Толк новости
Общество |

"Рулить" по-новому: зачем Барнаулу менять транспортную схему и стоит ли оно того

Трамваи и троллейбусы нужно сделать костяком общественного транспорта Барнаула, маршрутки убрать на периферию, а для оплаты проезда сделать единый проездной – таков рецепт успеха от нашего эксперта
Читать в полной версии ➔

Московский Центр экономики инфраструктуры (ЦЭИ) разработал для краевой столицы новую транспортную схему. На ее внедрение понадобится от 4 до 5 млрд рублей. Запустить реализацию проекта планируется после завершения реконструкции моста на проспекте Ленина. А пока вместе с экспертом "Толк" решил углубиться в теорию и обсудить, пойдут ли нововведения на пользу городу и появится ли у нас общественный транспорт столичного уровня.

На наши вопросы ответил заместитель заведующего кафедрой организации и безопасности движения АлтГТУ Сергей Павлов. В прошлом году в числе других экспертов наш собеседник участвовал в разработке схемы объезда путепровода на Новом рынке.

Готовый план развития

Сразу отметим, что так называемая новая транспортная схема – это большое научное исследование, отражающее комплекс мер по улучшению работы общественного транспорта и перспектив его развития. Говоря о нем, Сергей Павлов отметил, что такой документ должен быть в распоряжении властей любого города.

И в первую очередь это связано с перспективным планированием. В том числе для участия муниципалитета в региональных и федеральных программах финансирования. Как правило, средства выделяются на вполне конкретные цели. И если под рукой уже есть готовый план развития, то это идет только на пользу его скорейшей реализации.

"Безусловно, сложившуюся на сегодняшний день транспортную схему Барнаула нужно менять. Ее сложно назвать оптимальной. Во-первых, часть маршрутов дублируется, что не очень хорошо. Во-вторых, в центре столицы ездят так называемые маршрутки – транспортные средства малой вместимости. По-хорошему, им здесь не место. Для системы общественного транспорта гораздо лучше, когда маршрутки свозят население из удаленных уголков и с периферии к транспортно-пересадочным узлам, откуда люди уже могут отправиться в любое место, пользуясь автобусами большой вместимости, трамваями и троллейбусами", – отметил эксперт.

Он подчеркнул, что новая схема как раз и оптимизирует негативные факторы, повышая эффективность работы городской системы общественного транспорта.

Разработчики из Москвы

Кстати, разработка комплексной схемы транспортного обслуживания населения началась еще в 2021 году. Тогда-то ЦЭИ и выиграл тендер на проведение научно-исследовательской работы.

Московские специалисты провели исследования пассажиропотока, его направлений, интенсивности автомобильных потоков, а также социологические опросы населения и т.д. На основе полученных данных они подготовили увесистый научный труд, который стал основой для будущих преобразований в Барнауле. Подрядчик представил результаты еще в прошлом году.

"Я знаком с документом, хоть и не с полной версией – был на презентации, где специалисты из Москвы рассказывали об итогах проделанной работы. Скажу честно, мне понравилось то, что я увидел. Научное исследование было хорошо проработано, что не удивительно, ведь у организации собран большой опыт работы в данном направлении", – поделился с "Толком" эксперт.

По словам Сергея Павлова, ЦЭИ предложили три варианта сценариев: облегченный, средний и глобальный. Каждый из них предполагает разный объем бюджетных вложений.

Первый вариант предполагает за небольшие деньги незначительно преобразовать уже существующую сеть общественного транспорта. В рамках второго "сценария" планируются более масштабные изменения, включающие новые маршруты, а третий призван запустить глобальный процесс поэтапного преобразованию существующей схемы общественного транспорта.

Но какой бы вариант ни выбрали власти Барнаула, приступить к его реализации удастся не раньше конца 2023-го, когда завершится реконструкция путепровода в центре города.

Об этом еще в 2022 году заявил замглавы администрации Барнаула по дорожному хозяйству и транспорту Антон Шеломенцев.

Тем не менее преобразования в рамках новой транспортной схемы уже идут. Например, к своеобразному подготовительному шагу Сергей Павлов относит выделенки на дорогах Барнаула.

"Выделенные полосы для общественного транспорта на дорогах Барнаула неплохо себя показали, поэтому, скорее всего, на многих отрезках дорожной сети они останутся и после открытия путепровода на проспекте Ленина. Нужно понимать, что транспортная схема – это не только введение новых или переустройство старых маршрутов. Сюда входят изменения схем финансирования перевозчиков (нетто или брутто-контракты), системы оплаты в общественном транспорте (электронные проездные билеты и тарифы для них), введение выделенных полос и т.д. И часть мер можно применять уже сейчас", – пояснил эксперт.

Неизбежная статичность

Сергей Павлов подчеркнул, что любой из перечисленных вариантов может в конечном итоге и сам претерпеть изменения, ведь идеальных разработок не бывает.

"В ходе применения того или иного варианта всегда что-то да выплывет. И это неизбежный процесс. С чем-то подобным мы столкнулись при разработке схем объезда моста на Новом рынке. Планы и схемы просто корректировали в рабочем порядке", – поделился опытом собеседник.

При этом он подчеркнул, что любой документ по перспективному развитию изначально статичен.

"По идее они должны быть в постоянной разработке и предполагать регулярные корректировки и обновление. Каждый год сценарий должен меняться. Например, в зависимости от финансирования. Выделили большие дотации, значит, можно запускать масштабный проект, маленькие – планы поскромнее", – пояснил Павлов.

Он добавил, что большая часть может даже не быть реализована, оставаясь где-то в планах на будущее как большая часть генплана любого города.

"Если в Барнауле удастся реализовать хотя бы часть того, что запланировано в сфере общественного транспорта в рамках той самой новой схемы, то это уже будет большим прорывом. Это будет очень хорошо", – заметил спикер.

Автобусы ГЭТ

Важной частью преобразований может стать автобусное направление работы существующего муниципального перевозчика – "Горэлектротранса".

Есть мнение, что предприятие держится преимущественно на дотации, но оно несет важную для города социальную функцию. На этом миссия городского электротранспорта не должна заканчиваться. По мнению Павлова, именно ГЭТ должен стать скелетом сферы общественного транспорта Барнаула.

"Что касается автобусов, то здесь все зависит от финансирования. Перевозчики, будучи представителями частного бизнеса, могут позволить себе гибкость, например оптимизацию маршрута и подвижного состава в зависимости от спроса. Получится ли так у муниципального предприятия – большой вопрос. Его придется обеспечивать за счет госфинансирования, а это большая нагрузка на бюджет", – поделился опасениями эксперт.

На вопрос о том, как скоро появятся в Барнауле муниципальные автобусы, глава города Вячеслав Франк обещал ответить в феврале. Об этом градоначальник заявил в прошлом году на декабрьском брифинге в СМГ.

Пересадочные узлы и тарифы

По предварительным оценкам, внедрение новой схемы оценивают в 4-5 млрд рублей. Как отметил ученый, примерно в такую сумму может обойтись мэрии Барнаула один из этапов внедрения новой транспортной схемы – введения брутто-контрактов для перевозчиков.

А еще в планах – полная переработка самого подхода к городским пассажироперевозкам. Об этом говорят планы по обустройству транспортно-пересадочных узлов.

"Смысл узлов в следующем: к ним на малогабаритных автобусах свозят население с периферии и пригорода, откуда люди могут уехать в любую точку центра Барнаула на больших автобусах или ГЭТ. Если их и будут строить, то точно не в центре города, иначе они теряют смысл", – объяснил Павлов.

Смысл будет потерян и в случае, если не решится вопрос оптимальной оплаты проезда. А для этого придется полностью пересмотреть подход к тарифам.

"Конечно, идеальный вариант – это московская карта "Тройка", которой можно пользоваться в любом общественном транспорте столицы. В Барнауле есть электронный аналог, но нет разнообразия тарифов и универсальности, когда человек покупает проездной (условно!) за 3 тыс. рублей и ездит по нему в автобусах, трамваях и маршрутках, не заботясь о переплатах. В противном случае, когда условия невыгодные, люди вряд ли будут пользоваться пересадочными узлами", – отметил эксперт.

Подводя итог беседы, мы задали эксперту один из самых сложных, но самый популярный среди горожан вопрос – чего не хватает общественному транспорту Барнаула, чтобы в нем было приятно ездить?

"Думаю, ответ очевиден. Как и многим другим городам, ему не хватает денег. Но их наличие тоже не гарантирует моментальных глубинных изменений. Важно выбрать стратегию так, чтобы развитие шло поэтапно и планомерно. Уверен, ставку нужно делать на Горэлектротранс и автобусы большой вместимости. Они должны составлять костяк общественного транспорта города. А вот уже их развитие предполагает выделенные полосы, обновление подвижного состава, тарифы и многое другое", – резюмировал собеседник.

Читать в полной версии ➔