Под контролем. Как власти Барнаула приучают перевозчиков к порядку
Реконструкция путепровода на проспекте Ленина в Барнауле стала событием, приковавшим особое внимание к развитию транспортной системы краевой столицы со стороны общественности. В частности, реагируя на сигналы со стороны горожан относительно работы автобусов, администрация Барнаула пошла на решительные меры. Недобросовестных перевозчиков привлекли к ответу и заставили исполнять свои обязанности перед пассажирами в полном объеме. Что было сделано и как модернизируют транспорт в будущем, – "Толк" собрал недавние примеры последнего месяца уходящего года.
Холод – не теткаНачать следует с самой распространенной жалобы – нарушения графика движения общественного транспорта. Этим "грешили" водители автобусов многих пассажироперевозчиков. Так, на ряде маршрутов транспорт переставал вовремя прибывать на остановки в вечернее время. Проблема ощутимо "ударила" зимой, с наступлением морозов.
Власти города отреагировали на многочисленные сообщения о неудовлетворительной работе общественного транспорта. В середине декабря представители горадминистрации обсудили с транспортными предприятиями сложившуюся ситуацию.
Зампредседателя комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Барнаула Валерий Ведяшкин подчеркнул, что жалобы горожан подтвердил проведенный мониторинг.
"Наша совместная с вами задача – организовать работу автобусов на линии таким образом, чтобы жители имели возможность уехать в вечернее время и были уверены в том, что транспорт, который должен быть на линии, придет", – подчеркнул спикер.
Перевозчикам напомнили, что они должны выполнять обязательства перед пассажирами в любое время и независимо от времени года. Однако зимой соблюдать график особенно важно, подчеркнул Ведяшкин, ведь люди просто не могут долго ждать автобус при низких температурах.
Борьба с нарушителямиОтметим, что комитет ежедневно проводит анализ соблюдения расписания по муниципальным маршрутам. Тем не менее глава города Вячеслав Франк поручил профильным ведомствам поставить работу общественного транспорта на особый контроль и незамедлительно реагировать на нарушения. В случае выявления таковых перевозчиков ждут претензии и требования об уплате штрафов.
Приглядят за перевозчиками и в части соблюдения правил дорожного движения. На данный факт уже обратили внимание органы прокуратуры. Об этом стало известно в ходе совещания представителей правопорядка и руководителей транспортных предприятий. Последним напомнили, что такие нарушения недопустимы, они ущемляют права граждан "на доступный и безопасный общественный транспорт".
В эту же копилку добавили нарушения правил денежных расчетов. Поводом вновь стали многочисленные обращения барнаульцев и их жалобы в социальных сетях и интернет-сообществах.
Платежи мимо кассыКак бы ни старались власти краевой столицы и сами перевозчики, порочная практика оплаты проезда в маршрутках путем перевода на карту до сих пор сохраняется. Штрафы, размещение объявлений для пассажиров с просьбой не оплачивать проезд таким безналом не способны вразумить большинство водителей.
Несмотря на кажущуюся безнадежность ситуации, ни перевозчики, ни администрация Барнаула не намерены сдаваться. В ходе брифинга, посвященного проблемным точкам общественного транспорта, глава города Вячеслав Франк сообщил, что власти продолжат борьбу с недобросовестными водителями.
"Есть закон, и он должен исполняться", – твердо заявил градоначальник.
Руководитель компании "Евробус+" Роман Арапов тоже присутствовал на брифинге. Предприниматель отметил, что практика переводов на карту водителя применяется даже на маршрутах, не предполагающих саму возможность безналичного расчета – такая "функция" просто не прописана в контракте на обслуживание.
Тем временем в автобусах большой вместимости такой проблемы не существует, добавил к вышесказанному заместитель главы администрации города по дорожному хозяйству и транспорту Антон Шеломенцев.
Представители мэрии Барнаула провели брифинг, посвященный теме общественного транспорта, в контексте поручений губернатора Алтайского края Виктора Томенко, которые он озвучил в ходе прямой линии, состоявшейся 2 декабря. Нельзя миловатьКстати, кое-где власти города в этом месяце уже навели порядок. В частности, благодаря вмешательству мэрии города жителей поселка Затон начнут возить строго по графику.
Ранее люди пожаловались на перебои в работе маршрута №40. Его обслуживал один автобус, а водители не соблюдали установленный график и хамили пассажирам.
В дело вмешалась городская администрация. Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города расторг госконтракт с компанией "Олир-Авто". Маршрут был отдан другому перевозчику – "АлтайТрансАвто". С ним был заключен соответствующий муниципальный контракт.
В настоящее время по маршруту курсируют два автобуса с плановыми интервалами движения 23 минуты в "пиковое" и 46 минут в "межпиковое" время.
Напомним, маршрут №40 – регулируемый и предполагает льготный проезд для отдельных категорий граждан, в том числе школьников и студентов. Здесь также предоставляется возможность оплатить проезд транспортными картами.
Устранение тарифного неравенстваНа фоне реконструкции путепровода на проспекте Ленина мэрия Барнаула приняла меры по оптимизации транспортной системы. В частности, власти города создают единую тарифную зону. Начиная с 1 января, проезд в общественном транспорте столицы края и ее пригорода станет идентичным. Об этом глава города рассказал журналистам в ходе пресс-конференции 13 декабря.
Сегодня жителям Бельмесево, Новомихайловки, Березовки и Урожайного проезд обходится значительно дороже – от 39,5 рубля и выше. Изменения коснутся и дачников. Проезд на 113-м автобусе уже не будет зависеть от удаленности автобуса от остановки "Урожайная".
Барнаульцы неоднократно обращались к властям с просьбой уравнять цены, чтобы пользование пригородными маршрутами было дешевле и удобнее – многим проезд до работы больно бил по кошельку. Тем более что не все до конца понимали, как образованы такие цены за проезд. Зачастую итоговая стоимость не всегда зависела от длины маршрута.
Людей услышали. В жизни большинства пассажиров, это будет беспрецедентный случай снижения, а не повышения стоимости проезда.
К слову, Новоалтайска уравнение тарифов не коснется. Из города-спутника, как и прежде, можно будет доехать до Барнаула за те же 50 рублей. Он не считается пригородом алтайской столицы и не относится к ее городскому округу. Новоалтайск образует собственный округ и является административным центром Первомайского района.
Для остальных с 1 января следующего года он составит 30 рублей. И это с учетом повышения цен на проезд, решение о котором было также принято в декабре 2022-го.
Дополнительные мерыВ завершение отметим, что общественный транспорт остается в нашем городе в числе приоритетных направлений работы администрации Барнаула.
Вопреки ожиданиям, после закрытия моста на проспекте Ленина на реконструкцию массового "исхода" автолюбителей из комфорта личной машины в салон автобусов и трамваев не случилось. Тем не менее пассажиропоток вырос и сегодня устоявшегося уровня услуг недостаточно для того, чтобы удовлетворить нужды горожан. И сегодня в горадминистрации идет поиск оптимальных путей решения назревшей проблемы.
В частности, уже оправдали себя выделенные полосы и льготные тарифы для студентов и школьников, предполагающие проезд на всех видах муниципального транспорта.
Вдобавок к этому мэр Барнаула не исключает появление третьего направления на базе "Горэлектротранспорта", для которого планируется закупить 18 автобусов большой вместимости. Впереди – разработка мер по поддержке перевозчиков субсидиями и другими видами государственной помощи. Мэр города Вячеслав Франк уверен, что дополнительная поддержка поможет стабилизировать ситуацию в сфере общественного транспорта.
Долгожданное возвращениеПоявление ряда муниципальных маршрутов стало еще одной хорошей новостью уходящего года. Благодаря усилиям городских властей и методичной работе комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи на дорогах краевой столицы регулируемыми стали еще три маршрута с предоставлением права льготного проезда, в том числе по транспортным картам "Школьный" и "Студенческий". Речь идет об автобусах №70, 73, 110.
Отметим, что ранее жителям отдаленных микрорайонов, где ходят автобусы №70 и 73, льготный проезд был недоступен – транспорт курсировал по нерегулируемым маршрутам. Теперь же все изменилось: с 1 декабря горожане еще по двум направлениям могут пользоваться льготами.
Сейчас на 70-м (поселок Борзовая Заимка – площадь Победы) маршруте работают две транспортные единицы с плановым интервалом движения 44 минуты, на 73-м (улица Просторная – площадь Спартака) – четыре транспортные единицы с интервалом 30 минут.
Оценка эмоциямиОднако это еще не все. Отдельно нужно сказать о маршруте №110, который идет от Спартака-2 до Барнаульского аэропорта.
В феврале 2022-го мэрия алтайской столицы была вынуждена в одностороннем порядке расторгнуть контракт с перевозчиком, обслуживающим протяженное направление. Основная претензия – несоблюдение месячного планового количества рейсов. Проблема была систематической и требовала незамедлительного решения.
Добросовестного подрядчика долго не могли найти. В итоге муниципальный контракт все же был заключен. Теперь маршрут обслуживает ИП Овсянников В.С. Перевозчик выделил для важного направления четыре автобуса среднего класса (ранее транспорт был малого класса) с плановым интервалом движения 36 минут.
Возвращение маршрута не оставило равнодушными жителей города. Например, в Спутнике и Авиаторе до сих пор не стихают эмоциональные обсуждения. Но, в отличие от большинства отзывов о работе общественного транспорта Барнаула последнего времени, комментарии "сельчан" насыщены только позитивом.
Путепровод на проспекте Ленина полностью закрыли на реконструкцию весной этого года. Первые предпосылки грядущей глобальной стройки появились не менее пяти лет назад. В 2016-м эксперты вынесли неутешительный вердикт – состояние строения плачевное и оставляет желать лучшего. В бетонных опорах сооружения появились трещины, кое-где он начал осыпаться. В будущем это не сулило ничего хорошего.
В 2019 году был разработан проект реконструкции. В 2022-м он получил окончательное одобрение. Весной этого же года был найден подрядчик. Тендер стоимостью 1,7 млн рублей выиграла одна из крупнейших мостостроительных организаций Алтайского края – Барнаульское ДСУ-4.
Формально старт реконструкции был дан 21 мая. Именно тогда по старому, аварийному мосту проехала последняя легковушка. Откроется мост в ноябре 2023 года. Но это будет уже другое, совершенно новое сооружение. Мост будет шире и современнее советского предшественника.