Когда хобби – огонь. Как и зачем барнаульский айтишник стал пожарным репортером
Этот фотограф из Барнаула в числе первых оказывается в центре крупных ЧП. Именно он поймал "горячие" кадры полыхающего здания "MSV Логистик" на Власихинской. Благодаря ему остались галереи фото тушения шинного завода. Многие считают, что его яркие снимки постановочные. На самом же деле секрет в динамике и полном погружении. Об этом и не только IT-специалист и фотограф Владимир Игнатов и рассказал "Толку".
"Горящий" дебютМногие в Барнауле помнят, как логистический центр в Индустриальном районе вспыхнул поздно вечером 9 апреля 2021 года. На место выехали пожарные расчеты. Борьба с огнем велась тяжело и долго, но спасти здание так и не удалось. Строение из сэндвич-панелей площадью 45 тыс. кв. м выгорело дотла.
Пожар до сих пор считается самым крупным в современной истории Барнаула. Он стал первым масштабным событием и в фотокарьере айтишника Владимира Игнатова. Собеседник признался, что тогда даже немного растерялся. Тем не менее ему удалось в числе немногих уловить и показать самые тяжелые и эмоциональные моменты той ночи.
"Для меня, как фотографа, пожар стал своеобразным дебютом. Первое время бегал, суетился в поисках кадров – я тогда не до конца понимал, как передать напряжение и накал во время работы пожарных, какие ракурсы для этого лучше выбрать, как отработать в темноте, чтобы не было зернистости. Поэтому вел себя как обычный зевака и просто фотографировал. Хотя нет, отличия были – я мог снимать около штаба и близко подходить к спецтехнике. В итоге пожарных в кадре было мало, зато получилось много крупных планов полыхающего здания и его тушения".
За свои снимки денег Владимир не берет. На вопрос почему только отшучивается – "боюсь, что не понравятся и придется возвращать".
"Никогда не занимался коммерческими съемками. Меня зовут – иду и снимаю. Нередко меня приглашали снимать спортивные турниры по баскетболу, волейболу, хоккею и т.д. Кстати, они мне много дали. Работая над динамичными кадрами, понял, что мне интересно фотографировать не только само действие, которое происходит на поле или на льду хоккейной коробки, но еще и эмоции. Я начал как бы "всматриваться" камерой в лица. Что в этот момент чувствует человек? Он переживает, радуется или огорчается? Я каждый раз старался передать всю эту гамму чувств. И пожары – не исключение. Причем именно люди, их эмоции, помогают в полной мере раскрыть содержание и смысл происходящего: как им тяжело или легко дается тушение огня, все хорошо или хуже не придумаешь, какое напряжение они испытывают. Поэтому, помимо действия, я стараюсь ловить чувства и эмоции людей, их лица, позы.
От еды до пожараОтметим, что сами пожарные не сразу приняли фотографа. Поначалу они думали, что человек с камерой фиксирует их работу для неких отчетов. Какое-то время суровые мужчины обходили Владимира стороной. Все изменилось после знакомства с руководством пожарных частей. Тогда фотографа-любителя объявили внештатным пожарным репортером.
"Ребятам велели меня не бояться, ведь моя задача – показать трудную работу пожарных-спасателей. Страх и стеснение пропали, и все пошло-поехало. Потом я начал выкладывать фотографии в Сеть, создал паблик, "пришли" первые подписчики и положительные отклики. Вдобавок появился паблик "Про пожарных и спасателей", куда я выкладываю фотографии. Ребята стали забирать снимки на свои страницы, обновлять аватарки. А потом они вообще расслабились и перестали обращать внимание на камеру. Многие даже оказались не против и попозировать. Например, так получилась фотосессия "Будни сотрудников МЧС". Глядя на все это, ловлю себя на мысли: наверное, я все правильно делаю".
А начинал Владимир с другого хобби – еды. Он фотографировал блюда, приготовленные по особо понравившимся рецептам. Кулинарное увлечение и привело нашего собеседника в мир фотографий. Он переключился с еды на природу, а после – на стрельбище "Алтайский стрелок".
"В какой-то момент я увлекся стрельбой. Сначала был инструктором выходного дня, а потому решил: почему бы не фотографировать мероприятия клуба, соревнования и т.д. Так, я даже "засветился" на одном из всероссийских состязаний. А потом мой друг, который на тот момент уже несколько лет работал в МЧС, сказал мне: "Хватит снимать ерунду, пошли фотографировать работу нормальных мужиков". Ну и понеслась коза по ипподрому. Узнавал о пожаре, ехал, снимал. Какое-то время даже работал с Госавтоинспекцией, фотографировал крупные ДТП, но это дело пока как-то заглохло", – говорит Владимир.
Тягу к такой работе Владимир Игнатов буквально чувствовал кожей. Он вырос в семье военных, в юности прошел курс молодого бойца (воздушно-десантная подготовка) и планировал построить карьеру в рядах вооруженных сил. Но не срослось, скупо пояснил нам собеседник.
"Мне импонирует все, что связано с таким серьезными ведомствами, как МЧС. А когда мне предложили показать изнутри непростую работу их сотрудников, то мне стало даже еще интереснее. Когда ты работаешь почти бок о бок с такими ребятами – это просто бесценно. Мне даже выдали спецодежду – боевку (БОП – боевая одежда пожарного. – Прим. ред.) и каску. Мне их приходится надевать каждый раз, когда нужно забраться поглубже. Но в самое пекло не лезу. Во-первых, нет допуска. Во-вторых, не хочется ребятам создавать дополнительных проблем, ведь им и без меня порой очень тяжело приходится".
Тяжелые моментыЗа три года чего только не видел фотограф! Но он до сих пор удивляется, с каким бесстрашием пожарные заходят в огонь.
"Если горит жилой дом, в котором с большой вероятностью могут находиться люди, они, практически не раздумывая, надевают защитные средства и идут туда – в самое пекло. Не каждый же решится на такое. За три года я успел побывать на многих пожарах, где все полыхает. Людей вокруг нередко охватывает паника. Пожарные же, приехав, максимально быстро оценивают ситуацию и начинают слаженно отрабатывать ее", – рассказывает собеседник.
Он признается, бывали в его практике и печальные случаи, когда в потушенном после большого пожара доме находили тела погибших людей.
"Это тяжело для всех. Мне запомнился пожар, случившийся сразу после Нового года, 1 января 2022 года. Тогда сгорел частный дом в Борзовой Заимке. Пожарные расчеты приехали быстро, но здание уже полыхало открытым пламенем. Огонь сбили, туда зашло звено пожарных и обнаружило тела двоих погибших. Тогда я уловил момент… когда один из пожарных просто стоял… В его лице и напряженной позе читался немой вопрос: был шанс их спасти или нет? Мне кажется, что каждый из пожарных, несмотря на внешнее спокойствие, где-то внутри себя всегда сильно переживает такие трагедии".
Владимир рассказал, что пожарные спасают не только людей. Они готовы рисковать жизнью и броситься в огонь даже за домашними питомцами.
"Недавно из огня спасли котика. Его привели в чувства и увезли. К сожалению, все произошло так быстро, что я не успел его сфотографировать. Многие спасатели потом про него спрашивали: остались ли кадры выжившего животного", – говорит Владимир.
На своем местеСлучай с котом, пожалуй, самый трогательный из списка чрезвычайных ситуаций. Но есть в нем и очень глупые. Например, пожары из-за горящего пуха.
"Дети очень любят поджигать пух, не понимая, к каким последствиям это может привести. Так, в прошлом году из-за шалости сгорели три гаража. Пожарные прибыли быстро, но к тому моменту один из боксов уже успел выгореть полностью, в другом – даже пострадала машина, если мне не изменяет память", – вспоминает Владимир.
Не меньше досады порой вызывают зеваки. Без них не обходится практически ни один пожар.
"Сейчас каждый сам себе репортер. Ничего плохого я в них не вижу – пусть снимают. Но ведь многие этим не ограничиваются. Раздражает, когда люди, не имеющие ни малейшего представления о работе пожарных, начинают критиковать их, выкрикивать рекомендации и советы: "ты не так шланги тащишь", "не туда бежишь", "давай туши здесь". Особенно это любят люди нетрезвые. Был случай, когда таким советчиком оказался чуть ли не сам виновник пожара", – говорит фотограф.
Слушая, как Владимир Игнатов рассказывает о работе пожарных, возникает невольный вопрос о смене профессии. "Я слишком ленивый", – в шутку отвечает фотограф.
"При всем желании я не пройду по здоровью. Хотя будь мне лет 25, то я бы точно пошел работать спасателем. Сейчас я нашел свою нишу. Спокойно работаю в IT-сфере и параллельно показываю то, что обыватель вряд ли увидит: непростую службу пожарных, их профессионализм. Я показываю, чем они живут на работе, какие чувства испытывают, как справляются с собой и обстоятельствами. И мне кажется, я на своем месте", – заключает наш собеседник.