Новая транспортная схема. Что это и когда ее планируют внедрить в Барнауле
После окончания ремонта путепровода на проспекте Ленина администрация города планирует приступить к поэтапному внедрению в городе новой транспортной схемы. Что это такое и о каких сроках идет речь – в материале "Толка".
Запрос на обновлениеО том, что городские власти намерены приступить к внедрению новой транспортной схемы в краевой столице, в ходе брифинга, прошедшего 13 декабря в "Сибирской медиагруппе", рассказал глава Барнаула Вячеслав Франк.
"С учетом открытия моста в конце 2023 года, здесь мы идем в графике и все работы планируем завершить в обозначенные сроки, будем внедрять новую схему, которая потребует серьезного внимания, в том числе к нашим новым районам", – подчеркнул градоначальник.
О необходимости системных изменений в транспортной отрасли краевой столицы высказывался и губернатор Алтайского края Виктор Томенко. Так, в ходе прямой линии, состоявшейся 2 декабря, глава региона отметил, что в Барнауле назрел вопрос по выстраиванию новой транспортной схемы.
"Систему надо обновлять, схему транспортную надо обновлять, в ней должны быть прописаны все требования, в том числе к тарифному регулированию, к качеству транспорта, к его мощности, к его возможностям", – отметил губернатор.
Также региональный руководитель добавил, что работа по созданию новой транспортной схемы в краевой столице уже ведется.
В ходе уже упомянутого брифинга глава города Вячеслав Франк акцентировал внимание на том, что транспортная схема является наукоемким документом, практическое применение которого будет напрямую сопряжено с обновлением генерального плана Барнаула.
"Схема есть, она утверждена. Сегодня мы находимся на контакте с разработчиками. Это наукоемкий документ. Конечно, схема будет немного меняться, поскольку меняется и генеральный план развития города. Думаю, что после открытия моста мы будем планово двигаться в сторону внедрения транспортной схемы. Вероятно, этот процесс необходимо будет разбить на этапы", – добавил глава краевой столицы.
О связи транспортной схемы с генеральным планом краевой столицы неоднократно заявлялось на заседаниях с участием представителей администрации и разработчиков генерального плана. Так, специалистами института "Гипрогор" уже были проработаны основные предложения по новой застройке и планировочным решениям, представлены проекты по комплексному развитию территорий города, созданию транспортно-пересадочных узлов. Очевидно, что все эти вопросы напрямую связаны с развитием транспортной отрасли региональной столицы.
В ходе одного из обсуждений перспектив развития транспортной инфраструктуры Барнаула руководитель фракции партии "Единая Россия" в Барнаульской городской Думе Вячеслав Перерядов отметил: "Проблемные точки в транспортной схеме города известны. От разработчиков Генплана ждем предложений по концептуальному решению того, как будет двигаться городской транспорт, в каком направлении".
Время и деньгиВесьма подробно на предмет перехода Барнаула на обновленную транспортную модель "Толку" рассказывал заместитель главы администрации краевой столицы по дорожному хозяйству и транспорту Антон Шеломенцев.
Он также указывал, что новая схема работы общественного транспорта в Барнауле может быть внедрена только после завершения реконструкции путепровода на проспекте Ленина.
Согласно предварительным оценкам, на ее запуск, а также обновление подвижного состава городу требуются вливания в размере порядке 4 млрд рублей.
Замглавы городской администрации также обратил внимание на то, что в среднем в будние дни в Барнауле осуществляется 339 тысяч поездок. В том числе через систему электронной оплаты проезда совершается больше 260 тысяч поездок.
Говоря о тенденциях в сфере городских пассажирских перевозок, Антон Шеломенцев указал на то, что стратегической задачей городских властей является сохранение муниципального предприятия "Горэлектротранс", причем не только с точки зрения поддержания его работы как муниципального перевозчика, но и с позиции развития электрического транспорта как наиболее экологичного и удобного для жителей краевой столицы.
Учитывая все это, а также беря во внимание необходимость обновления подвижного состава, как в частном, так и в муниципальном секторах, замглавы городской администрации отметил, что перед краевым центром стоит задача внедрения новой схемы работы общественного транспорта.
"Схема эта действительно разработана. Транспортным и профессиональным сообществом она в целом принята. Схема предполагает достаточно серьезные изменения в маршрутной сети, в направлениях движения – например, закрывает проблемы, связанные с новыми микрорайонами. Но до ввода в эксплуатацию путепровода на проспекте Ленина принять и применить эту схему на сегодняшний день не представляется возможным", – отметил спикер.
В то же время вопрос внедрения новой схемы работы общественного транспорта – достаточно близкая перспектива, поскольку конкретные шаги в этом направлении город начнет делать сразу после завершения реконструкции путепровода на Новом рынке.
По словам Антона Шеломенцева, базовая схема предполагает под собой в первую очередь обновление подвижного состава и значительное вливание бюджетных средств.
"Обновление подвижного состава и запуск новой схемы требует дополнительных вливаний в размере 4 млрд рублей. На сегодняшний день мы тратим из бюджета города 400 млн на общественный транспорт, хотя еще два года назад эта цифра составляла 200 млн. Так что в этом отношении мы идем достаточно большими шагами", – сказал представитель администрации.
Отдельно следует подчеркнуть, что сегодня краевая столица готовится к появлению в городе муниципальных автобусных перевозок.
По этому поводу высказывался глава Барнаула Вячеслав Франк, который отметил, что муниципальные автобусы могут появиться на дорогах краевой столицы уже в следующем году.
По словам мэра, властям города не придется создавать отдельное муниципальное предприятие для реализации задуманного. Для этого будет достаточно уже имеющейся основы – площадки "Горэлектротранса".
"Здесь есть все, что необходимо: руководитель, структура, готовая база, инфраструктура, охватывающая данное направление", – рассказал Вячеслав Франк.
Мэр подчеркнул, что автотранспортные пассажироперевозки станут третьим направлением работы муниципального предприятия. Оно появится наряду с уже действующими – трамвайным и троллейбусным сообщением.
На первое время автопарк укомплектуют 18 автобусами. На сегодняшний день в мэрии рассматривают ценовые пределы дорогостоящих покупок и возможных поставщиков.
Градоначальник не исключает, что новые автобусы могут направить на проблемные маршруты. На линии будут работать 16 автобусов, два останутся в резерве.
По предварительным подсчетам, на покупку автобусов городу понадобится около 300 млн рублей. Источник финансирования еще не определен.
"Данный вопрос будет детально прорабатываться в первом квартале следующего года. И мы сделаем все возможное, чтобы для начала закупить автобусы. Получится у нас это или нет, мы сможем сказать не раньше февраля 2023 года", – заметил Вячеслав Франк.
Перемены уже началисьМежду тем сегодня можно уверенно утверждать, что уже сейчас транспортная система краевой столицы переживает очень существенные подвижки.
Так, еще в преддверии закрытия путепровода на проспекте Ленина специалистами и экспертами в сфере дорожного хозяйства была разработана новая схема движения транспорта, в которой приоритет был отдан созданию условий для беспрепятственного движения в первую очередь общественного транспорта. Одним из таких мероприятий стало введение выделенных полос. Ранее в Барнауле движение транспорта по такой схеме не осуществлялось.
Выделенные полосы появились именно на тех дорожных участках, куда перераспределились основные потоки транспорта, в том числе общественного. Эти участки обозначены необходимой разметкой и соответствующими дорожными знаками.
Так, выделенная полоса действует на нескольких участках проспекта Ленина: от улицы Матросова до улицы Аносова, далее непосредственно по улице Аносова в направлении проспекта Калинина. Еще одна выделенная полоса введена при движении по проспекту Ленина от улицы Северо-Западной до поворота на улицу Аносова, а также от улицы Партизанской до площади Октября.
На проспекте Калинина, где проходит основной поток машин, выделенные полосы организованы от площади Октября до улицы Пионеров в оба направления и от улицы Аносова до улицы Кулагина в сторону центра.
На проспекте Строителей выделенные полосы действуют от проспекта Красноармейского до Павловского тракта и от переулка Ядринцева до проспекта Красноармейского.
Также большой пассажиропоток передвигается на электротранспорте, поэтому для беспрепятственного движения трамваев были выполнены работы по обособлению путей дорожными столбиками на улице Челюскинцев (от улицы Партизанской до улицы Победной по четной стороне, по нечетной – от проспекта Строителей до улицы Молодежной), а также по улице Советской Армии (от моста до Павловского тракта).
Как рассказал на недавнем брифинге в "Сибирской медиагруппе" зампредседателя комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула Валерий Ведяшкин, внедрение выделенных полос доказало свою эффективность.
"Решение о создании выделенных полос, безусловно, дало тот эффект, на который мы рассчитывали. Сегодня очевидно, что в час пик пассажиры общественного транспорта могут добраться до пункта назначения быстрее", – отметил он.
Поскольку данная мера продемонстрировала свою своевременность, сегодня городские власти отмечают, что выделенные полосы для общественного транспорта на некоторых участках улично-дорожной сети Барнаула, скорее всего, останутся и после завершения реконструкции путепровода на Новом рынке.
Напомним, что высокую оценку этим шагам дал член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов, который во время визита в краевую столицу ознакомился с реализацией проекта по реконструкции моста на Новом рынке.
"Любой город – сложная инфраструктура, состоящая из учета интересов жителей и автомобилистов. Есть такие работы, которые нельзя оттягивать, ведь любые замедления могут привести к негативным последствиям. Важно всегда принимать такие решения, которые бы опережали подобные негативные события и не допускали аварийных ситуаций на дорогах. Поэтому то, что происходит сейчас в Барнауле – ремонт моста, – большая ответственность органов власти. Большинство горожан пользуются общественным транспортом. Считаю одной из главных задач городских властей – создать комфортные условия проезда для людей, использующих общественный транспорт, в частности для семей с детьми, студентов и пенсионеров", – отметил общественник.
Также важно отметить, что в текущем году, с 1 сентября, по поручению главы краевой столицы Вячеслава Франка в Барнауле начал действовать единый проездной билет для школьников и студентов на всех маршрутах общественного транспорта, работающего по регулируемым тарифам.
Это стало одной из эффективных мер поддержки школьников и студентов, особенно на период реконструкции путепроводов на проспекте Ленина. Так, с 1 сентября 2022 года пассажиры, которые использовали проездные билеты типов "Школьный", "Для школьников из малообеспеченных семей", "Студенческий", получили возможность воспользоваться ими для поездки на городских автобусах, обслуживаемых по регулируемому тарифу. Ранее этими проездными можно было воспользоваться только на электротранспорте.
Нововведение для школьников и студентов вызвало заметное увеличение количества активаций их персональных транспортных карт.
В соответствии с порядком, утвержденным постановлением администрации Барнаула, перевозчикам на возмещение недополученных доходов из бюджета города предоставляются субсидии. В 2022 году на компенсацию недополученных доходов за проезд школьников и студентов по персональным транспортным картам из казны Барнаула выделено 6,2 млн рублей. В 2023 году эта сумма возрастет до 23,8 млн рублей.
Школьными проездными могут воспользоваться ученики с первого по одиннадцатый класс включительно. Студенческими картами – учащиеся, до достижения ими возраста 24 лет, очной формы обучения профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования и образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории города Барнаула.
Еще один тарифный план, который в этом году ввели специально в связи с реконструкцией путепровода, – "Электронный пересадочный проездной билет".
Изначально предполагалось, что он должен решить проблему оплаты проезда тем пассажирам, которые будут вынуждены ежедневно выполнять пересадку в районе Нового рынка или Дома быта из-за закрытия путепровода. Однако возможности этого тарифа в целом шире.
При покупке такой карты пассажир имеет право бесплатно пересесть в течение 100 минут на троллейбусных маршрутах №1, 6, 7 и трамвайных №1, 3, 4, 7.
Кстати, о большой социальной значимости в части ввода специального пересадочного проездного билета также высказывался председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
"Возможность бесплатной пересадки в течение 100 минут – уникальный опыт. Самая большая пересадка была в Москве: ее длительность – 90 минут. Это позитивная мера, которая не несет нагрузку на семейный бюджет. Мы видим, что в Барнауле ведется большая системная работа с учетом интересов горожан", – отмечал общественник.
Нововведением 2022 года стал и тариф "Проездной билет "Курьерский". Его можно использовать на всех видах общественного транспорта Барнаула: в трамвае, троллейбусе, автобусе – без ограничения числа поездок в течение одного календарного месяца.
Ну и, конечно, нельзя не отметить тот факт, что с 1 января 2023 года в Барнауле начнет действовать единая тарифная зона.
Еще в мае текущего года в связи с началом реконструкции моста на Новом рынке, который перекрыли до ноября 2023 года, глава города Вячеслав Франк особо акцентировал внимание на том, что закрытие проезда по путепроводам и связанные с этим вопросы транспортной нагрузки на основные магистрали города требуют дополнительных решений, которые позволят повысить интерес горожан пользоваться услугами общественного транспорта.
Одним из таких решений, способных сделать общественный транспорт Барнаула доступнее и удобнее для жителей краевой столицы, и стало предложение изменения тарифов, действующих в общественном транспорте на пригородных маршрутах.
Градоначальник Вячеслав Франк обратил внимание на целесообразность внесенного предложения и дал поручение более детально проработать финансовые механизмы для решения данного вопроса, после чего будет принято окончательное решение о возможности отмены тарифных зон.
Представители городского депутатского корпуса также высказались в пользу реализации данного предложения, акцентировав внимание на важности этого вопроса с социальной точки зрения.
В настоящее время все необходимые процессуальные решения по этому поводу приняты, и с 1 января в краевой столице в этом отношении начнется эпоха "тарифного равенства".