Толк новости
Общество |

Разорванное вымя: зачем депутаты разрешили отстреливать в охотугодьях волкособак

По данным минприроды Алтайского края, ежегодно в ведомство поступает по 2-3 тысячи обращений по поводу нападения волкособак на сельскохозяйственных животных. Численность гибридов начнут регулировать
Читать в полной версии ➔

Охотоинспекторы Алтайского края получили возможность отстреливать гибридов волкособак в охотничьих угодьях для защиты диких и сельскохозяйственных животных. 26 января депутаты краевого заксобрания (АКЗС) приняли поправки в закон, которые отнесли гибриды к охотничьим ресурсам, численность которых подлежит регулированию. Обсуждение вышло очень эмоциональным, в том числе внутри группы КПРФ, поскольку одни считают, что закон – это завуалированная борьба с бродячими собаками, а другие – что жалеть нужно не несколько особей волкособак, а тысячи растерзанных диких и домашних животных, не говоря о людях, которым тоже угрожает опасность.

"Девять положили, объели одну"

Как объяснил глава аграрного комитета АКЗС Сергей Серов, из-за большого числа бродячих собак, которые стали выходить и за пределы населенных пунктов, особенно в сельской местности, в крае появилось большое число гибридов – волкособак. И это научно доказано, подтвердил Сергей Снегирев, директор Зоологического центра биологии и биотехнологий АлтГУ

"Они собираются в стаи и обладают абсолютно другими инстинктами, в отличие от того же волка. Волк – семейное территориальное животное. Они загоняют табун косули, одну пожирают, потом переваривают. И в основном охотятся на слабых, больных животных. Что делают гибриды? Было стадо девять косулей в Тогульском районе – положили всех. Объели только одну. Они поедают весь молодняк. И других тоже животных. Только по косуле ущерб за год 4,8 млн рублей", – рассказал Серов.

Большой ущерб гибриды наносят и сельскому хозяйству, особенно в предгорных районах. Пастбища, табунное коневодство развивается на охотничьих угодьях, рассказал Серов.

"Обращение есть по задранным телятам, овцам, разорванные вымя у коров. Есть фото и видеоматериалы, но мы не будем показывать – не каждый взрослый выдержит", – привел примеры Серов.

Как рассказал Максим Катернюк, замглавы минприроды края, начальник управления охотничьего хозяйства, ежегодно поступает по 2-3 тысячи обращений о нападении гибридов на животных, особенно из предгорных территорий. В последнее время случаи все чаще фиксируются уже на границе, а то и в пределах населенных пунктов.

Когда есть угроза жизни и здоровью граждан, а также сельхозживотным, федеральный закон дает право регионам вносить в перечень регулируемых охотресурсов дополнительные виды зверей. Им и воспользовались депутаты АКЗС.

После изучения поголовья волкособак власти определят объем животных, подлежащих отстрелу или вылову. А егеря и охотоведы получат право отстреливать гибридов – в пределах установленных квот – для защиты других животных. Сейчас они этого делать не могут.

Какие были возражения

"Очевидно, что законопроект направлен на бездомных собак", – сказал представитель КПРФ Андрей Чернобай. По его мнению, недопустимо эту проблему решать отстрелом, "да еще таким завуалированным способом". Он привел в пример громкое заявление депутата Госдумы Владимира Бурматова (который, кстати, "зарубает на корню" все инициативы АКЗС по более радикальному решению проблемы агрессивных бродячих животных):

"[Он] высказал опасение, что если депутаты обратят внимание на сирот и стариков, то и тех признают охотничьим ресурсом".

По мнению Чернобая, бездомных собак действительно много и среди них есть жестокие, но борьбу с ними нужно вести по-другому: создавать места для длительного из содержания, стерилизовать, искать новых хозяев, наказывать владельцев, отпускающих собак. То есть "работать не с собаками, а с бездомностью". А предлагаемый закон – "не против причины, а против следствия".

Бороться с причинами также предложила и Людмила Цивилева из ЛДПР. Она отметила, что муниципальные власти, которые должны работать по теме беспризорных животных, свои функции в полной мере не выполняют: комиссии не работают, животных не стерилизуют.

"Мы опять боремся с последствиями. Уже пришли к тому, что только стрелять. Сегодня отстреливаем собак, завтра еще кого-то. Так можно вообще дойти до тезиса "нет человека, нет проблемы", – сказала она.

А Вероника Смирнова из КПРФ добавила, что важен вопрос, как отличить волка от гибрида. Если разница не велика, то под пулю могут попасть и просто собаки.

"Человек важнее"

Однако депутатов, которые поддержали инициативу, оказалось заметно больше, и аргументы они тоже приводили весомые.

"Да, можно говорить об истории, почему так получилось. Но проблема сегодня уже есть. Зоозащитники говорят, что отстреливать плохо, но не предлагают эффективного решения проблемы", – сказал Владимир Семенов, лидер фракции ЛДПР. Да, было очень хорошо, если бы во всех муниципалитетах удавалось бы создать питомники, стерилизовать собак, сказал он. Но этого нет. И действенных предложений, как исправить ситуацию, от зоозащитников тоже.

"Давайте поставим на чашу весов: на одну два-три гибрида, а на другую – десятки домашним животных, которых они уничтожат. Давайте сделаем правильный выбор", – сказал он.

Лидер эсеров в АКЗС Александр Молотов также отметил, что "все мы, конечно, немного зоозащитники до тех пор, пока на нас не нападут, не дай бог, не покусают дикие агрессивные животные".

Он подчеркнул, что проблема есть. Это подтверждает показанное им видео, после которого "хи-хи, ха-ха коллег здесь не уместны". И депутаты, пользуясь законным правом, по его мнению, защищают людей и животных.

"Могут ли возникнуть вопросы при реализации? Да. Как и любого закона. Это не основание его не принимать. Охотуправление четко объяснило, как будет контролировать процесс. Наша задача – следить за исполнением закона", – резюмировал он.

Сергей Писарев из "Единой России", не только депутат, но и директор зоопарка, тоже вспомнил показанное видео и сказал, что после этого в лес не пойдет.

"Как бы я ни любил природу, для меня человек важнее. Да, я сам принимаю волчат и медвежат, когда их приносят, но я не делаю ничего такого, что бы представляло опасность для человека", – сказал единоросс.

К приоритетности безопасности людей апеллировали и коммунистки Елена Клюшникова и Мария Прусакова.

"Есть зоозащитники, которые к себе всех собак не забирают, а нас вынуждают находиться в опасности. Коллеги, если идет человек с оружием по улице и открывает огонь, то его называют террористом, то его могут даже убить. О каком гуманизме можно говорить в отношении животных? Гуманизм заканчивается там, где есть реальные факты нападения на людей. Мне в Крутихинском районе на днях рассказали, что стаи собак бегают рядом с детсадами. И проблему не решить, строя питомники и стерилизуя", – выступила Прусакова, сказав, что будет продвигать эту же инициативу на федеральном уровне как депутат Госдумы.

А, по словам Клюшниковой, про хороших собак рассуждают только те, кто "живет в каменных джунглях", а не в сельской местности и не в частном секторе.

"А они понятия не имеют, что значит утром отвести ребенка в школу, детсад, на работу через стаи собак. Это опасность не просто быть укусанным. Я живу в частном секторе в пяти минутах ходьбы от городской администрации [в Новоалтайске], недавно собаки там покусали трех детей. Это скрещенные собаки какие-то, у них даже морды другие. Когда стоит вопрос, ребенок или собака, нужно голову включать. А сейчас даже не о них речь идет, а о волкособаках. Почему вам их жалко, а косуль и зайцев нет? Ну, съездите на речку, в лес, может, вас покусают и дойдет до вас".

А коммунист Вячеслав Лаптев отметил, что гибридизации способствуют порой и сами люди – некоторые охотники забирают из леса волчат, выращивают их, скрещивают с собаками, а потом не могут справиться с характерами ни выросшего волка, ни его потомства и выпускают их в лес.

"Эти гибриды не боятся человека, спокойно нападают на сельскохозяйственных животных, у них есть нывыки загонять стадо, причиняя значительный урон телятам, овцам, ягнятам. Сократилась популяция зайцев, давят и зайчат. Если мы не примем меры, то получим еще большие проблемы", – заключил Лаптев.

В результате 54 депутата поддержали законопроект, только трое проголосовали против, четверо воздержались.

Читать в полной версии ➔