на всех "выделенках" с этой ситуацией активно борется.

Кроме того, горожанам потребовалось время на то, чтобы просто осознать тот факт, что добираться до того или иного места на общественном транспорте зачастую стало быстрее и удобнее на автобусе, нежели на собственной машине.

В итоге спустя недолгое время в мэрии сообщили: на проблемных дорогах выделенные полосы могут остаться и после завершения реконструкции путепровода. Сейчас они действуют на проспектах Калинина, Ленина и Строителей, а также на улице Аносова.

На проспекте Калинина выделенные полосы организованы от площади Октября до улицы Пионеров и от улицы Аносова до улицы Кулагина в сторону центра.

На проспекте Ленина "выделенка" работает от улицы Матросова до улицы Аносова, а затем уже по улице Аносова в сторону проспекта Калинина. Еще одна выделенная полоса функционирует от улицы Партизанской до площади Октября.

На проспекте Строителей выделенные полосы продолжаются от площади Октября до улицы Пионеров и от улицы Аносова до улицы Кулагина в направлении центра.

Единая зона, единый проездной

Другим важным новшеством в транспортной системе стало появление в Барнауле единого проездного для учащихся. Причем действует он как на электротранспорте, так и на автобусах.

Новый тарифный план мэрия Барнаула утвердила 4 августа 2022 года. Предложение о его создании внес Вячеслав Франк. Также градоначальника поддержал депутатский корпус.

Сейчас в городе запустили два вида единых проездных: школьный и студенческий. Для получения студенческого проездного учащемуся нужно предоставить документ, удостоверяющий его личность либо личность его законного представителя, и студенческий билет. Однако нужно отметить: получить проездной могут лишь студенты младше 24 лет, обучающиеся очно, и только в вузах, расположенных в Барнауле. Стоимость проездного составляет 600 рублей.

Школьнику же для получения проездного необходимо предъявить справку об обучении в образовательной организации и документ, удостоверяющий личность ребенка или его представителя.

Впрочем, на этом вариативность не заканчивается. Проездные для школьников делятся еще на два вида – обычные (стоимостью 550 рублей) и предназначенные для детей из малоимущих семей. Их цена – 400 рублей. Для получения второго необходимо также предоставить справку из органов социальной защиты.

Средняя стоимость проезда для школьника с проездным – от 9 до 15 рублей. Причем лимита на количество поездок в течение месяца нет.

Проездной для учащихся действует на 58 из 79 городских маршрутов. Причем охватывает он и ряд пригородных маршрутов, например №55 и 109. Полный список рейсов, работающих с проездными, выглядит следующим образом: №1, 2, 2к, 9, 10, 17, 19, 20, 24, 25, 33р, 35, 37, 38, 40, 53, 55, 57, 60, 70р, 73р, 75, 80, 104, 104ю, 108, 109, 109оп, 110, 113, 113д, 117э, 150. Кроме того, по единому проездному можно проехать на любом трамвае или троллейбусе.

Тарифные "мелочи"

Еще одним тарифным новшеством, связанным с реконструкцией путепровода на проспекте Ленина, стало появление "Электронного пересадочного проездного билета". При покупке такой карты барнаулец может в течение 100 минут бесплатно пересесть на троллейбусные маршруты № 1, 6, 7 и трамваи №1, 3, 4, 7. Эти линии оказались "разорваны" реконструкцией, в связи с чем и потребовался новый механизм. За период с мая по конец октября 2022 года по "пересадочному билету" совершено более 1,5 тысячи пополнений электронных карт и более 23 тысяч поездок.

Еще один новый тариф – "Проездной билет "Курьерский", который в Барнауле ввели в апреле 2022 года. Этот вариант проездного направлен на тех, кто совершает в день большое количество поездок. С апреля и до начала ноября по этому тарифу совершено более 12 тысяч поездок.

Впрочем, и без специальных предложений пользование электронным проездным для барнаульцев выгоднее старого-доброго расчета наличными. Так, с "Электронным кошельком" в настоящее время экономия составляет четыре рубля за поездку.

В общей сложности в Барнауле действуют 14 тарифных планов (с 1 января будет 13 планов) для поездок на общественном транспорте, что позволяет подобрать именно тот вариант, который подходит под нужды конкретного человека.

Муниципальные автобусы

Еще одно новшество, которое пока только предстоит внедрить в городе, – появление в Барнауле муниципальных автобусов. Город планирует закупить 18 единиц транспорта, "рулить" которыми будет МУП "Горэлектротранс".

Ранее в Барнауле говорили о создании отдельного муниципального предприятия, однако в мэрии решили избежать "изобретения велосипеда" и организовать автобусные перевозки на базе существующей организации.

Автобусы станут уже третьим направлением работы "Горэлектротранса" после троллейбусов и трамваев. На покупку нового транспорта, по предварительным данным, понадобится порядка 300 млн рублей.

Впрочем, более подробно о грядущих перспективах появления муниципальных автобусов будет известно лишь в феврале 2023 года.

И вновь о главном

Впрочем, напомнить нужно и о той самой реконструкции путепровода, которая серьезно ускорила развитие транспортной системы Барнаула в 2022 году. Ее официальным стартом стало 21 мая, когда движение по сооружению полностью перекрыли.

Однако первая приостановка (правда, только в одну сторону) произошла еще 10 мая. А связана она была с необходимостью создать первое из двух разворотных трамвайных колец. Оно появилось возле ТЦ "Пионер", и здесь в период реконструкции меняют направление движения трамваи №1 и 4. Для того чтобы построить этот объект, понадобилось 19 тонн рельсов, 200 тонн щебня, 285 деревянных шпал, 200 метров контактного провода, а также 500 метров несущего троса.

Второе кольцо, уже "выше" площадки реконструкции, сделали в районе остановки "Дом быта". Общая длина рельсов там достигает 191 метра, а длина контактной сети – 230 метров. Щебня использовали уже 230 тонн. Строительство этого сооружения обошлось в 1,2 млн рублей. Движение электротранспорта по второму кольцу стартовало 27 июня. Причем изначально его планировали открыть 1 июля, однако работы удалось выполнить с опережением графика. Всего на создание второго кольца ушло менее двух недель.

Однако на этом "вспомогательные" задачи реконструкции путепровода не закончились. Через этот транспортный отрезок проходили важнейшие коммуникации: тепловые магистрали М-21 и М-22, а также отрезок квартальной теплосети в районе дома на проспекте Ленина, 104.

В итоге подрядчику в лице компании "СТЭК" предстояла весьма серьезная и непростая работа: отремонтировать порядка 590 метров трубопровода, в том числе 106 метров крупной магистральной трубы диаметром 1 тыс. мм, 253 метра 700-миллиметровой трубы, 107 метров 600-метровой и 121 метр "узкой" 300-миллиметровой трубы. Причем один из участков необходимо было сделать со своеобразной аркой: в будущем через него к месту монтажа опор путепровода будет подъезжать спецтехника. А еще часть труб необходимо было проложить в защитных футлярах – все из-за близости к железнодорожным путям. Впрочем, несмотря на всю специфичность, работы были выполнены вовремя. Новый отрезок отопительной инфраструктуры рассчитан как минимум на 30 лет.

Кроме того, помимо теплосетей, мост служил "базой" для ряда других коммуникационных сетей. Оттуда убрали все контактные сети, которые обеспечивали движение электротранспорта. Также за пределы путепровода вынесли кабели. Убрали и трубу водоснабжения, переподключив потребителей к альтернативному источнику.

После завершения "коммунальной" фазы работ все остальное пошло как по маслу. От старого путепровода уже практически ничего не осталось. А в Барнаул еще в ноябре начали поступать металлические конструкции для "путепровода 2.0". В первую очередь это так называемые секции сооружения, из которых будут собирать уже пролетные строения нового объекта. Секции изготовлены из низколегированной стали.

Общая стоимость всех конструкций составила более 300 млн рублей. Все секции полностью индивидуальны и имеют собственное сечение.

Всего в Барнаул должно прибыть более 60 массивных стальных элементов. Изготовило их предприятие "Тюменьстальмост", которое уже успело отметиться в алтайской столице: его продукцию использовали при реконструкции коммунального моста через Обь.

Металлоконструкции в Барнаул едут на грузовых автомобилях. Складируют продукцию "Тюменьстальмоста" прямо на стройплощадке и на перекресте улицы Кулагина с проспектом Ленина.

К середине декабря 2022 года дорожники – а реконструкцией занимается Барнаульское ДСУ-4 – завершали бетонирование первой опоры малого путепровода, расположенного ближе к Дому быта. На большом же путепроводе шла подготовка под установку буронабивных свай на третьей опоре. На четвертой опоре сооружения укрепляли грунты. Эта работа потребовалась в связи с тем, что их слабость показали проведенные испытания в ходе начала работ.

Завершиться реконструкция путепровода на проспекте Ленина должна в ноябре 2023 года. После нее в городе должна серьезно улучшиться транспортная ситуация: новое сооружение будет заметно шире и устранит проблему "узкого горлышка", существующего на данном участке города. Кроме того, новый путепровод прослужит существенно дольше предыдущего.

Читать в полной версии ➔